Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как сдать централизованный экзамен по математике: советы учителя, у которого многие выпускники — стобалльники

Арифметика победы

Учитель гимназии № 13 Минска Инна Хазан смело может давать мастер-классы как детям, так и педагогам. Она подготовила девять стобалльников за один учебный сезон – именно такие ошеломительные результаты по ЦЭ и ЦТ получили ее выпускники в прошлом году, причем все умницы и умники учились в одном классе. За годы проведения тестирования в стране у 14 ее выпускников зафиксирован наивысший результат. Естественно, мы не могли не спросить у талантливого педагога о секретах успешной сдачи экзаменов.

Фото freepik

Девять жизней

– Я проживаю свою девятую жизнь, – Инна Романовна начинает ответ на вопрос неожиданно, – потому что проживаю жизнь своих учеников. Волнуюсь за них, как за родных. За 36 лет педагогического стажа на больничном была всего лишь несколько раз – не могла их оставить. Знакомьтесь: мои пятиклашки, и этот набор – девятый. Будем стремиться к новым победам.

Ее главное правило: обязательное сопровождение детей с пятого класса по одиннадцатый:

Инна Хазан, учитель гимназии № 13 Минска
– Беру их ладошки в свои, а потом так и иду вместе с ними рука об руку. 
Учитель должен быть всегда увлечен, учиться в унисон, а не только поучать других. Тогда будет результат. 
Если молодые коллеги спрашивают совета, делюсь личной педагогической формулой: ребенка важно прежде всего любить, потом обучать, ничего от него не ждать и при этом в него верить. Любить нужно человека во всех проявлениях!

Инна Романовна никогда не позволила себе повысить голос на ученика – для нее это табу. Однако на занятиях все равно бывает громко, смеется педагог:
– На уроках я пою! А еще рассказываю математические стихотворения, сыплю прибаутками – в арсенале десятки вариантов на любую тему. 
В таком неожиданном формате информация запоминается на лету – дети слушают затаив дыхание. Мне это и надо: увлечь предметом как можно раньше, чтобы ребенок всем сердцем полюбил сложную науку.

Доверие и любовь

Инна Романовна признается, что никогда не требует образцовой тишины на уроках. Наоборот, уверена, что истина рождается в дискуссии. Поэтому школьники на ее предмете говорят много. На математические темы, естественно. Гробовое молчание разве только на контрольной работе. Педагог рассказывает:
– Никогда никого не заставляю делать домашние задания, но задаю много. Могу и 20 задач предложить с условием: решаете столько, сколько посчитаете нужным. Привыкла доверять детям, а они меня не подводят. 
Еще не могу без улыбки. Некоторые коллеги даже подтрунивают: планы писать, к мероприятию готовиться, на собрание идти, а у Романовны одна реакция – улыбка. Я оптимист. Это у нас семейное: моя мама, кстати, тоже учитель математики, любую трудность до сих пор переводит на позитив.

По второму образованию Инна Романовна психолог, поэтому уделяет много внимания эмоциональной поддержке:
– Всегда советую накануне экзамена пораньше лечь спать. И ни в коем случае не учить в последнюю ночь! Утром следует встать, посмотреть в зеркало, улыбнуться себе и сказать комплимент в свой адрес. 
Возможно, удивлю вас, но в день экзамена я никогда не волнуюсь за детей. Точно знаю, что они справятся. И всегда доброжелательно настроена к тем, кому математика не по душе. Не всем дается царица наук, что абсолютно нормально. Природа так придумала: у каждого свое направление в развитии и свое предназначение.

СОВЕТЫ ОТ ИННЫ ХАЗАН, КАК СДАТЬ ЦЭ НА 100 БАЛЛОВ

Решаем все темы

В 10–11-х классах следует начинать подготовку к тестированию. Среди учащихся есть мнение, что к экзамену надо обязательно посетить все репетиционные тестирования. Рассуждают, что на основном испытании будут похожие задания. Своим детям говорю так: на РТ ходим – тренируемся писать тесты в атмосфере напряжения, но задачи решаем абсолютно по всем темам, причем каждую прорабатываем досконально. Действуем по схеме: пару минут теории и практика. За учебный год можно повторить примерно 70 тем.

Используем визуализацию и графики

Используйте визуализацию для улучшения запоминания. Делайте графики, схемы и диаграммы, которые иллюстрируют применение формул. Визуальные ассоциации помогут вам лучше понимать математические концепции. 

Включаем ассоциации

Создавайте ассоциации и используйте мнемоники для запоминания формул, например, отождествляя их с конкретными событиями или объектами, чтобы усилить восприятие и удержать информацию в памяти.

Пробуйте себя в роли учителя

Попытайтесь объяснить тему своему однокласснику. Преподавание материала не только закрепляет знания, но и позволяет увидеть те же формулы с новой точки зрения. Из лекции человек усвоит лишь 10–20 процентов информации, а вот 50 процентов отлично запомнится в ходе дискуссий. Рекордные 90 процентов можно постигнуть, если удалось применить знания сразу после получения. Поэтому у нас много практики и обсуждений. К слову, ребята редко решают у доски. Чаще каждый выполняет задание самостоятельно, а потом дискуссируем, получаем, так сказать, коллективный опыт. 

Шифруем аббревиатуры

Используйте мнемотехнику с помощью аббревиатур. Создайте сокращения или возьмите на вооружение первые буквы каждого элемента формулы, объединив их в запоминающуюся аббревиатуру. Этот метод поможет быстро вспомнить структуру формулы.

Проецируем ситуацию

Свяжите формулы с явлением или ситуацией из реальной жизни.

Пишем шпаргалки

Согласитесь, неожиданный совет от педагога. Зато какой действенный! Напишите шпаргалку дома, а потом обязательно там же и оставьте. Письмо на бумаге лучше активизирует мозг и помогает эффективнее запоминать информацию, чем выполнение заметок на электронных устройствах, например на смартфоне или планшете. Таким образом можно создавать краткие справочники, ассоциативные логические последовательности или вести традиционный конспект.

БУДЬТЕ В КУРСЕ!

Репетиционный централизованный экзамен (РЦЭ) для учащихся 11-х классов пройдет 8 февраля.

azanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter