Минск, «Динамо–Арена»
Вместимость: 35.000 зрителей
Состояние: Готовится проект. Планируемый срок сдачи — 2019 год. Бюджет — 115 миллионов евро.
Одним из главных козырей Беларуси, по мнению представителей УЕФА, является «возможность модернизировать белорусский футбол и дать толчок к развитию инфраструктуры и организационных стандартов». При этом отмечается, что вместимость нового стадиона после установки всего необходимого для проведения Евро оборудования и стендов сократится до 30 тысяч человек, а отсутствие утвержденного проекта не позволяет оценить возможности будущей арены в плане безопасности, парковок или хотя бы наличия необходимого числа туалетов. Немало замечаний было высказано и в отношении сопутствующей инфраструктуры. Так, несмотря на обилие построенных к чемпионату мира по хоккею гостиниц, по мнению представителей УЕФА, «лишь ограниченное число болельщиков сможет воспользоваться бюджетными вариантами размещения», а средняя стоимость проживания в отелях «выше установленных УЕФА лимитов». Вдобавок ко всему сомнения комиссаров вызвал и опыт проведения в стране международных спортивных мероприятий. Возможно, в УЕФА просто не знают, что Минск был местом проведения футбольных матчей Олимпиады, молодежного чемпионата мира, чемпионатов мира по баскетболу и биатлону?
Баку, «Олимпийский»
Вместимость: 69.870 зрителей
Состояние: Строится. Планируемый срок сдачи — 2015 год. Бюджет — 710,6 миллиона евро.
За исключением небольших замечаний вроде необходимости выноса пресс–центра за пределы стадиона, суперсовременная арена в Баку, по мнению представителей УЕФА, полностью удовлетворяет всем требованиям и может принимать хоть мировые турниры. Однако в городе не хватает бюджетных гостиниц и хостелов, а у организаторов — опыта проведения масштабных турниров.
Брюссель, «Евростадиум»
Вместимость: 62.613 зрителей
Состояние: Строится. Планируемый срок сдачи — 2018 год. Бюджет — 314,3 миллиона евро.
По убеждению представителей УЕФА, для проведения матчей Евро–2020 Брюсселю еще предстоит улучшить систему транспортного сообщения и увеличить количество зарезервированных для ключевой аудитории УЕФА комнат в отелях. Однако в целом возможности для размещения гостей названы в отчете «впечатляющими». Отдельно отмечается тот факт, что в Бельгии не запрещена реклама алкоголя.
София, Национальный стадион
Вместимость: 33.621 зритель
Состояние: Проектируется. Объявлен тендер. Планируемый срок сдачи — 2017 год. Бюджет — 49,5 миллиона евро.
Заявленная вместимость — фактически единственное, что пока известно о местной арене. Нет ясности и с официальными гарантиями проведения мероприятия на должном уровне. Вызывает вопросы и сам интерес к принятию у себя Евро как со стороны государства, так и со стороны потенциальных зрителей, который назван в отчете «нерегулярным».
Копенгаген, «Паркен»
Вместимость: 38.190 зрителей
Состояние: Действует. Построен в 1992 году.
Действующий стадион выглядит козырем датской заявки в споре за два места, которые УЕФА отвел для арен вместимостью менее 50 тысяч. Однако построенный более 20 лет назад «Паркен» не удовлетворяет ряду современных требований. Например, в отношении доступности или вместимости парковок. Зато к возможностям гостиниц, организации фан–зон и прочим сопутствующим факторам претензий у представителей УЕФА нет.
Лондон, «Уэмбли»
Вместимость: 90.652 зрителя
Состояние: Действует. В 2007 году проведена реконструкция.
В 2011 и 2013 годах обновленный «Уэмбли» уже принимал финалы Лиги чемпионов, и потому претензий к главной арене Британии у представителей УЕФА предсказуемо не возникло. Более того, именно Лондон организаторам видится «сердцем празднования 60–летия проведения чемпионатов Европы».
Бухарест, Национальный стадион
Вместимость: 54.851 зритель
Состояние: Действует. Построен в 2011 году.
Новенький стадион в Бухаресте вызвал ряд нареканий в отношении количества лож и организации зоны гостеприимства для vip–персон, которую придется строить рядом с ареной. Впрочем, в 2012 году ни участники, ни гости проведенного в Бухаресте финала Лиги Европы не жаловались.
Скопье, Национальная арена
Вместимость: 32.483 зрителя
Состояние: Действует. В 2011 году проведена реконструкция.
Несмотря на проведенную всего три года назад реконструкцию, стадион в Македонии не отвечает всем требованиям УЕФА. Посетившие его комиссары отмечают, что около трети мест на трибунах не закрыты крышей, арена не имеет четко определенной парковочной зоны, а также необходимого числа туалетов и даже специализированных комнат для оказания первой медицинской помощи.
Мюнхен, «Альянс–Арена»
Вместимость: 70.067 зрителей
Состояние: Действует. Построена в 2005 году.
«Альянс–Арена» по праву считается одним из самых современных и красивых стадионов Европы. Проведенный здесь в 2012 году финал Лиги чемпионов подтверждает соответствие арены всем мыслимым требованиям УЕФА и в 2020 году претендует на принятие не только групповых матчей Евро, но и на финал. В котором немцы не без оснований рассчитывают увидеть свою команду.
Будапешт, «Пушкаш Стадиум»
Вместимость: 68.156 зрителей
Состояние: Проектируется. Планируемый срок сдачи — 2018 год. Бюджет — 341 миллион евро.
Как и в отношении большинства проектирующихся арен, делегаты УЕФА затруднились дать четкую оценку стадиону в Будапеште. Правда, отметили, что все пожелания и требования выполняются, инфраструктура соответствует требованиям, а само проведение матчей Евро–2020 «должно завершить 10–летнюю программу обновления и возвращения престижа венгерскому футболу».
Иерусалим, «Тедди Стадиум»
Вместимость: 32.000 зрителей
Состояние: Действует. Запланирована реконструкция. Сроки и бюджет — неизвестны.
Израильская заявка — наименее «вместительная» из всех, что вкупе с неопределенностью сроков, бюджета и даже плана обновления стадиона в Иерусалиме делает ее одним из потенциальных аутсайдеров «гонки за Евро». Тем более что комиссары не смогли получить внятных данных относительно поддержки коммерческой программы УЕФА, обеспечения безопасности и возможностей местных гостиниц.
Рим, «Стадио Олимпико»
Вместимость: 68.993 зрителя
Состояние: Реконструируется. Планируемый срок сдачи — 2017 год.
Несмотря на большую историю, в своем нынешнем виде стадион не отвечает ряду требований УЕФА, в основном касающихся доступности, числа и пропускной способности турникетов на входе и организации парковочных мест. Впрочем, местные власти готовы приложить все усилия для того, чтобы «провести празднование юбилея Евро в городе, куда ведут все дороги мира».
Амстердам, «Амстердам–Арена»
Вместимость: 53.052 зрителя
Состояние: Действует. Построен в 1996 году.
«Оранжевая» заявка на Евро–2020 — еще одна из кажущихся железными кандидатов на принятие футбольного юбилея. Местная арена в 2013 году уже доказала свои возможности во время проведения здесь финала Лиги Европы. И потому «лишь частичное соответствие требованиям УЕФА относительно доступности и парковки» вряд ли сможет помешать проведению здесь «долгожданного события, которое голландцы заслужили многочисленными достижениями в футболе».
Дублин, «Дублин–Арена»
Вместимость: 51.711 зрителей
Состояние: Действует. Построен в 2010 году.
К едва прошедшему обкатку стадиону претензий у представителей УЕФА, по сути, нет. Официальные гарантии местного отдела туризма и Федерации отельеров Ирландии намекают на отсутствие проблем с размещением. Вопросы могут возникнуть лишь с пропускной способностью аэропорта, но его готовы подстраховать близлежащие Корк и Шэннон.
Санкт–Петербург, «Зенит–Арена»
Вместимость: 61.251 зритель
Состояние: Строится. Планируемый срок сдачи — 2018 год. Бюджет — 934 миллиона евро.
В 2018 году «Зенит–Арена» собирается принимать матчи чемпионата мира по футболу, и это обстоятельство фактически гарантирует соответствие стадиона стандартам УЕФА. Но отнюдь не гарантирует Санкт–Петербургу победу в гонке за Евро. Скорее, даже наоборот. В своем отчете представители УЕФА отмечают все больше усложняющуюся обстановку в России, которая может повлиять в том числе и на судьбу ее футбольной заявки.
Глазго, «Хэмпден–Парк»
Вместимость: 51.472 зрителя
Состояние: Действует. Построен в 2012 году.
Стадион в Глазго — последнее, что может помешать выбору шотландской заявки. Куда больше представителей УЕФА волнует предстоящий референдум о независимости этой страны. «Если правовое поле Шотландии изменится по сравнению с Англией и Уэльсом, заявка Глазго может быть пересмотрена», — говорится в отчете.
Бильбао, «Сан–Мамес»
Вместимость: 53.289 зрителей
Состояние: Реконструируется. Планируемый срок сдачи — 2015 год. Бюджет — 198,1 миллиона евро.
Стадион в Бильбао еще не готов, но вопросы к нему уже есть. Основные касаются недостаточного размера vip–зоны и намечающихся проблем с организацией телетрансляции в том случае, если организовать ее захотят сразу несколько телекомпаний. С теснотой, вероятнее всего, придется мириться волонтерам и техническому персоналу, хотя для них обещают построить отдельное временное здание рядом с ареной. Немало вопросов вызывают и отели, возможности которых оцениваются как «очень низкие», а поездка на матчи из ближайших Сан–Себастьяна и Сантандера займет более часа.
Стокгольм, «Френдз–Арена»
Вместимость: 50.653 зрителя
Состояние: Действует. Построен в 2012 году.
В 2013 году «дружеская» арена уже принимала финал чемпионата Европы по футболу среди женщин, а потому и с мужским вариантом вопросов возникнуть не должно. Тем более что коммерческой программе УЕФА шведы обещают «широкую поддержку» и большие льготы для рекламных и социальных кампаний. Идеальную маркетинговую картину портит лишь строжайший запрет на рекламу табака и любых напитков с содержанием алкоголя выше 2,5%.
Кардифф, «Миллениум»
Вместимость: 74.154 зрителя
Состояние: Действует. Построен в 1999 году.
Представленная Уэльсом заявка рассматривает матч Евро–2020 как возможность для страны засиять на футбольной карте Европы. Однако для этого организаторам придется всерьез постараться. Во–первых, по причине присутствия в числе кандидатов еще трех городов с британских островов, а во–вторых, из–за особенностей местного стадиона. Зажатый со всех сторон городом, он оставляет совсем немного места для размещения традиционных для подобных спортивных форумов временных павильонов и рекламно–развлекательных зон, не говоря уже о парковке.
komashko@sb.by
Советская Белоруссия №174 (24555). Пятница, 12 сентября 2014.