
Девять жизней
– Я проживаю свою девятую жизнь, – Инна Романовна начинает ответ на вопрос неожиданно, – потому что проживаю жизнь своих учеников. Волнуюсь за них, как за родных. За 36 лет педагогического стажа на больничном была всего лишь несколько раз – не могла их оставить. Знакомьтесь: мои пятиклашки, и этот набор – девятый. Будем стремиться к новым победам.Ее главное правило: обязательное сопровождение детей с пятого класса по одиннадцатый:

Учитель должен быть всегда увлечен, учиться в унисон, а не только поучать других. Тогда будет результат.Если молодые коллеги спрашивают совета, делюсь личной педагогической формулой: ребенка важно прежде всего любить, потом обучать, ничего от него не ждать и при этом в него верить. Любить нужно человека во всех проявлениях!
Инна Романовна никогда не позволила себе повысить голос на ученика – для нее это табу. Однако на занятиях все равно бывает громко, смеется педагог:
– На уроках я пою! А еще рассказываю математические стихотворения, сыплю прибаутками – в арсенале десятки вариантов на любую тему.В таком неожиданном формате информация запоминается на лету – дети слушают затаив дыхание. Мне это и надо: увлечь предметом как можно раньше, чтобы ребенок всем сердцем полюбил сложную науку.
Доверие и любовь
Инна Романовна признается, что никогда не требует образцовой тишины на уроках. Наоборот, уверена, что истина рождается в дискуссии. Поэтому школьники на ее предмете говорят много. На математические темы, естественно. Гробовое молчание разве только на контрольной работе. Педагог рассказывает:– Никогда никого не заставляю делать домашние задания, но задаю много. Могу и 20 задач предложить с условием: решаете столько, сколько посчитаете нужным. Привыкла доверять детям, а они меня не подводят.Еще не могу без улыбки. Некоторые коллеги даже подтрунивают: планы писать, к мероприятию готовиться, на собрание идти, а у Романовны одна реакция – улыбка. Я оптимист. Это у нас семейное: моя мама, кстати, тоже учитель математики, любую трудность до сих пор переводит на позитив.
По второму образованию Инна Романовна психолог, поэтому уделяет много внимания эмоциональной поддержке:
– Всегда советую накануне экзамена пораньше лечь спать. И ни в коем случае не учить в последнюю ночь! Утром следует встать, посмотреть в зеркало, улыбнуться себе и сказать комплимент в свой адрес.Возможно, удивлю вас, но в день экзамена я никогда не волнуюсь за детей. Точно знаю, что они справятся. И всегда доброжелательно настроена к тем, кому математика не по душе. Не всем дается царица наук, что абсолютно нормально. Природа так придумала: у каждого свое направление в развитии и свое предназначение.
СОВЕТЫ ОТ ИННЫ ХАЗАН, КАК СДАТЬ ЦЭ НА 100 БАЛЛОВ
Решаем все темы
В 10–11-х классах следует начинать подготовку к тестированию. Среди учащихся есть мнение, что к экзамену надо обязательно посетить все репетиционные тестирования. Рассуждают, что на основном испытании будут похожие задания. Своим детям говорю так: на РТ ходим – тренируемся писать тесты в атмосфере напряжения, но задачи решаем абсолютно по всем темам, причем каждую прорабатываем досконально. Действуем по схеме: пару минут теории и практика. За учебный год можно повторить примерно 70 тем.
Используем визуализацию и графики
Используйте визуализацию для улучшения запоминания. Делайте графики, схемы и диаграммы, которые иллюстрируют применение формул. Визуальные ассоциации помогут вам лучше понимать математические концепции.
Включаем ассоциации
Создавайте ассоциации и используйте мнемоники для запоминания формул, например, отождествляя их с конкретными событиями или объектами, чтобы усилить восприятие и удержать информацию в памяти.
Пробуйте себя в роли учителя
Попытайтесь объяснить тему своему однокласснику. Преподавание материала не только закрепляет знания, но и позволяет увидеть те же формулы с новой точки зрения. Из лекции человек усвоит лишь 10–20 процентов информации, а вот 50 процентов отлично запомнится в ходе дискуссий. Рекордные 90 процентов можно постигнуть, если удалось применить знания сразу после получения. Поэтому у нас много практики и обсуждений. К слову, ребята редко решают у доски. Чаще каждый выполняет задание самостоятельно, а потом дискуссируем, получаем, так сказать, коллективный опыт.
Шифруем аббревиатуры
Используйте мнемотехнику с помощью аббревиатур. Создайте сокращения или возьмите на вооружение первые буквы каждого элемента формулы, объединив их в запоминающуюся аббревиатуру. Этот метод поможет быстро вспомнить структуру формулы.
Проецируем ситуацию
Свяжите формулы с явлением или ситуацией из реальной жизни.
Пишем шпаргалки
Согласитесь, неожиданный совет от педагога. Зато какой действенный! Напишите шпаргалку дома, а потом обязательно там же и оставьте. Письмо на бумаге лучше активизирует мозг и помогает эффективнее запоминать информацию, чем выполнение заметок на электронных устройствах, например на смартфоне или планшете. Таким образом можно создавать краткие справочники, ассоциативные логические последовательности или вести традиционный конспект.
БУДЬТЕ В КУРСЕ!
Репетиционный централизованный экзамен (РЦЭ) для учащихся 11-х классов пройдет 8 февраля.
azanovich@sb.by