Аргументами по фактам

Белорусские оффшорные программисты считаются лучшими в мире.
Белорусские оффшорные программисты считаются лучшими в мире.Штрихи к портрету сложного явления

Минские "пикейные жилеты" очень любят порассуждать по поводу нескольких уже достаточно засаленных мифов. В отличие от древнегреческих, эти легенды и сказания рождены конкретными фигурами и служат вполне конкретным политическим целям. Особое удовольствие наши "эксперты в потертых канотье" испытывают от дискуссий о том, что, мол, нынешний "антинародный режим" до основания разрушил науку и культуру. Что белорусы - "загнаны i хворы" народ. Что молодежь бежит из страны. Что передовые технологии в "большом колхозе", коим, по их мнению, является белорусское государство, - такое же инородное понятие, как вилка или столовый нож в пещере неандертальца.

Конечно, все это брюзжание вряд ли бы заслуживало внимания, если бы, как и означено стилистикой диспутов "пикейных жилетов", резонанс от него ограничивался каким-нибудь уютным кафе на Приморском бульваре Одессы. Однако нашим мифологам только лишь самолюбования кажущейся им глубокомысленностью мало. Поэтому они и стремятся облечь досужие, поверхностные беседы в разные публичные формы: семинары, "круглые столы" и т.п. Иной раз делятся мрачными выводами с общественностью через близкие по духу СМИ. А это уже повод для анализа современной белорусской мифологии. И сделаем мы его через призму нового, сложного и от этого весьма интересного явления.

Недавно белорусские Интернет-издания облетела яркая новость: по признанию международных экспертов, Беларусь уверенно становится мировым лидером оффшорного программирования. Не совсем понятное для многих словосочетание означает изготовление программного обеспечения для зарубежных фирм. Причем не выезжая на работу за пределы страны, а сидя хоть прямо у себя дома и общаясь с работодателем посредством "всемирной паутины". Получил заказ по электронной почте, выполнил, отправил, а деньги за него перечисляют в любой банк мира по предварительно указанным реквизитам. И белорусов среди тех, кто создает программы для того же "Майкрософта" или других монстров хайтека (высоких технологий), оказывается, больше всех.

Итак, вооружившись этой информацией, проанализируем мифы, кочующие из одного заангажированного издания в другое.

Миф первый:"о разрушенной науке"

В общем-то сам факт реального прорыва наших программистов в виртуальной сфере его разрушает полностью. Без сильной образовательной подготовки там делать совершенно нечего. Просто поразительно, что в большинстве комментариев авторы избегают говорить о том, что успехи отечественных специалистов на мировом рынке программного обеспечения в том числе обусловлены и имеющимися для этого в стране условиями. Однако ж критики предпочитают юродствовать, заявляя, что все происходит вопреки белорусским реалиям, и называют явление феноменом.

"Можно лишь удивляться тому, как при убогом развитии коммуникаций, которое имеет место в Беларуси, ее программисты могут достойно конкурировать со своими коллегами, работающими в куда более благоприятных условиях", - читаю с монитора домашнего компьютера, подключенного к Интернету. Но коль даже сам автор давно стал завсегдатаем "всемирной паутины", о какой убогости он говорит? Или он не знает, что "персоналка" давно стала привычным атрибутом изрядного количества квартир? И даже по цене это далеко не самое дорогое удовольствие. Статья расходов на приобретение компьютера прочно вписана во многие семейные бюджеты наряду с телевизором, холодильником, пылесосом... Ну а если еще не накопили - пожалуйте в Интернет-кафе или компьютерный клуб. Таких заведений тоже изрядное количество, причем далеко не только в Минске. Да, пусть не все школы, особенно сельские, еще оснащены компьютерными классами, пусть связь осуществляется преимущественно посредством телефонных линий, а не выделенных оптоволоконных... Здесь нам еще есть к чему стремиться. Думаю, даже у наших западных соседей в этом смысле тоже есть определенные проблемы. Однако они больше частного, финансового характера, а не научно-технологического. Ведь очевидно, что в стране действует достаточное количество провайдеров, обеспечивающих приличное качество доступа в Интернет и нормальную скорость передачи данных. Кому и этого мало, может пользоваться высокоскоростной беспроводной связью. Такая возможность тоже есть. В общем, инфраструктура, открывающая пути в виртуальное пространство, работоспособна, функциональна и главное - общедоступна. Это станет очевидным, если не ограничиваться лишь кабинетными рассуждениями, а для разнообразия походить по улицам для сбора новых впечатлений.

И еще один аспект. У кого есть приятели-программисты, тот знает, что это люди совершенно новой формации. По своему мировоззрению они, как правило, космополитичны. В виртуальном пространстве, где они проводят большую часть времени, нет границ. Оно едино. Един, по большому счету, и реальный мировой рынок интеллектуальных ресурсов. Светлые головы везде на вес золота. И если спец экстра-класса чувствует, что в данное время и в данном месте ему себя не реализовать, он может легко сменить географическое место своего пребывания. И то, что наши работают на месте, не оставляя страну, уместно рассматривать не в проекции "вопреки", а, скорее, наоборот, как доказательство приемлемости условий для приложения сил и способностей.

Впрочем, даже предвзятым "экспертам" приходится признавать это. И даже сдержанно, будто через силу, говорить о роли государства в нынешнем успехе программистов.

Читаю дальше: "...Можно признать даже некоторую косвенную причастность власти к нему (успеху. - Прим. авт.): белорусские программисты, одолевшие в конкурентной борьбе своих ближних и дальних соседей, заканчивали в большинстве своем белорусские государственные вузы, а значит, обучение математике и программированию в них - не самое худшее".

Такое впечатление, что вытащил автор из себя клещами это признание и тут же стремится его стыдливо прикрыть словом "косвенную". Лукавит. Потому что отлично понимает, что средний возраст наших соотечественников, поставляющих на мировой рынок программы, ниже 30-летней планки. Это люди, которые получали образование и оттачивали свой профессионализм уже при нынешней власти. Той, которая самым непосредственным образом все это время оказывала и оказывает мощнейшую поддержку высшей школе. Помнится, сколько было ерничанья по поводу придания в свое время Белгосуниверситету особого статуса. По поводу других не менее важных решений, направленных сначала на сохранение системы высшего образования, а потом на ее качественное развитие. Теперь, когда есть наглядный результат, кое-кто об этом предпочитает не вспоминать. Хотя, ей-богу, смешно - специалисты с "не самым худшим обучением" уверенно завоевывают мировой хайтек-рынок, а где же те, что с "лучшим"?

Миф второй: "белорусы - "загнаны i хворы" народ"

Сентенция больше эмоциональная. Это же как нужно пренебрежительно относиться к своим согражданам, чтобы повесить столь однозначный ярлык на все общество... Авторство этого мифа тоже достаточно очевидно. Особенно апеллировать к нему любит пара-тройка господ, которые еще в недалеком прошлом отирались около цековских кабинетов, а сегодня мнят себя чуть ли не классиками современности. Но смысл, который они вкладывают в одним махом поставленный соотечественникам диагноз, от этого не перестает быть туманным.

"Загнаны", надо понимать, означает забитый, затравленный или, на дворовом арго, зашуганный. Люди с такими качествами тихо сидят в темном углу и хотят только одного: чтобы их не трогали. Опасаясь любого резкого звука, движения, они мечтают оставаться незамеченными. Проявление любой инициативы для них немыслимо и ужасно.

А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: можно ли с такими качествами дерзко рыскать по всему миру в поисках достойного применения своих сил, знаний, умений? Способны ли подобные существа на жесткие схватки с конкурентами? И совсем не обязательно в поисках ответа ограничиваться лишь примером ушлых оффшорных программистов. Их немало во многих сферах. Один из наиболее ярких - семь медалей белорусской сборной на чемпионате мира по легкой атлетике, из которых три - золотые. Это, кстати, результат еще одного, нещадно высмеянного, приоритета государственной политики. (И опять-таки в основном спортсмены, ставшие сегодня настоящими национальными героями, - люди молодые. Они вступили в большую жизнь при нынешней власти...) Сколько было зубоскальства по поводу восстановления спортивных объектов, строительства новых и популяризации спорта вообще. Теперь уж, надо полагать, крыть нечем. Разве что опять порассуждать о косвенной причастности власти к спортивным достижениям. Правда, опять, думаю, получится неубедительно.

Посему осмелюсь сделать вывод: народ наш не "хворы". А совершенно нормальный, динамичный, с современной европейской ментальностью.

Миф третий: "молодежь уезжает из страны"

С одной стороны, миграция - явление в современном мире нормальное. И в Беларусь приезжают. И из Беларуси уезжают. Но только вот вопрос - кто? В первую очередь - умельцы ловко подставлять в пьяных драках собственные физиономии под кулаки таких же балбесов, как сами, а потом, размазывая кровь из расквашенного носа перед господами из какого-нибудь хельсинкского комитета, канючить о "жестокостях режима". Или коллекционеры приводов в милицию "по хулиганке", которые впоследствии каким-то чудным образом трансформируются в преследования по политическим мотивам. Главное - знать нужных людей, за определенную мзду все еще штампующих "ксивы" - рекомендации для новоявленных "узников совести".

Хотя добрый и заботливый Запад уже близок к полному осознанию того, что его трепетным отношением к демократическим ценностям все больше злоупотребляют. Тема ужесточения правил приема эмигрантов в Европе набирает актуальность день ото дня. Старый Свет серьезно озабочен наплывом авантюристов, которые в силу собственной никчемности устремились в поисках халявы подальше от своей страны, где хорошо знают им истинную цену. И выстраивать гипотезы об "утечке мозгов", молодых талантов на основе броуновского движения проходимцев через пограничные переходы просто глупо.

Настоящие же интеллектуалы, уверен, умеют реально оценивать условия для реализации собственного потенциала. Приведу один пример. Мой знакомый закончил физмат, занялся программированием. Перманентно ездил на заработки в Германию. Дважды (один раз на полгода, второй - на 3 месяца) был в Сеуле, где стажировался в достаточно крупной компании. Но мысли перебраться за кордон на ПМЖ у него не возникает. Есть другая идея: покурсировав по миру, реализуя товар, созданный собственным умом, скопить денег для организации своего дела на родине. Сегодня идея уже в стадии реализации. И таких людей, которые набираются опыта и оттачивают мастерство в зарубежных компаниях, зарабатывают там первоначальный капитал и, возвратясь, развивают на основе этого багажа личный бизнес в Беларуси, немало. Я, конечно, не говорю, что у нас нет эмиграции вообще. Но то, что она самая низкая из всех постсоветских государств, - неоспоримый факт. К нам приезжает жить гораздо больше людей, нежели от нас уезжает. А все потому, повторюсь, что возможностей для самореализации в Беларуси предостаточно.

Здесь не могу не привести еще одну цитату из того же комментария: "Можно упомянуть даже и еще одну совсем уж косвенную причину. Способные молодые россияне и украинцы могут реализовать себя в политике и бизнесе. А какой интерес молодому белорусу идти служить системе?" Интересно, бывал ли автор этих строк хоть раз на заседании Палаты представителей Национального собрания? Если да, то когда? В нынешнем созыве парламента молодых депутатов, пожалуй, больше, чем во всех предыдущих, вместе взятых. Что это, если не реализация себя в политике? Имеет смысл пройтись и по кабинетам любого из министерств, чтобы убедиться в изрядном наличии на рабочих местах вчерашних выпускников вузов, которые не видят ничего зазорного в служении "системе". Средний возраст коллективов банков и вовсе вряд ли перевалит за 35 - 40 лет. Ну а о бизнесе вообще говорить нечего. Как-то не укладывается в голове облик отечественного предпринимателя предпенсионного возраста. Простой пример бытового уровня. Делал недавно в квартире ремонт, что само по себе предполагает необходимость обращения в разные коммерческие организации. Менять сантехнику, оклеивать стены обоями, шлифовать полы приходили отнюдь не старички. Молодые предприниматели, осваивающие бизнес-науку без отрыва от физической работы. Было бы желание.

Миф четвертый: "об отсутствии передовых технологий"

Здесь все просто. Злословие, за которым ровным счетом ничего не стоит. Чуть ли не четверть мира, собирающая электронику на базе интеграловских микросхем, смотрела бы на заявившего о подобном господине по меньшей мере с изумлением. Точно так же, как импортеры произведенных у нас автомобилей и тракторов. А попробуйте рассказать менеджерам концернов "Гудиер", "Данлоп", "Пирелли", что используемый ими высококачественный металлокорд Белорусского металлургического завода мотается чуть ли не вручную, на глазок, без всяких там технологий. Это не минские досужие политтусовщики. Их на мякине не проведешь - они признанные профессионалы, с почтением относятся к марке "Сделано в Беларуси". А за ними - и владельцы мировых автомобильных торговых марок: "Ауди", "Фольксваген", БМВ и других. Поскольку их машины "обуты" в резину, армированную белорусским кордом.

Экскурс по позициям отечественного высокотехнологичного, а оттого желанного на мировых рынках экспорта можно продолжать еще очень долго. Но это бессмысленно. Авторов мифов разумная аргументация никогда не интересовала. На то оно и мифотворчество, чтобы базироваться исключительно на неограниченных возможностях фантазии. Что ж, не будем мешать фантазерам и дальше упражняться в деле выдумывания мрачной действительности. Вернемся все же к оффшорному программированию.

В начале статьи я не случайно отметил, что явление это сложное.

Чувство гордости за достижения соотечественников не снимает вопроса о соблюдении в их деятельности законных интересов государства. Интернет - анонимен. Соответственно, это качество присуще и сетевому бизнесу. Белорусы, торгующие интеллектуальными продуктами, получают за них вполне осязаемые, настоящие деньги. Их перевод без труда оформляется на какой-нибудь безымянный счет, скажем, в прибалтийском банке. И все... Такая схема движения капитала абсолютно непрозрачна, в том числе и для налоговых органов. Суммы же здесь, судя по всему, фигурируют немалые. По некоторым оценкам, счет специалистам, постоянно или время от времени выполняющим заказы западных компаний, идет на тысячи. Их заработки можно оценить лишь косвенно. Скажем, за создание веб-сайта иностранцы могут заплатить 800-1.000 долларов. Профессионалу на это понадобится 2 - 3 недели.

Впрочем, в истории молодого белорусского бизнеса было достаточно примеров, когда определенные его направления начинали развиваться раньше, чем формировались четкие правила игры. Главное, чтобы это происходило эволюционным путем. Объявления в Интернете с предложениями написания программ все чаще даются от имени не одиночек-первопроходцев, а групп специалистов. Прагматичная рыночная среда диктует необходимость консолидации усилий. Думается, следующим шагом станет оформление этих групп в четкие организационно-правовые формы. Хотя бы для того, чтобы создавать не только информационный продукт в чистом виде, но и узнаваемые брэнды, за которые, как известно, тоже платят. В конце концов без имени комфортно чувствовать себя в рыночной среде просто невозможно.

Таким образом, уместно сделать вывод о том, что сегодня мы имеем дело с зарождением отрасли, которая получит все шансы в недалеком будущем играть заметную роль в национальной экономике. При этом абсолютно легально действующие солидные фирмы уже есть.

Но это с одной стороны. С другой - лично для меня очевидна общественная значимость ситуации. Достойное вознаграждение за умственный труд - это непременное условие формирования интеллектуальной прослойки среднего класса. И по всему видно, что этот процесс набирает обороты. Да, пока потенциал наших программистов работает больше на зарубежье. Чисто белорусский спрос на продукцию высоких информационных технологий, конечно, есть, но пока, к сожалению, не столь высокооплачиваемый, как за пределами страны. Будем считать это проблемой роста, и пока ребята набираются профессиональной мудрости, разрабатывая программы для зарубежных заказчиков, условия потребления результата их труда будут стремиться к выравниванию. Поэтому совершенно не исключено, что через пару-тройку лет мы сможем лицезреть рождение фигур и компаний, которые не будут теряться в тени лидеров мирового рынка хайтек. Во всяком случае, нынешние успехи наших соотечественников - серьезная на это заявка.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter