Аргументы без опасности

15 июля заканчивается всенародное обсуждение проекта Правил дорожного движения
15 июля заканчивается всенародное обсуждение проекта Правил дорожного движения

Судя по сотням предложений и замечаний, адресованных авторам проекта ПДД, равнодушных к теме новых правил нет. Думается, самое время подвести некоторые промежуточные итоги, проанализировать, что наболело у участников дорожного движения.

Пожалуй, больше всего отзывов и мнений касается движения маршруток. Сегодня уже никто не ратует, как раньше, за то, чтобы убрать этот вид транспорта с дороги. Проблема в другом: пассажиры требуют обеспечить безопасность перевозок. В проекте правил юрким микроавтобусам присвоен статус маршрутного транспортного средства со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Какие же предлагаются дополнительные меры безопасности? Минчане С.Александров, Э.Манш, Л.Бобров и В.Кузьмин считают, что местом для высадки и посадки пассажиров маршруток должна быть не вся остановка, а 15–метровая зона в конце остановочной площадки (по ходу движения) маршрутных транспортных средств. В этом случае автобусы и троллейбусы, которые движутся по крайней правой полосе, смогут свободно подъезжать к остановочному «карману» и отъезжать от него.

Есть предложение запретить маршруткам посадку и высадку между остановочными пунктами. В то же время многие пассажиры настаивают на том, чтобы в отдельных случаях (громоздкий багаж, удаленность остановки от дома и т.д.) такая возможность была. Проблему можно решить: ввести специальный дорожный знак и установить его на тех участках маршрута, где удобно пассажирам.

Задаются вопросы и по другим дорожным нормам. В подпункте 78.4 проекта новых правил говорится: «...в населенных пунктах маршрутные транспортные средства должны двигаться по выделенной для них полосе движения, а при ее отсутствии — по крайней правой полосе. Перестраиваться на другую полосу движения можно только перед поворотом налево, разворотом, объездом препятствия». Это правило позволяет исключить «слалом» маршруток из крайнего левого ряда в крайний правый ряд и обратно. Другое новшество гласит: «При трех и более полосах движения в данном направлении запрещается производить опережение по крайней правой полосе». Таким образом, налагается запрет на опасный маневр и для остальных любителей скорости, перескакивающих с полосы на полосу. Водителей волнует, каким же образом обогнать тихоход? Все просто. Заполняется крайний правый ряд, а по другим рядам транспорт может двигаться с большей средней скоростью, не тормозя, поскольку сократится число «подрезаний». При наличии нескольких полос движения в одном направлении при таком раскладе совершенно несложно объехать находящееся впереди транспортное средство, повернуть налево или развернуться.

Особый статус крайней правой полосы, отданной в распоряжение маршрутных транспортных средств, закрепляется в пункте 143 проекта: «В населенных пунктах водители транспортных средств должны уступить дорогу маршрутным транспортным средствам, начинающим движение от обозначенного остановочного пункта, при выезде на крайнюю правую полосу движения». Другими словами, легковушка, оказавшаяся на крайней правой полосе, обязана пропустить автобус, который выезжает из «кармана». Но если тот же автобус выезжает на вторую полосу, то теряет преимущество и обязан уступить дорогу другим транспортным средствам, движущимся по данной полосе. Большинство водителей, приславших свои отклики, с этим согласны.

Движению общественного транспорта по «законной» правой полосе препятствуют не только маршрутки. Распространенная ситуация: водитель «Опеля» или «Жигулей» паркуется в «кармане», включает «аварийку» и идет в киоск за сигаретами. И из–за одного эгоиста стопорится посадка и высадка сотен пассажиров, томящихся в веренице автобусов и троллейбусов. В водительской почте предлагается категорически запретить использовать подобный ход.

Заслуживает внимания еще одно соображение автомобилистов: регламентировать действия водителей транспортных средств в случае возникновения заторовых ситуаций на дороге или автомобильных пробок. По наблюдению авторов предложения, водители, попавшие в подобную ситуацию, сами же ее и усугубляют. В результате ажиотажа и неразберихи в случае, скажем, ДТП к месту происшествия не может подъехать ни одно транспортное средство оперативного назначения (ГАИ, скорая помощь, МЧС). Что конкретно рекомендуется? Не громоздиться на обочине, а если автомобиль в правой крайней полосе — занять (в ее пределах) крайнее левое положение. В городе можно организовать «зеленый коридор»: если одна полоса в направлении движения, водитель принимает вправо в пределах полосы; если две — водитель на крайней правой полосе принимает вправо, на второй — влево; если три и более — водитель на крайней левой полосе принимает влево, а на соседней правой полосе — вправо. Механизм сработает, если запретить движение по «зеленому коридору» для всех автомобилей, кроме транспортных средств оперативного назначения.

Много нареканий в письмах на ремни безопасности. Многие наши корреспонденты считают, что подобная страховка в городе ни к чему: «При скорости 40 — 60 километров в час толку от ремней безопасности немного». Довольно спорный аргумент. Скорость 40 километров в час невелика, однако даже при столкновении с неподвижным препятствием, например столбом, не каждый водитель сможет удержаться за рулевое колесо и избежать травмы. У пассажира на переднем сиденье шансов еще меньше. При столкновении же транспортных средств, движущихся навстречу друг другу, скорости складываются. И речь уже не о 40 километрах в час, а о 80. Вот такая арифметика.

Анатолий СУШКО, начальник научно–исследовательского отдела безопасности дорожного движения спецподразделения ДПС «Стрела» МВД.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter