В Несвиже увековечили основателя замка и костела Радзивилла Сиротку

Аристократ Сиротка оставил и нам богатство

400 лет назад ушел из жизни Миколай Кшиштоф Радзивилл Сиротка. Он не знал, что построил для Беларуси два объекта, которые ее прославят в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО, — замок в Несвиже и дворец в Мирском замке. Сиротка повелел соорудить первый в Восточной Европе костел в стиле барокко — Божьего Тела в Несвиже. Там и покоятся останки князя — в семейной крипте, которую сам и основал в храме. Митрополит Минско–Могилевский архиепископ Тадеуш Кондрусевич лично отслужил мессу в память о магнате. На богослужении присутствовали ксендзы из храмов Мира, Черновчиц, Нового Сверженя — они также основаны Сироткой. Огромное богатство оставил нам этот князь. И загадку: никто до сих пор не раскрыл тайну прозвища Миколая Кшиштофа Радзивилла. Ведь сиротой тот отнюдь не был.

Миколай и Матей Радзивиллы привезли для Несвижского и Мирского замков свое родословное древо.

Родился в семье литовского аристократа Миколая Радзивилла Черного и знатной полячки Эльжбеты Шидловецкой в имении Чмелево под Краковом. Но именно белорусский Несвиж при Сиротке стал главной резиденцией Радзивиллов среди многих владений в разных землях.

Сиротка вырос в семье протестанта — это вероисповедание в середине XVI века поддерживалось Черным и к нему примкнули почти все магнаты и мещане Литвы и Беларуси. Отец Сиротки основал первые на территории нашей страны типографии — в Бресте и Несвиже. Сын изменил религии родителя, вернулся в католичество. Он стал вторым из жителей Беларуси, кто совершил паломничество в Святую землю — после Евфросинии Полоцкой.

К 400–летию кончины Миколая Кшиштофа Радзивилла в Несвижском замке состоялись торжества международного уровня. Их организовали Национальный историко–культурный музей–заповедник «Несвиж» и замковый комплекс «Мир». Приехали Матей и Миколай Радзивиллы из Варшавы и человек, который знает о Сиротке больше, чем кто–либо другой, — исследователь Томаш Кемпа из Быдгоща.

Ольга Попко, директор замкового комплекса «Мир», представила белорусский перевод книги профессора Кемпы о Сиротке:

— Его труд для меня и моих коллег является настольной книгой. Сейчас его смогут прочитать все желающие. В отличие от польского издания 2000 года по нашей просьбе Томаш Кемпа дополнил исследование новейшими находками, а белорусские ученые Алексей Шаланда и Анастасия Скепьян внесли свои уточнения. Впервые публикуются письма Сиротки, найденные в пинском Музее истории Белорусского Полесья заведующей отделом научно–просветительской работы Национального художественного музея Надеждой Усовой.


Несмотря на то что Сиротка, как и его отец Черный, стали распространителями польской культуры на наших землях, тем не менее в Польше, сожалеет профессор Кемпа, этих деятелей мало знают — память о них крепче в Беларуси.

Матей Радзивилл, как всегда, приехал в Несвижский замок не с пустыми руками и передал в дар генеалогическое древо своей семьи, уточнив: «В родословной не указан лишь родившийся неделю назад Станислав».

Впрочем, уточнения в историю этой семьи, видимо, будут вноситься постоянно. Князь Матей передал заповеднику «Несвиж» копию портрета Михала Казимежа Радзивилла, оригинал которого случайно обнаружил в Ливерпуле, а также одно из изданий карты Великого княжества Литовского, созданной в XVII веке по заказу Сиротки:

— Я решил подарить заповеднику и карту 1925 года с нанесенными на нее владениями предков: ее я получил от старой пани в Клецке несколько лет назад, затем отреставрировал и понял — ее место в Несвиже.


С подарком приехал и Сергей Квачан, директор Президентской библиотеки. Он вручил директору заповедника «Несвиж» Сергею Климову 6 компакт–дисков с оцифрованными книгами из библиотеки Радзивиллов, которые в 1939 году были вывезены в Минск:

— Символично, что в наши дни ценности из Несвижа не вывозятся, а возвращаются.

Неожиданным продолжением темы реституции стала презентация в Золотом, бывшем Рыцарском зале полудоспеха — ровесника Сиротки. Замдиректора заповедника «Несвиж» Сергей Егорейченко раскрыл невероятные подробности истории этого предмета:

— В 1926 — 1928 годах Радзивиллы продали на западных аукционах более 230 предметов из своей коллекции. Их приобрели нью–йоркский Метрополитен–музей, лондонский Британский музей, парижский Музей армии, кое–что попало в Чикаго. Через аукцион Christie’s полудоспех был куплен для коллекции Джона Хиггинса в штате Массачусетс, которую сейчас стали частично распродавать. Вот мы и приобрели, а по сути, вернули раритет из США в Несвиж.

Исследователь истории оружия Юрий Бохан помог атрибутировать находку и датировать ее XVI веком.

Профессор Ольга Баженова подсчитала, что род Радзивиллов насчитывает уже 17 поколений и в каждом из них были яркие индивидуальности: «Исследование их жизни и деятельности дает возможность возрастать современной белорусской науке». Сергей Климов, пользуясь случаем, представил сборник научных статей о Черном — отце Сиротки. А пан Матей добавил: «Радзивиллы всегда пеклись о сохранении культурных традиций. Приятно, что в Беларуси есть те, кто сохраняет созданное моими предками».

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 39 (24921). Вторник, 1 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter