Арифметика знаний

Студентов могут заставить платить за пересдачи зачетов и прогулы занятий
Студентов могут заставить платить за пересдачи зачетов и прогулы занятий

Во многих фантастических романах литераторы описывают схему образования одинаково: специальные чудо–машины, сканируя человеческий мозг, моментально «загружают» в него знания. Раз — и готово. Быть может, в далеком будущем все так и будет, но пока процесс обучения выглядит гораздо сложнее и затратнее: зарплата преподавателям, расходы на учебники, технику, оборудование, стипендии, льготы...

— У образования тоже есть своя экономика, — считает министр образования Александр Радьков. — Вложение немалых средств в самый главный ресурс — человеческий интеллект — должно быть оправданным.

Увы, часто вкладывают вхолостую. Взять, к примеру, студентов–прогульщиков, каковых в каждом вузе и на каждом факультете найдется немало. Как с ними бороться? Жалеть, давать возможность раз за разом пересдавать зачеты и экзамены? Но лодырю это не наука.

— Надо наказывать. И за каждое пропущенное занятие заставить заплатить, — убежден Александр Радьков.

Сейчас Министерство образования прорабатывает юридические и экономические вопросы такого вида наказания, и, возможно, уже скоро злостным прогульщикам придется несладко. К слову, в западных вузах лентяев карают рублем уже давно. Быть может, потому с дисциплиной там никаких проблем?

Настоящая война объявлена и так называемым «черным» репетиторам. В ближайшее время будут проверены все объявления с предложением незаконных образовательных услуг. Педагогов, которые занимаются предпринимательской деятельностью без лицензии и соответственно не платят налоги, выведут на чистую воду. Конечно, полностью искоренить репетиторство таким способом не удастся. Поэтому его решено... легализовать. Образно говоря, перенести платные занятия из тесной кухни в просторный школьный класс.

— Примерно половина абитуриентов, которые поступают в вузы, и четверть из тех, кто намеревается идти после школы в ссуз, пользуются услугами репетиторов, — не скрывает начальник управления социально–экономического развития Министерства образования Лидия Субботина. — Мы подсчитали, что даже при минимальных расценках на школьное репетиторство (2 занятия в неделю по одному часу, по три доллара за каждое) прибыль может составить почти 4,5 миллиарда рублей.

Правда, чтобы перевести репетиторство на договорную, легальную основу, нужно внести значительные изменения в законодательство. Есть и другие сложности: не исключено, многие родители по–прежнему не будут доверять школьным преподавателям, предпочтут индивидуальный подход и т.д.

Количество платных услуг в образовании постепенно увеличивается. Это — тенденция. В детских садах будут активно появляться новые кружки, у преподавателей — новые ставки, к примеру, — педагог–гувернер. По словам специалистов, пока есть проблемы с организацией туристско–экскурсионных услуг. Получать лицензии на такую деятельность вузы и ссузы не стремятся, а надо бы. Ведь, чтобы вывезти группу студентов–первокурсников, скажем, в «Хатынь», приходится обращаться в туристическую фирму. И снова отдавать деньги «на сторону».

И еще. Всем известно, что учебные заведения работают с низким показателем рентабельности, себе в убыток. Лидия Субботина предлагает: на некоторые специальности, например, юридические, прием на бюджетное обучение закрыть. Юристов на рынке труда слишком много, поэтому логично было бы обучать их только на платной основе. А сэкономленные деньги направить на открытие новых, востребованных сейчас специальностей. Арифметика простая, зато — действенная.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter