Как повысить зарплату педагогам

Арифметика для учителя

Как повысить зарплату педагогам

Вслед за повышением доплат медикам минский Совет депутатов решил поддержать материально из городского бюджета и педагогов. Документ опубликован на Национальном правовом интернет–портале pravo.by. Дополнительные стимулирующие выплаты в зависимости от занимаемой должности учителя составят от 50.000 до 150.000 рублей. Например, родителям–воспитателям и приемным родителям вместо прежних 240 тысяч будут доплачивать 390 тысяч, классным руководителям в школах или кураторам университетских групп — 130 тысяч вместо 80 тысяч. Цифры, прямо скажем, не астрономические, но, отмечают педагоги, за пределами МКАД нет и этого, а дефицит кадров все ощутимее. На недавней встрече с руководителями крупнейших белорусских СМИ Президент акцентировал внимание на зарплатах в бюджетной сфере, которые нынче на 120 долларов ниже, чем средняя по стране, заметив, что их потихоньку подтянут, и подчеркнув, что все зависит от экономики. Какие же могут быть «внутренние» варианты решения?


В планах — оптимизация


Недавно Белорусский профсоюз работников образования и науки обратился с наболевшим вопросом в Совмин. Упор сделали на то, что Закон «Об образовании» устанавливал четкие ориентиры для отрасли: объем бюджетного финансирования — не менее 10 процентов от ВВП, достижение уровня среднемесячной зарплаты педагогов не ниже, чем в промышленности, а профессорско–преподавательского состава — минимум в 1,5 раза выше. Подобные гарантии, к слову, фигурируют и в законодательных актах России и Украины. У нас после принятия в 2011 году Кодекса об образовании закон утратил силу, а в новом документе перечисленных ориентиров нет. Результат? В 2012 году объем бюджетного финансирования снизился до 4,9 процента ВВП, а соотношение уровня среднемесячной зарплаты в сфере образования и промышленности составило 65,6 процента. За январь — октябрь прошлого года — и вовсе 60,1 процента. Факт: с августа 2012–го образование прочно заняло предпоследнюю позицию среди других сфер по уровню начисленной зарплаты. Недавнее повышение на четверть тарифных ставок фактически «съел» рост педагогической нагрузки. Чего же ждать педагогам в ближайшее время?


Заместитель председателя Белорусского профессионального союза работников образования и науки Роман Дапиро говорит, что сложившаяся ситуация подталкивает к оптимизации отрасли. Сейчас от регионов ждут предложений, мол, ставку нужно сделать на внутренние ресурсы. Проблема еще и в том, что нет механизма, по которому сэкономленные финансы должны вернуться работникам образования.


Кому и сколько


О многочисленных обязанностях педагога под определением «само собой разумеющееся» уже сказано и написано немало. Как учителю заработать на таком «веере» всевозможных дел, в этом учебном году решили испытать на деле опять–таки в Минске — с сентября запустили пилотный проект отраслевой системы оплаты труда. В профсоюзе называют цифру: зарплату удалось увеличить на 20 — 25 процентов. Правда, не только за счет притока средств, но и за счет увеличения нагрузки — у некоторых учителей она по 31 часу в неделю, а это практически полторы ставки. Уже в июне эксперимент пересечет финишную черту. Тогда и придет время для углубленного анализа, куда двигаться дальше.


Тем временем у педагогов в регионах созрели предложения. Ведь каждая профессия имеет свою специфику, по которой и оценивается труд. Скажем, работа каменщика не только измеряется количеством уложенных кирпичей, но и зависит от внешних условий: температуры воздуха, ветра, осадков, высоты, качества раствора и кирпича. У работников образования тоже специфические показатели. Недавно Петр Грушник, первый заместитель министра труда и соцзащиты, заявил, что впереди серьезная модернизация системы оплаты труда в бюджетных организациях. И уже есть наработки, в том числе планируют дать больше свободы руководителям госучреждений. Проще говоря, цифра в расчетном листке бюджетника будет зависеть от двух факторов — тарифной ставки и того, что организация сможет определить для каждого в зависимости от его вклада в общее дело. Но каждый ли учитель имеет шанс получить прибавку в расчетном листке? Ставку уже сейчас, пишут в редакцию педагоги, при распределении денежных бонусов делают на тех, чьи ученики ходят в победителях олимпиад или оказались среди набравших 100 баллов на ЦТ. Вроде логично. Но что делать, скажем, учителям начальных классов, которые и закладывают фундамент будущих успехов?


Или такая задачка: лучший результат будет у математика, работающего в физико–математическом классе или в филологическом? А если учитель занимается с детьми, которые не попали ни в одно из этих направлений? Не все так просто и с выпускниками, набравшими максимальные баллы. Выходит, если у ученика в сертификате 92 из 100, учитель плохо сработал? Но что греха таить, многие отлично сдают тестирование благодаря курсам и репетиторам. А по физкультуре или астрономии, скажем, и вовсе ЦТ не проводится... Кстати, приходится слышать от учителей, что премии за подготовку победителей республиканской олимпиады берут из премиального фонда школы. А значит, чем больше достойных кандидатов на поощрение, тем она меньше для каждого в отдельности. Анатолий Сафонов, учитель математики и информатики из Жлобина, предлагает такой вариант: распределить премиальный фонд пропорционально занятому школой месту в районе, тогда и стимул появится, и премиальный фонд у лучших вырастет.


К слову, учителя информатики еще помнят, как им доплачивали «за вредность». Все–таки для учеников расписаны поминутные нормы работы за компьютером, а вот педагог весь день находится в кабинете в окружении десятка работающих компьютеров. Со временем доплата превратилась в такой мизер, что дороже было считать ее, чем получать. И если в наш век повальной компьютеризации вопрос, стоит ли возвращаться к прежней практике, спорный, то языковеды, проверка тетрадей у которых сегодня является лишь частью часов на ставку, явно заслуживают за этот вид работы особого поощрения. Отдельная тема — заработная плата технических работников: допустим, операторы в школах Гомельской области получают в месяц около 1.400.000... Начисление заработной платы директорам школ и их заместителям тоже хорошо бы еще раз продумать. Да, им разрешается вести еще по полставки, но, объясняют нам учителя, если директор или его заместитель ведут уроки, то они не тарифицируются и во время каникул и больничных не оплачиваются. Каково это — при достаточно скромной ставке, бездне обязанностей и огромной ответственности браться за подобную подработку? Наверное, взвешенные ответы, сообща найденные «стратегами» и «практиками», и есть тот самый внутренний ресурс, который ищет система образования.


Кстати


Еще один из самых обсуждаемых аспектов зарплаты — переаттестация. Вот педагог по физкультуре из Бобруйска Александр Конюхов пишет: «Если в советские времена уровень оплаты труда зависел от образования и стажа, и это было справедливо, то теперь я должен при стаже более 60 лет доказывать уровень своего мастерства. Учитель либо есть, либо его нет». Когда–то была даже категория учителей–исследователей... Между прочим, Анатолий Сафонов в свое время придумал балльную систему аттестации работников образования, тестировал ее и готовил диссертацию. Суть в том, что каждому работнику, от учителя до директора школы, начислялись баллы за фактическую работу — за открытый урок, победителя конкурса, оформление рабочего кабинета, экскурсии с учениками и походы плюс обязательно баллы за стаж.


Советская Белоруссия №16 (24399). Вторник, 28 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter