Арифметика успеха

МОЛОКО стало действительно стратегической продукцией для любого хозяйства. Ведь прибыль «капает» в казну ежедневно. Чтобы молочные «капли» получались более весомыми, затраты должны сокращаться, а выручка прирастать. На практике же так получается далеко не у каждого. Тем более ценен опыт ОАО «Великий Двор» Столбцовского района, где каждая корова дойного стада принесла в прошлом году 11,1 миллиона рублей прибыли. Это почти в 5 раз больше, чем в среднем по стране. На производство молока здесь затратили 8685 миллионов рублей, а выручили 17 миллиардов 510 миллионов. Себестоимость тонны продукции составила 1188 тысяч рублей при средней цене реализации в зачетном весе — 2923.

У коровы на языке не только молоко, но и его рентабельность

МОЛОКО стало действительно стратегической продукцией для любого хозяйства. Ведь прибыль «капает» в казну ежедневно. Чтобы молочные «капли» получались более весомыми, затраты должны сокращаться, а выручка прирастать. На практике же так получается далеко не у каждого. Тем более ценен опыт ОАО «Великий Двор» Столбцовского района, где каждая корова дойного стада принесла в прошлом году 11,1 миллиона рублей прибыли. Это почти в 5 раз больше, чем в среднем по стране. На производство молока здесь затратили 8685 миллионов рублей, а выручили 17 миллиардов 510 миллионов. Себестоимость тонны продукции составила 1188 тысяч рублей при средней цене реализации в зачетном весе — 2923.

Корма расходуют с умом

В соотношении чистой прибыли к себестоимости продукции (формула рентабельности) и числитель, и знаменатель «зависят» от затрат на производство продукции. А в их структуре наибольшую долю занимают корма — 39,2 процента. Кстати, в этом хозяйстве не скупятся на зарплату животноводам. Операторы машинного доения в месяц зарабатывают по 6—7 миллионов рублей. На оплату труда приходится 30,3 процента всех расходов.

Наряду с тем, что в акционерном обществе в прошлом году получена наибольшая прибыль от реализации молока по сравнению с другими производителями, у которых даже большее дойное стадо, здесь самый низкий в Столбцовском районе расход кормов на единицу продукции. При валовом надое в 6510 тонн и среднем поголовье 791 корова израсходовано всего 4864 тонны кормовых единиц, или 0,7 центнера кормовых единиц на центнер молока.

— Мы закупили компьютерную программу для составления рационов для каждой группы животных, — рассказал главный зоотехник Михаил Микулич. — Сухостойным, к примеру, составляем «меню» на 2 периода. По биохимическому анализу крови определяем, чего не хватает в питании. Вводим в комбикорм, который приготавливаем у себя же, специальные добавки, повышающие молокоотдачу. А его себестоимость снижаем за счет использования собственного зернового и белкового сырья. По мере необходимости рацион корректируем. Постоянно проводим контрольные дойки, анализируем уровень продуктивности коров. В результате и затраты кормов небольшие.

Хорошая культура — люцерна

По большому счету рентабельность молочной отрасли закладывается именно сейчас, когда формируются структура посевных площадей и кормовая база.

В нынешнем году силосно-травяной баланс в хозяйстве получится в пользу последней — дешевой — составляющей. В прошлом паритетное соотношение силоса и травяных кормов составляло 1:1. По мнению главного агронома Геннадия Безушко, при такой высокой плотности скота (145 голов на 100 гектаров сельхозугодий) многолетние травы должны занимать не менее 20 процентов пашни. Сейчас под них отведено 319 гектаров, из которых 200 гектаров обновили. Причем 44 процента занимает люцерна. На остальных площадях под бобово-злаковые смеси, где белковая культура, клевер, составляет не менее 50 процентов. И только 40 гектаров тимофеевки выращивается на сено. 30 гектаров залужили под многокомпонентное пастбище с подбором трав по рекомендации ученых.

Площадь люцерны увеличили до 140 гектаров. Эта трава, название которой происходит от латинского lucere, что в дословном переводе означает «светить», и в самом деле «освещает дорогу» к каротину, являясь его самым дешевым и богатым источником. Культура хороша и на «зеленый конвейер», и в сенаж. Любопытный факт: в 30-е годы в СССР крестьян, которые выращивали люцерну для внедрения в севообороты, освобождали от налогов, обменивали пуд ее семян на 6 пудов ржи или пшеницы. Благодаря этому удельный вес ценной культуры на всех кормовых площадях составлял от 17 до 23 процентов. Но после пленума ЦК КПСС 1954 года, рекомендовавшего «устранить ошибки, допущенные при введении травопольных севооборотов» и «заменить люцерну и клевер однолетними кормовыми культурами», все они пошли под плуг.

Трава без клевера, что каша без масла

Пять процентов площадей в хозяйстве отданы однолетникам.

— Мы всегда ими занимались, это «зеленый конвейер», напрямую влияющий на прирост молока, — уверен главный агроном. — Сеем овсяно-пелюшковую смесь в три срока, и на 100 гектарах подсеяли там люцерну. Конечно, если вовремя не уберем однолетние травы, то они не дадут подняться подпокровным посевам. Есть доля риска, но, думаю, справимся и получим еще один укос — бобовых многолетних трав.

В сенокосах и пастбищах около 30 процентов — бобово-злаковые смеси. Сенаж готовят здесь из клевера с тимофеевкой в одинаковой пропорции. Больше трети его количества заготавливают в рулонах в полимерной пленке: расходы окупаются за счет качества и питательности корма. А вообще, эти два растения в сочетании — отменный корм, который можно получить без больших затрат. Давно испытан на эффективность на практике. Не зря ведь говорят: трава без клевера, что каша без масла.

Выручает свой белковый компонент

В стоимости кормов в прошлом году немногим больше половины (57 процентов) занимали концентраты. А чем больше собственных компонентов в их приготовлении, тем они дешевле, а следовательно, меньше «потянут» в расходах.

В структуре зернового клина 11 процентов площадей — зернобобовые в чистом виде и в смеси с зерновыми, зерно которых и идет на комбикорм. В 2013 году посеяно 80 гектаров гороха (в прошлом — 70 гектаров) и в смеси с ячменем — 60 гектаров. Пока потенциал урожайности бобовых культур находится в пределах 40 центнеров с гектара и немного «портит» отчетность по хозяйству, но показателями ведь скотину не накормишь. Да и экономика должна быть на первом месте, а не погоней за красивыми цифрами, считают в «Великом Дворе».

100 гектаров решено отвести и кукурузе на зерно. Еще одним источником белка для концентратов стал рапс. В прошлом году часть маслосемян переработали, а жмых забрали себе.

— Конечно, для приготовления концентратов лучше применять соевый шрот, но он дорогой, — рассуждает главный зоотехник. — А 100 тонн качественного рапсового жмыха обошлись хозяйству в 60 миллионов рублей, что совсем не накладно. И он выручил в критической ситуации.

Прошедшая зимовка была особенно трудной. Упали надои, и в «Великом Дворе» нашли тому причину.

— Мы связалась с фирмой, поставляющей добавки. Приехали специалисты с приборами, сделали анализы. Корма хорошие по влажности, по другим параметрам, но содержание протеина в них было недостаточным: сказались климатические особенности прошлого года, — делится опытом директор ОАО «Великий Двор» Ольга Луцык. — Нам предложили ввести в комбикорм, наряду с зерносмесью, 50 процентов рапсового жмыха. Мы попробовали, плюс мел, соль, горох и их добавки. И высокоудойным коровам, и на раздое давали такой корм по 10 килограммов, но по 8 порций. Надои стабилизировались.

Считать! Иного не дано

Низкая себестоимость кормов (по прошлому году стоимость одной кормовой единицы в «Великом Дворе» — 631 тысяча рублей, по району — 691 тысяча рублей) складывается и из разумных затрат на их производство. Например, чтобы максимально удешевить кукурузный силос, применяют семена отечественной селекции. Хорошо зарекомендовал себя гибрид «полесский-212». И, соответственно, приобретают белорусские средства защиты для посевов, которые на 15—20 процентов дешевле. А там, где есть возможность окупить затраты за счет более высокого выхода продукции, покупают импортные семена и гербициды. А также всевозможную технику. Так, чтобы в открытой силосной траншее корм сохранялся дольше, его необходимо правильно извлекать оттуда, ровно «отрезая» каждый раз очередную порцию. Для этого приобрели два новых кормораздатчика, оборудованных фрезою.

— Я все просчитываю. Прежде чем инженер или агроном что-то закажет купить, он обыщет в Интернете тысячу мест, где будет оптимальное соотношение цены и качества, — говорит Ольга Алексеевна.

Это касается и оплаты труда. За полторы смены работы за норму платим по расценкам, а свыше — оплата увеличивается в два раза. Зато механизатор не будет стоять.

Купили машину, которая измельчает сенаж и в тюках. Чтобы не забивались дельта скрепера и не портились.

КОММЕНТАРИЙ

Татьяна ОЛЕХНОВИЧ, начальник управления животноводства Минского облсельхозпрода:

— Рентабельность производства молока по области с начала года составила 20,5 процента. Самая большая составляющая в себестоимости продукции — это, конечно, корма. Расход их на центнер молока по области — 1,19 центнера кормовых единиц.

За 3 месяца 2013 года реализовано 314,7 тысячи тонн молока, или 95 процентов к аналогичному уровню прошлого года. При этом выросла продажа молока сортом «экстра» — 27,1 процента в общем объеме реализации.

В области выстроена целая система контроля качества продукции, поступающей на молокоперерабатывающие предприятия, начиная с фермы и заканчивая областной лабораторией. На современном оборудовании имеются отводные линии, по которым некачественное молоко поступает в отдельные емкости. Животные помечены. Если на 1 января 2012 года было только 106 доильных залов, то на 1 января 2013-го их количество увеличилось до 310. В прошлом году мы имели всего лишь 2 молочно-товарные роботизированные фермы, сейчас — 16.

Елена КЛИМОВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter