Ария отбойного молотк

Театр — это не только творчество. Это еще и сценическое оборудование, кресла в зрительном зале, гримерки... На успех спектакля влияют не только неординарные режиссерские решения и профессионализм труппы, но и то, насколько комфортно чувствуют себя в здании театра и актеры, и зрители. Ведь, как известно, театр начинается с вешалки... Реконструкция Национального академического Большого театра оперы и балета была начата в январе минувшего года и продлится 36 месяцев. Сегодня минские театралы смотрят балет во Дворце Республики, а оперу слушают в Доме офицеров. Вернуться домой труппа артистов оперы и балета сможет почти через два года. Пока, говорят строители, работы идут по графику.

Начинаем с вешалки
Сегодня окрестности оперного превращены в строительную площадку. Впрочем, репетиции в театре идут несмотря ни на что — в тех частях здания, куда еще не добрался ремонт.
Ежедневно на реконструкции театра работает около 580 человек. Генеральным подрядчиком выступает ЗАО НПО “Эльвира”, но для  специализированных работ привлечены еще 24 субподрядные организации. Работы ведутся весь световой день, на особо ответственных участках продолжаются и в выходные.
— Здание разделено на три пусковых комплекса, — рассказывает начальник участка ЗАО НПО “Эльвира” Юрий ЗЕНЧЕНКО. — Первый пусковой — часть здания, где разместятся администрация театра и гримерки — на 80 процентов уже готов и к марту-апрелю будет закончен полностью, включая отделку стен, установку светильников, дверей и утепленные полы.
Сюда и “переселятся” артисты, чтобы освободить строителям простор для деятельности. Часть здания, пока занятая артистами, войдет во второй пусковой комплекс. Самая трудоемкая часть работ — сцена и зрительный зал, они составляют третий пусковой комплекс.
Призраки оперы
Здание театра оперы и балета было заложено в 1933 году по проекту выдающегося белорусского архитектора Иосифа Лангбарда, а завершилось строительство в 1937-м. Есть легенда о том, что Янка Купала, увидев макет предложенного Лангбардом здания оперного театра, воскликнул: “А летуценны хлопец гэты Лангбард!”. Слово “летуценны” (мечтательный) поэт выбрал не случайно: минский оперный в те времена казался завтрашним днем архитектуры и находился почти за пределом возможностей строительной техники.
На долгие годы величественное здание театра оперы и балета, расположенное в самом центре Минска, практически в самой высокой его точке, стало символом и визитной карточкой белорусской столицы, играло значительную роль в формировании ее неповторимого лица. Но с годами технологическое оснащение сцены, звуковое оборудование морально и физически устарели, да и само здание обветшало снаружи и внутри — неудивительно, если учесть, что более или менее масштабные ремонтные работы здесь велись почти полвека назад, в 1960-х.
— Это не первое историческое здание, которое восстанавливают специалисты ЗАО “Эльвира”, — говорит Юрий Зенченко. — Мы реставрировали монастырь в Жировичах, памятник архитектуры XVII века в Юровичах, на Гомельщине, работали на реставрации привокзальных башен, Минской ратуши.
При восстановлении исторических зданий всегда случается что-нибудь непредвиденное. Оперный уже добавил строителям незапланированной работы и преподнес сюрпризы. Пришлось, например, укреплять фундамент, на котором стоит эта громада. А что касается сюрпризов... Призрака оперы здесь не встретили, зато нашли немецкие книги времен Великой Отечественной войны и бутылку из-под вина, тоже времен гитлеровской оккупации — сохранилась даже этикетка. Еще одной находкой стала граната военных лет. Правда, опасности она не представляла, была, как говорят саперы, “пустая”. Саперов, впрочем, строители не вызывали, с гранатой разобрались сами.
Взгляд с крыши оперного
— Какой из предстоящих этапов работ самый сложный? Или самое трудное уже позади? — спрашиваю у Юрия Николаевича.
— А вот он, самый сложный этап, мы на нем стоим. Труднее всего нам пришлось с крышей.
Высота театра оперы и балета — 42 метра. С “небоскребом” Национальной библиотеки, конечно, не сравнить, но если учесть, что театр стоит в одной из самых высоких точек столицы... Во всяком случае, с крыши театра отлично просматриваются и Троицкое предместье, и Кафедральный собор, и проспект Победителей.
— Кровля создавалась из новейших современных материалов, — поясняет Зенченко. — На этом участке работ был задействован самый мощный, единственный в Беларуси кран “Дэмаг”. Дело в том, что в воздух надо было поднять конструкцию весом 28 тонн. Здесь стояло два башенных крана, но их грузоподъемности не хватало. Кран, который был нужен нам, есть только у Мозырского нефтеперерабатывающего завода. Мы с нетерпением ждали, когда он “совершит путешествие” из Мозыря в Минск. К моменту его прибытия все было готово, и работы прошли оперативно и слаженно.
На реконструкции театра задействовано уникальное оборудование. Причем некоторые механизмы были закуплены специально для работ в оперном — например, маленькие погрузчики, облегчающие работу внутри здания.
Когда разобрали сцену и убрали кресла, стало особенно заметно, что зрительный зал в оперном совсем небольшой. И увеличен он не будет, говорят строители. Ведь здание представляет собой историческую ценность: при реконструкции очень важно сохранить его внешний и внутренний облик.
Впрочем, кое-какие изменения все же внесены: полезная площадь здания расширена на 3600 квадратных метров за счет строительства над зрительным залом одного технического и двух эксплуатируемых этажей. Там разместятся декораторы.
По завершении ремонта в зрительном зале будут установлены новые кресла, а на сцене — современное сценическое оборудование. Величественная люстра, которую наверняка помнят все, кто бывал в оперном, вновь займет свое место под потолком: сейчас она в разобранном виде ждет своего часа на складе творческого объединения. Лепнина на портале сцены, в вестибюле, на балконах и бельэтаже будет реставрирована и обновлена. Часть покрытой сусальным золотом лепки сейчас закрыта фанерой во избежание повреждений, часть демонтирована и сдана на склад, а над некоторыми лепными украшениями работают реставраторы.
Работы по восстановлению лепнины — тонкие, почти ювелирные — требуют поддержания определенной температуры воздуха. Поэтому там, где идет реставрация лепки, постоянно работают обогреватели.
— Зима, конечно, очень помогла тем, что не пришла, — рассказывает Юрий Зенченко. — Но к холодам мы были готовы. Здание утеплено, и при любых морозах внутри была бы плюсовая температура.
Театр всегда считался обиталищем муз. И в Национальном академическом Большом театре оперы и балета скоро “пропишутся” четыре собственные вдохновительницы. Пока не принято окончательное решение относительно их размеров и внешнего облика. Над центральным входом, над экскаваторами и самосвалами пока возвышаются их картонные аналоги — чтобы можно было увидеть, как будут смотреться статуи и насколько уютно им будет над храмом Мельпомены.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter