Арифметика для учителя

Как повысить зарплату педагогам

Как повысить зарплату педагогам

Вслед за повышением доплат медикам минский Совет депутатов решил поддержать материально из городского бюджета и педагогов. Документ опубликован на Национальном правовом интернет–портале pravo.by. Дополнительные стимулирующие выплаты в зависимости от занимаемой должности учителя составят от 50.000 до 150.000 рублей. Например, родителям–воспитателям и приемным родителям вместо прежних 240 тысяч будут доплачивать 390 тысяч, классным руководителям в школах или кураторам университетских групп — 130 тысяч вместо 80 тысяч. Цифры, прямо скажем, не астрономические, но, отмечают педагоги, за пределами МКАД нет и этого, а дефицит кадров все ощутимее. На недавней встрече с руководителями крупнейших белорусских СМИ Президент акцентировал внимание на зарплатах в бюджетной сфере, которые нынче на 120 долларов ниже, чем средняя по стране, заметив, что их потихоньку подтянут, и подчеркнув, что все зависит от экономики. Какие же могут быть «внутренние» варианты решения?


В планах — оптимизация


Недавно Белорусский профсоюз работников образования и науки обратился с наболевшим вопросом в Совмин. Упор сделали на то, что Закон «Об образовании» устанавливал четкие ориентиры для отрасли: объем бюджетного финансирования — не менее 10 процентов от ВВП, достижение уровня среднемесячной зарплаты педагогов не ниже, чем в промышленности, а профессорско–преподавательского состава — минимум в 1,5 раза выше. Подобные гарантии, к слову, фигурируют и в законодательных актах России и Украины. У нас после принятия в 2011 году Кодекса об образовании закон утратил силу, а в новом документе перечисленных ориентиров нет. Результат? В 2012 году объем бюджетного финансирования снизился до 4,9 процента ВВП, а соотношение уровня среднемесячной зарплаты в сфере образования и промышленности составило 65,6 процента. За январь — октябрь прошлого года — и вовсе 60,1 процента. Факт: с августа 2012–го образование прочно заняло предпоследнюю позицию среди других сфер по уровню начисленной зарплаты. Недавнее повышение на четверть тарифных ставок фактически «съел» рост педагогической нагрузки. Чего же ждать педагогам в ближайшее время?


Заместитель председателя Белорусского профессионального союза работников образования и науки Роман Дапиро говорит, что сложившаяся ситуация подталкивает к оптимизации отрасли. Сейчас от регионов ждут предложений, мол, ставку нужно сделать на внутренние ресурсы. Проблема еще и в том, что нет механизма, по которому сэкономленные финансы должны вернуться работникам образования.


Кому и сколько


О многочисленных обязанностях педагога под определением «само собой разумеющееся» уже сказано и написано немало. Как учителю заработать на таком «веере» всевозможных дел, в этом учебном году решили испытать на деле опять–таки в Минске — с сентября запустили пилотный проект отраслевой системы оплаты труда. В профсоюзе называют цифру: зарплату удалось увеличить на 20 — 25 процентов. Правда, не только за счет притока средств, но и за счет увеличения нагрузки — у некоторых учителей она по 31 часу в неделю, а это практически полторы ставки. Уже в июне эксперимент пересечет финишную черту. Тогда и придет время для углубленного анализа, куда двигаться дальше.


Тем временем у педагогов в регионах созрели предложения. Ведь каждая профессия имеет свою специфику, по которой и оценивается труд. Скажем, работа каменщика не только измеряется количеством уложенных кирпичей, но и зависит от внешних условий: температуры воздуха, ветра, осадков, высоты, качества раствора и кирпича. У работников образования тоже специфические показатели. Недавно Петр Грушник, первый заместитель министра труда и соцзащиты, заявил, что впереди серьезная модернизация системы оплаты труда в бюджетных организациях. И уже есть наработки, в том числе планируют дать больше свободы руководителям госучреждений. Проще говоря, цифра в расчетном листке бюджетника будет зависеть от двух факторов — тарифной ставки и того, что организация сможет определить для каждого в зависимости от его вклада в общее дело. Но каждый ли учитель имеет шанс получить прибавку в расчетном листке? Ставку уже сейчас, пишут в редакцию педагоги, при распределении денежных бонусов делают на тех, чьи ученики ходят в победителях олимпиад или оказались среди набравших 100 баллов на ЦТ. Вроде логично. Но что делать, скажем, учителям начальных классов, которые и закладывают фундамент будущих успехов?


Или такая задачка: лучший результат будет у математика, работающего в физико–математическом классе или в филологическом? А если учитель занимается с детьми, которые не попали ни в одно из этих направлений? Не все так просто и с выпускниками, набравшими максимальные баллы. Выходит, если у ученика в сертификате 92 из 100, учитель плохо сработал? Но что греха таить, многие отлично сдают тестирование благодаря курсам и репетиторам. А по физкультуре или астрономии, скажем, и вовсе ЦТ не проводится... Кстати, приходится слышать от учителей, что премии за подготовку победителей республиканской олимпиады берут из премиального фонда школы. А значит, чем больше достойных кандидатов на поощрение, тем она меньше для каждого в отдельности. Анатолий Сафонов, учитель математики и информатики из Жлобина, предлагает такой вариант: распределить премиальный фонд пропорционально занятому школой месту в районе, тогда и стимул появится, и премиальный фонд у лучших вырастет.


К слову, учителя информатики еще помнят, как им доплачивали «за вредность». Все–таки для учеников расписаны поминутные нормы работы за компьютером, а вот педагог весь день находится в кабинете в окружении десятка работающих компьютеров. Со временем доплата превратилась в такой мизер, что дороже было считать ее, чем получать. И если в наш век повальной компьютеризации вопрос, стоит ли возвращаться к прежней практике, спорный, то языковеды, проверка тетрадей у которых сегодня является лишь частью часов на ставку, явно заслуживают за этот вид работы особого поощрения. Отдельная тема — заработная плата технических работников: допустим, операторы в школах Гомельской области получают в месяц около 1.400.000... Начисление заработной платы директорам школ и их заместителям тоже хорошо бы еще раз продумать. Да, им разрешается вести еще по полставки, но, объясняют нам учителя, если директор или его заместитель ведут уроки, то они не тарифицируются и во время каникул и больничных не оплачиваются. Каково это — при достаточно скромной ставке, бездне обязанностей и огромной ответственности браться за подобную подработку? Наверное, взвешенные ответы, сообща найденные «стратегами» и «практиками», и есть тот самый внутренний ресурс, который ищет система образования.


Кстати


Еще один из самых обсуждаемых аспектов зарплаты — переаттестация. Вот педагог по физкультуре из Бобруйска Александр Конюхов пишет: «Если в советские времена уровень оплаты труда зависел от образования и стажа, и это было справедливо, то теперь я должен при стаже более 60 лет доказывать уровень своего мастерства. Учитель либо есть, либо его нет». Когда–то была даже категория учителей–исследователей... Между прочим, Анатолий Сафонов в свое время придумал балльную систему аттестации работников образования, тестировал ее и готовил диссертацию. Суть в том, что каждому работнику, от учителя до директора школы, начислялись баллы за фактическую работу — за открытый урок, победителя конкурса, оформление рабочего кабинета, экскурсии с учениками и походы плюс обязательно баллы за стаж.


Советская Белоруссия №16 (24399). Вторник, 28 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
К.А.Е.
.............на любимый на мозоль,вместо того,чтобы выполнять закон,о выделении из бюджета на образование 10-12%,пытаются приучить к сумме в два раза меньше 4,9% и еще и оптимизировать ее,просто смех,фокус не для слабонервных...
Учитель
Все будет гораздо проще и прозаичней. К очередным выборам зарплату поднимут, а потом - опустят. Об одном жалею, что выборы проходят редко.
Виктор
Физрук со стажем 60 лет. Ха-ха ему, что 80-т с лишним?
Автор
Ему 82 или 83. Вот про него писали http://www.sb.by/post/153804/
Екатерина
Вслед за повышением доплат медикам минский Совет депутатов решил поддержать материально из городского бюджета и педагогов.<br />Заметьте, что повышают только минчанам. А остальные и так перебьются?
Сафонов Анатолий
Я тоже засомневался сначала, а потом прикинул, что и в нашей школе есть люди далеко за 70?! А недавно, знакомый математик позвонил, что на очередном методическом совещании математиков сидели одни "седые головы", а если учесть, что 90% из них - женщины (на пенсии) то становится вообще грустно. Более молодые хотят уйти на выслугу, да такие законы приняли, что теперь таких и не будет. Само понятие "выслуга" = только теоретическое?! Из выслуги убрали:<br />
- каникулы<br />
- командировки<br />
- больничные<br />
- курсы<br />
- неполная нагрузка<br />
..... забыли еще написать, чтобы родинка была на одном месте, определенного размера...., а так - все предусмотрели, как помощь для многодетных
шурка
при коментариях прошу воздерживайтесь от хамства
Виктор
А он помнит в какой школе работает?
Автор
Поверьте, этот учитель многим молодым даст фору: и по мышлению, и по физподготовке
Автор
Тут решение исключительно местных властей, они его еще с ноября пробивали.
настаўнік
Якая зарплата... Мне здаецца, школу ўжо загубілі... Глянце на сярэднестатыстычных вучняў...<br />
Ды і на настаўнікаў таксама
автору
Вы-молодец, Ольга! Правильно поднимаете тему отношения к учителям! А вдруг да изменится чего нибудь?! Удачи Вам!
Сафонов Анатолий
Недавно где-то выложили в "нете" статистику, что если раньше в параллели было 50% слабых учеников, то сейчас их - 75%?! У нас, количество часов физкультуры стало больше, а спортсменов - меньше. Наши дети учат три языка в школе?! Есть такие предметы, которые раньше проводились на классных часах
Сафонов Анатолий
Вы про родинку?! Извините, я имел в виду любое место на теле, а Вы что подумали?! Просто, я, как многодетный родитель, обращался в социальные службы, но даже моя учительская зарплата не подходила под их критерии и помощь оказывалась только тем, кто вообще был "ниже плинтуса" в материальном положении, на уровне "бомжа"  ... Так сделали и со стажем учителя при выходе на пенсию. Все сделано для того, чтобы люди не вышли на пенсию по выслуге.... У кого большие дети - они желают, но не могут, а у кого еще дети учатся - будут "тянуть лямку"
Сафонов Анатолий
У нас еще одна странность со ставками. Ставка -20 часов, а больше 36 не оплачивают?! А это очень важно при подготовке к олимпиадам и при проведении стимулирующих и поддерживающих после болезни детей. Не "влазят" тогда часы в сетку....
Svetlana
Я не школьный учитель и не чиновник из районо, но тут даже дилетанту понятно, что до тех пор, пока наши педагоги не будут уверены в завтрашнем дне, поднять систему образования на должный уровень будет очень трудно. Это как раз тот случай, когда кадры решают всё. Нельзя постоянно выезжать на энтузиазме людей, любящих свою профессию. Действительно, а когда уйдет старшее поколение учителей, что будем делать?
Надежда
Зарплата учителя должна равняться средней зарплате в промышленности плюс надбавки за стаж и профмастерство.
Неонила
Нельзя привязывать зарплату к надбавкам. Зарплата должна быть изначально высокая = средней в промышленности. Если перейти на надбавки, то учителя окажутся в полной зависимости от воли администрации. А если представить, что все учителя работают прекрасно и показывают высокие результаты (олимпиады, конкурсы, открытые уроки и пр.) то никаких надбавок и премий не хватит (суммы ведь их фиксированы в пересчете на количество педагогов). Я приведу пример лично со мной. У меня 9 часов в неделю. Я подготовила победителей районных олимпиад по двум предметам. Вышло несколько публикаций в республиканской прессе. Руководитель районной творческой группы. За все получила 50% надбавки. В банк за месяц - 2 млн. бел. рублей. Стаж 33 года, высшая категория. Моя надбавка получилась в 2 раза меньше, чем у учительницы, работающей на ставку и подготовившей одного призера районной олимпиады (по одному предмету). Никаких других достижений у нее нет. Как вам социальная справедливость? Дайте достойную зарплату и не понадобятся надбавки. А то некоторые педагоги, получившие в мае 2013 г. категорию учитель-методист, надбавок за это и в глаза не видели.
Неонила
Что касается оптимизации. Почему не сказать честно: денег нет, поэтому мы сократим ряд должностей, а деньги отправим в те отрасли, где полный завал? Или на проведение чемпионата мира по хоккею. Или еще на что-то. А то дурят людям голову: деньги от "оптимизации" пойдут в образование. И где эти деньги? У нас в отделе сократили оператора ЭВМ, главного специалиста по воспитательной работе, целый отдел информатизации (его начальник стал простым методистом на 0,5 ставки, а работников уволили). "Повесили" их обязанности на секретаршу (зарплата прежняя), методистов (зарплата уменьшилась) и главных специалистов (зарплата незначительно увеличилась). Некому сейчас даже мультимедиа установить для совещаний, а ВСЯ ТЕХНИКА обслуживается одним программистом, который числится как работник бухгалтерии и работает на 0,5 ставки. Нет, он так и числится программистом, а не бухгалтером или экономистом, но обслуживать технику методкабинета, специалистов отдела не обязан. И как работать? Просто не понимаю, кого мы обманываем и каких результатов ждем при таких условиях работы?
Сафонов Анатолий
Самое интересное то, что с чемпионатов: по программированию, по математике, по биологии и т. д., мы привозим первые места, а по хоккею - во втором десятке. А финансирование - не поддается сравнению....
Подпольщик
Самое странное то, что в семье мы самое лучшее отдаем детям, а на государственном уровне мы создаем для них худшие условия. Невооруженным глазом видно, что детей стало больше, а детских садов - меньше, нет общей государственной стратегии чему учить и как учить и где учить. Деревенских детей везут в город из которого они уже назад не возвращаются, Городские - попадают в деревню только тогда, когда совершат преступление и их сошлют на поселение. Школы перешли на шестилетку, а методик, рассчитанных на шестилетних детей нет. Чтобы скрыть этот провал из начальной школы убрали отметки, а при переходе в среднее звено проявляются все грехи. О финансовом положении работников образования - лучше молчать и ничего не говорить. Об этом много сказано, но ничего не сделано. На данном этапе поддержки образовательных услуг населению, до стабилизации обстановки в промышленности, работающих на ставку и более в школе учителей и административных работников, желательно освободить от налогов. У нас и так идет двойное налогооблажение: бюджетные организации, живущие за счет налогов, перечисляют налог.... Получается - налог из налога... Кто-то в финансовых органах "упрощает себе жизнь"
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости