Ария незваного гостя

Осень — сезон свадеб. Корреспондент «СБ» заинтересовался – а как их сейчас отмечают в глубинке?
Осень — сезон свадеб. Корреспондент «СБ» заинтересовался – а как их сейчас отмечают в глубинке?

В провинции, где жизнь течет размеренно и неторопливо, свадьба — большое событие, потому и отмечать ее исстари принято было всем миром. На торжество собирались не только родственники и друзья молодоженов, соседи и знакомые приходили без приглашения. И никто незваных гостей не гнал. Скорее наоборот. В деревне даже если за столом для всех места не хватало, вновь прибывшим подносили «чарку» прямо во дворе. А уж гуляли свадьбу несколько дней. За это время, бывало, гости успевали между собой перессориться, даже подраться, и снова помириться...

«Пир на весь мир» или «частная вечеринка»?

— Раньше на свадьбу всю деревню созывали и праздновали так, что по всей округе звон шел. И все делали с соблюдением традиций, песни свадебные невесте и жениху пели, кольца золотые прятали в пшенице — «чтоб не растерять счастье по крупицам». А как молодые в дом входили, им под ноги перевернутый наизнанку кожух кидали — для того, чтобы жили счастливо да богато, — рассказывали мне старожилы одной из деревень Могилевщины. — Много интересных обрядов было, и подивиться на чужую свадьбу не только односельчане, а из соседних деревень люди шли. Выпивки и закуски на всех хватало. А нынче какие уж свадьбы в деревне, когда молодых почти не осталось! К тому же если и отмечают свадьбу, то скромно, по–семейному. Зовут только самую близкую родню, потому как на всех «грошей няма».

Галина Галицкая, много лет проработавшая заведующей Круглянским загсом, говорит, что лет 10 назад возле их учреждения как только бракосочетание — половина Круглого собиралась. Понятие «чужая свадьба» в таком маленьком поселке относительное. Тут ведь если не родственник женится, то или сосед, или бывший одноклассник, или коллега по работе, так отчего ж не посмотреть хотя бы со стороны. «У нас даже постоянные зрители были, — вспоминает Галина Васильевна. — К примеру, баба Нюра, жившая неподалеку от загса, приходила чуть ли не на каждую свадьбу. Не ради того, чтобы съесть или выпить даром чего–нибудь вкусненького, а от скуки. Дети ее давно выросли, разъехались по дальним городам, навещали мать нечасто, вот она так и развлекалась. Подойдет, постоит в сторонке, поглядит на молодых, прошепчет себе под нос: «Ну, дай вам Бог счастья, детки!» — и идет домой потихоньку. Добрая была очень. Когда умерла, даже непривычно поначалу было без нее на свадьбе...»

Со временем умирают и многие свадебные обряды, традиции. Редкие молодожены в наше время одаривают людей, пришедших посмотреть на их свадьбу, конфетами. Даже те, кто подкатывает к загсу на 20 иномарках, предпочитают на чужих не тратиться. «Какие уж там шоколадные! Карамелек и тех не бросают, — подтверждает специалист отдела ЗАГС Костюковичского райисполкома Галина Дядюля. — И все–таки посмотреть на чужую свадьбу народ приходит — старушки–пенсионерки из соседних пятиэтажек, дети. У нас в городе есть девчушка, которая ни одной свадьбы не пропустит. Впервые мы ее в толпе зевак заприметили, когда ей лет 8 было. Сейчас уж 15, сама, считай, невеста, а целые выходные у загса торчит».

— Раньше если в нашей деревне свадьба намечалась, об этом за месяц знали и в соседней Крапивне, и в Новых Самотевичах, — уверяет секретарь Белынковичского сельского исполкома Костюковичского района Светлана Супрун. — Такое событие никто не пропускал, а для детей оно было настоящим праздником. По субботам после занятий все школьники к нам бежали. Наберут каждый по пригоршне сладостей и только после этого — домой. Кстати, 10 лет назад у нас в сельсовете в год по 30, а то и больше свадеб регистрировалось, гуляли по 3 дня, по 500 человек приглашали, а теперь вот осень — пора свадеб, и ни одного заявления. С начала года всего 8 свадеб справили».

Веселый «рэкет»

Традиция «закидывать молодым зайца» — одна из немногих сохранившихся до наших дней. Соседи перегораживают свадебному кортежу дорогу и не пропускают до тех пор, пока их не одарят хлебом–солью и выпивкой. Некоторые сельчане, зная, что едет свадьба, расставляют свои «патрули» чуть не на каждом повороте. Соберут с молодых «дань» — несколько бутылок водки, закуску — и пируют потом целый день на халяву...

— В провинции раньше так гуляли, что и баян, и рубашки рвали, — вспоминает Игорь Сокольский — могилевский фотограф, лет 15 снимающий свадьбы. — И без драк не обходилось. Бывало, гости между собой чего–то не поделят, а бывало, что и незваных гостей колотили. Если те очень наглели. Помню, лет 8 назад «снимал» свадьбу в деревне Шапчицы Могилевского района. Гостей было много, а тут еще из соседней деревни хлопцы подошли. Стали требовать бутылку. Обычно на свадьбе всем наливают, даже тем, кого не приглашали, но эти незваные гости уж очень бесцеремонно себя вели, лезли прямо в хату, один даже попытался стащить бутылку со стола. В общем, вместо выпивки получили они хороших тумаков. Кстати, такие вот любители халявы возле чужих свадеб крутятся постоянно. В сентябре был я на торжестве в поселке Ямницкий, под Могилевом. Соседи перегородили молодым дорогу, стали требовать спиртное. Им дали даже не одну бутылку водки, а четыре. Но они не отстали. Пьяная тетка кинулась наперерез машинам, руками машет, требует аж 15 бутылок и пакет закуски! К счастью, обошлось без скандала — кто–то из дружков–собутыльников оттянул ее в сторонку. Человеческая жадность порой доходит до абсурда. Одна свадьба, на которой я присутствовал (дело было несколько лет назад в Могилеве), чуть не расстроилась из–за того, что родственники молодой требовали у жениха слишком большой выкуп. Обычно даст молодой за невесту тысяч 20 — 50 белорусских рублей мелочью, его к ней и впустят. Ну разве что поторгуются для порядка минут 10 — 20. А эти родственнички невесту (чтоб сама навстречу суженому не выскочила) дома наручниками к батарее приковали и стали у жениха тысячу долларов требовать! Знали, что парень в Москве работает, стало быть, денежный, вот и обнаглели. Представляете, два часа его мучили, пока он не взорвался: «Не отдадите невесту, развернусь и уеду!» Перепугались — впустили.

Никто не подрался...

Тоска!

Специальной статистики — сколько драк, преступлений совершено на свадьбах, стражи правопорядка не ведут, но и не отрицают, что конфликты там, где народ навеселе, не редкость.

— Милицию в таких случаях обычно не вызывают, ну подрались пьяные люди, так ведь через полчаса они же будут пить на брудершафт! — говорит заместитель начальника управления профилактики УВД Могилевского облисполкома Александр Петрусевич. — Хотя если бы дошло до поножовщины, милицию вызвать пришлось бы, но я таких случаев не припомню. Кстати, когда я был подростком, в Вилейском районе, откуда я родом, в деревне свадьбу так гуляли: вынесут на улицу 40–литровую бутыль самогона с привязанной кружкой, поставят — пейте, кто хочет. Нынче свадьбы куда скромнее и спокойнее, даже в деревне все проходит чинно–благородно. Знаете, как сами деревенские жители говорят: «Никто не напился, не подрался, песен не горланил, не заснул за столом, одним словом, не свадьба — тоска!» Хотя в жизни случается всякое. В 1999 году меня, тогда еще участкового милиционера, вызвали в дом по улице Пушкинской в Могилеве. Позвонили, сказали: «У соседей — жуткий скандал». Приехал, а там — невеста в свадебном платье, фате, вся в слезах и... пьяный жених. Как только разошлись гости, он полез к жене с кулаками. Хотел я его в отделение забрать, да девушка его пожалела, пришлось ограничиться «профилактической беседой». Так что, как видите, и я сам побывал на чужой свадьбе в качестве незваного гостя, и, честно вам скажу, — приятного мало...


Как это было

Свадьба Александра Македонского и персидской царевны Роксаны продолжалась 7 дней. «Властитель мира» пригласил на пир 3 тысячи гостей.

В Европе к свадьбе знатных господ готовились месяцами. В 1468 году, когда герцог бургундский Карл Отважный решил жениться на Маргарите Йоркской, сестре английского короля, для организации праздника был создан специальный комитет, и хлопоты начались за полгода до бракосочетания.

Царские свадьбы в России продолжались несколько дней. Первый день — собственно свадьба, второй — «княжий стол», третий — «стол царицы»: нареченные родители благословляли молодых, а гости подносили дары, четвертый — патриарх благословлял новобрачных, после чего царь потчевал духовенство и одаривал всех гостей подарками. В остальные дни столы накрывали для представителей прочих сословий: стольников, стряпчих, дворян, купцов, иноземцев и выборных посадских. Разумеется, все гости являлись на свадьбу с богатыми дарами.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter