Мы посмотрели, как живут молодые специалисты в Вороновском районе

Аргументы в пользу выбора: жилье, зарплата, семья

Дипломированные специалисты приехали по распределению в Вороновский район и здесь воплотили свои мечты

Ежегодно тысячи выпускников университетов и институтов получают направления на работу в глубинку. Одни относятся к такому решению как к наказанию и едут в деревни и агрогородки с мыслью: «Скорее бы все закончилось». Другие же, напротив, отправляются на село за профессиональным и жизненным опытом. И в итоге пускают там корни, делая стремительную карьеру и создавая семью. В подтверждение сказанного — три истории из Вороновского района от корреспондента «СГ».

Сельский учитель

Перемена в Полецкишской средней школе. Практически никто из учеников не утыкается в экраны мобильников. Наоборот, дети пользуются паузой между уроками, разбиваются на небольшие группки и развлекаются. Рядом с ними учительница Анастасия Булавко. Если бы не знал заранее, кто она, подумал бы, что ученица 10—11-го класса.

— Да, рост примерно одинаковый,
— смеется девушка. — Но это никак не сказывается на отношениях. Ученики уважают меня и не нарушают субординацию, обращаются только по имени-отчеству.

Почти полгода Анастасия работает в школе по распределению: окончила педагогический университет в Минске, а потом, как сама шутит, вернулась домой. Дело в том, что сама девушка из деревни Бастуны Вороновского района, но живет в райцентре:

— Так удобнее добираться до работы. Всего 15 минут на автобусе — и я в школе. Транспорт ходит часто, поэтому приехать не проблема. На проезд трачу не больше 45 рублей в месяц.

Настя пришла в школу по целевому распределению. Впереди почти 5 лет отработки учителем биологии, химии и географии. Но долгий срок не пугает ее. Скорее наоборот. Работой обеспечена надолго, значит, можно спокойно жить и совершенствоваться в профессии. К тому же, как сельский педагог, она выигрывает в зарплате:

— В последний студенческий год попробовала себя в минской гимназии. В классах по 30 человек, до каждого ребенка нужно достучаться. Педагогу без опыта это непросто. А здесь, в Полецкишках, максимум по 10 учеников. Учителей чуть меньше, поэтому можно брать дополнительную нагрузку. К тому же есть доплата молодому специалисту и за работу в сельской местности. В общем выходит около 700—800 рублей в месяц. В Минске в начале карьеры столько бы не получала. И при этом намного больше тратила бы.

В коллективе, вспоминает Анастасия, встретили более чем достойно: на первых порах помогали с методичками и документами, рассказывали о том, как устроен образовательный процесс в небольшой сельской школе. Руководство предложило арендное жилье в агрогородке. Да и с детьми никаких конфликтов не возникало:

— С теми, кто готовится к поступлению и будет сдавать ЦТ по биологии и химии, мы создали свою группу ВКонтакте. Там обмениваемся дополнительным учебным материалом и проходим разные тесты. Ученикам такой подход нравится.

Какие планы на будущее? Анастасия показывает кольцо на пальце:

— Мой будущий муж сейчас оканчивает отработку в Бобруйске. Сразу после нее он приедет в Вороновский район и тоже начнет трудиться в одной из школ логопедом-дефектологом. Оба будем обеспечены стабильной и интересной работой в уютном городке. Так зачем куда-то уезжать отсюда?

Экономист

Агрогородок Больтишки. В конторе одноименного хозяйства знакомлюсь с экономистом Александ­рой Страчинской, которая уже закончила отработку в Вороновском районе и решила никуда отсюда не уезжать:

— Я из знаменитых Ольшан Столинского района. Окончила аграрно-экономический колледж, потом поступила в Белорусскую государственную сельскохозяйственную академию в Горках. На последнем курсе предлагали несколько мест работы. Выбрала экспериментальную базу в Погородно под Вороново. Почему? Хотела посмотреть, как живут люди на другом конце страны. Как видите, пустила корни.


Саша помнит долгую дорогу до первого места работы. А еще то, как тепло здесь приняли. Сразу познакомили с руководством и коллективом, дали хорошую комнату в квартире, а еще выплатили большие подъемные.

— Благодаря этому, адаптировалась за пару недель и не испытывала никакого дискомфорта. Люди только удивлялись: «Зачем приехала издалека?» Да, до дома 300 километров. Зато в коллективе много молодых специалистов, которые со временем стали товарищами и друзьями. А еще добавьте к этому достойную зарплату. Поэтому жаловаться не на что.

Работая в экспериментальной базе, Саша познакомилась в интернете со своим будущим мужем — агрономом из КСУП «Больтишки». Переписка переросла в серьезные отношения, они захотели жить вместе. Поэтому сразу после окончания отработки Страчинская переехала к любимому в хозяйство. Там молодым людям дали новый арендный дом в 10 минутах ходьбы от предприятия.

С планами на будущее ясность тоже полная:

— Я деревенская, муж тоже. Мы привыкли к этому укладу и не видим смысла что-то менять. Да, в городе другого уровня инфраструктура. Но и минусов хватает. Вы знаете своих соседей хотя бы по лестничной клетке? А мы дружим со всей улицей: в каждом доме живут молодые пары. Иногда собираемся вместе и отдыхаем. А в будущем планируем детей, заведем подсобное хозяйство, купим машину. Здесь можно жить хорошо.

Врачи

В районной больнице работают Алексей и Ольга Дубенцы. Оба — выпускники Гродненского медицинского университета, вместе оказались на отработке.

— Родом я из Геранен Ивьевского района, — беседу начинает Алексей. — Это 60—70 километров отсюда. Окончил университет по специальности «Врачебное дело» и попал сюда по целевому распределению в 2013 году. Начинал как терапевт-участковый в Радунской поликлинике.


Ольга рассказывает более подробно:

— В университете мы с Алексеем не общались: все-таки разные специальности, другой круг общения. Зато здесь познакомились быстро. Вместе с другими молодыми специалистами (а нас было 8 человек) он пришел к нам в общежитие на чай. В итоге и завертелось все, начали встречаться.

Параллельно с отношениями развивалась и карьера молодых медиков. Алексея Дубенца перевели в центральную больницу, а потом, после переобучения, в бригаду реа­ниматологов. И Алексея, и Ольгу постоянно отправляли на курсы повышения квалификации в Минск и Гродно. Поэтому медики сумели получить более высокую категорию, а с ней и увеличенную зарплату.

Поженились 31 декабря 2015 года. А в 2016-м получили от больницы служебное жилье (до этого жили в общежитиях). Со временем обзавелись двумя автомобилями, обжились в небольшом городке. Поэтому после отработки молодые люди решили остаться здесь.

— Что больше всего привлекает? — спрашивает Алексей. — Возможность профессионального и карьерного роста. Руководство постоянно предлагает нам обу­чающие курсы, отправляет в крупные медицинские центры за новыми знаниями. Не буду скрывать и другой аспект: возможность получения своей квартиры или дома. Очередь в районе двигается быстро.

Недавно Алексей сделал еще один шаг по служебной лестнице: его назначили заместителем главного врача по медицинской части.

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Карпович, заместитель председателя райисполкома:

— Ежегодно район пополняется десятками молодых специалистов. В 2017 году, к примеру, 108 выпускников вузов и ссузов, в 2018-м — 81, а в 2019-м — 77. Стараемся создать для них хорошие бытовые и профессиональные условия и делаем все, чтобы они поскорее адаптировались на новом месте. Нуждающимся находим жилье, проводим регулярные встречи и устраиваем мини-экскурсии по туристическим локациям Вороновщины. Оцениваем свою работу по самому важному критерию — закрепляемости. И с каждым годом все больше молодых ребят решают остаться в нашем районе.

avramenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter