Арендаторы, бакенщики или навигаторы?

Они зарыбляют водоемы на деньги, которых... нет.

«Сети сухие, а налоги крутые»

Если дороги ведут на Гомельщину, обязательно заглядываю к Михаилу КУКСЕ. Человек он оригинальный, с резким характером, но трудолюбивый — поискать еще такого надо! Более двадцати лет назад первым в нашей стране взял в аренду два километра реки и за короткий срок добился на «голубой ниве» больших успехов.

Во-первых, он облагородил берега, выкопал озера, запустив туда ценные породы рыб, построил трехэтажный дом. В нем побывали министры и депутаты, послы из разных стран и генералы, писатели и поэты. И оставили в книге отзывов самые лестные отзывы.

Но, навестив недавно Михаила Тимофеевича, я увидел его грустным.

— В чем дело? — спросил арендатора. — Снова обидел кто-то?

— Да все нормально, — отвел глаза Кукса. — План выполняем, выловили и продали уже 147 центнеров рыбы.

И только позже я узнал причину грусти основателя фермерско-крестьянского хозяйства. Несмотря на то, что рядом Гомель, толковых помощников он не может найти. Придут, поработают недели две и уходят. Тяжело, говорят, на заводе проще. А тут в четыре утра подъем. Холода, дожди — все равно иди к реке, бросай и поднимай сети. Морока одна. И денег не хочется.

Слова такие, как укол в сердце человеку, который с детских лет предан реке, рыбному делу. Раньше сын выручал. Но сегодня под его присмотром целое водохранилище, и ждать помощи от него не приходится. Вот и болит голова у арендатора: нет достойной смены.

Михаил Тимофеевич сказал мне в сердцах:

— Это только кажется, что с рыбы большие доходы. Их не было и, поверьте, не будет. При Советском Союзе рыбзаводу за каждый пойманный килограмм рыбы государство доплачивало рубль. Таких рублей набегало много, шли они на премии, покупку сетей, новых моторов. То есть дотация была приличная. Сегодня этих рублей нам никто не выделяет. А работа наша, сами знаете, тяжелая. Люди возьмут водоем в аренду, потрудятся месяц и бросают. И у меня был однажды срыв. Всю ночь ловил рыбу и поймал меньше килограмма. Разозлился, сказал: «Все, хватит, больше моей ноги у реки не будет!» А через три дня снова как магнитом потянуло к Сожу.

Вы учтите еще одно обстоятельство. Работа наша сродни крестьянской, она сезонная. Шесть месяцев — и все, суши сети. А налоги я круглый год плачу.

— Вы как-то уверяли меня: придет время, и у реки Сож появятся хозяева. Не появились. Были робкие попытки, но от них пошли только круги по воде.

— Пока не наступило время, не созданы условия для нормальной работы таких людей. Я помню, отец мне рассказывал: в царской России реки все были поделены на участки, там участок помещика Иванова, дальше Сидорова, там речные угодья церкви. То есть были люди, которые смотрели за рекой, зарыбляли ее, чистили, приводили в порядок берега. И рыбы было в десятки раз больше, чем сейчас.

— Михаил Тимофеевич, но сейчас нет помещиков, зато есть СПК, земли и луга которых вдоль берегов рек тянутся. Странно получается: за них руководители хозяйств головой отвечают, а река и старицы, малые озера и водохранилища — ничьи. В прежние времена хоть бакенщики присматривали за рекой, были в колхозах рыболовецкие бригады. Худо-бедно, но свежая рыба в магазинах появлялась и стоила копейки. Почему сейчас не вернуться к этой практике?

— Мнение мое однозначное: «голубая нива» должна на людей работать, и на ней должен быть хозяин.

«Настоящим хозяевам квоту увеличиваем»

После встречи с Михаилом Куксой я беседовал на эту же тему с начальником управления по использованию рыбных ресурсов в естественных водоемах Департамента по мелиорации и водному хозяйству Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Тадеушем ПРОКОПОВИЧЕМ. И узнал от него интересную цифру: 8 тысяч тонн рыбы выловили в прошлом и позапрошлом годах рыболовы-любители. А что дали арендаторы рыболовных угодий? 828 тонн. Лидерство у рыболовов-любителей пока не отнять, считает Тадеуш Станиславович:

— Один из поэтов написал: живем у реки, что ни дом — рыбаки. Жить в стране, где столько водоемов — и на них нет человека с удочкой? Такого не бывает. Главное, чтобы на них не хозяйничали браконьеры. А что касается аренды «голубой нивы», то это дело новое и до конца не отлаженное. Но процесс, как говорится, пошел. Все ненужное, наносное отметается, проще и понятнее становятся законы. Принята новая редакция правил ведения рыболовного хозяйства и рыболовства. Упростили процедуру представления рыболовных угодий в аренду и уменьшили издержки потенциальных арендаторов при оформлении озер, участков рек в аренду, облегчили и оформление рыбоводно-биологических и биолого-экономических обоснований.

— Тадеуш Станиславович, сколько у нас арендаторов?

— Около 200. И в аренду сейчас люди меньше берут водоемов, а больше расторгают договора. Здесь причины разные. Некоторые рыбаки не справляются со своими обязанностями, и мы инициируем расторжение договоров аренды и лишение лицензии. Например, в прошлом году возникали вопросы по работе Национального парка «Нарочанский», и мы рассматривали их у себя, в департаменте. Если мягко говорить, у них не было особого желания заниматься промысловым ловом рыбы. Разговор у нас получился серьезный, даже резкий. И я рад, что он пошел на пользу. У них там несколько рыболовных бригад — и неводная, и сетевые, — но не выполнялась квота по вылову рыбы. Это одно из условий соблюдения лицензирования. Сейчас показатели значительно улучшились, они теперь даже попросили увеличить им квоту на 97 центнеров. Такой подход к порученному делу надо только приветствовать.

— Сколько рыбаков-арендаторов лишились лицензии за последнее время?

— За полгода — 23, а с учетом прошлого года человек сорок.

— А кто в лидерах?

— Среди тех, у кого в аренде более тысячи гектаров (таких у нас в стране более 20), — Национальный парк «Нарочанский». А из фермерских хозяйств — «Горвальское». Оно находится в Речицком районе Гомельской области. Его владения — участки рек Березина и Днепр. Хотя арендаторы работают второй год, но очень активно, серьезно занимаются своим делом. И показатели у них хорошие. Мы им тоже увеличиваем квоту. Вожак коллектива молодой человек Игорь Галькевич. Он ведет дело напористо. И, что удивительно, не боится брать на работу даже бывших браконьеров. Доверяет им, но и проверяет лично. Я побывал в тех краях, беседовал с членами его бригад откровенно. У него на Днепре три такие бригады и столько же на Березине. Люди заняты и довольны своим делом. Рыба, выловленная ими, пользуется большим спросом в Речице. По договорам они привозят свою продукцию на предприятия, заключены договора и с магазинами. Она там долго не залеживается, потому что речной рыбы в торговле маловато. Проблем с реализацией нет.

И на Любанское водохранилище пришел новый хозяин, Дмитрий Шель. Он до этого работал и в нашем департаменте, и в рыбхозе «Свислочь». Не побоялся и взял в аренду водоем, находившийся в запущенном состоянии, подобрал хорошие кадры, ответственного мастера по добыче рыбы, энтузиаста своего дела, который сам может изготавливать орудия рыболовства, ремонтировать их, выходит с рыбаками на лов, контролирует, проверяет, советует, где и куда сети поставить. И у него показатели очень хорошие.

— Говорят, там и сомы большие водятся.

— Под 60 килограммов ловили. Любань всегда славилась сомами. Поэтому и зарыблять водохранилище будут ими.

— А кто в стране передовик по зарыблению?

— В этом году хорошо поработали арендаторы Брестской области. Да и их коллеги из других регионов не спали в шапку. В прошлом году они за свои деньги приобрели и вселили в водоемы 1,2 миллиона штук разновозрастного посадочного материала. А в этом году еще дальше пошли. Только за полугодие вселили в «голубую ниву» около 9 миллионов мальков. Спасибо надо сказать за это арендаторам. Да и рыбаки-любители проявили себя с положительной стороны. Они и рыболовная общественность зарыбляли Минское море. То есть был брошен клич через Интернет, средства массовой информации, чтобы собрать деньги на зарыбление водохранилища. Некоторые организации перечислили деньги, и сами любители внесли свой вклад кто сколько мог. Собрали они средства и выпустили в воды Минского моря 767 килограммов годовиков щуки.

— Тадеуш Станиславович, недавно я был у арендатора Михаила Куксы, и он говорил, что на ловле рыбы не разбогатеешь, что массовой аренды рек и озер не получилось, не повторился опыт прошлого.

— Согласен с Михаилом Тимофеевичем, сильно не разбогатеешь на этом деле, затраты большие: плавсредства, орудия рыболовства, моторы, бензин, транспортные расходы, мальки для зарыбления. Все надо купить за свои деньги. Это кажется, что рыба сама растет и кормить ее не надо, но затраты есть. Арендаторы просят, чтобы зарыбление делалось за счет бюджета, особенно те, у кого платное рыболовство, чтобы выделялись льготные кредиты, чтобы была какая-то финансовая поддержка, те же гранты. Мы соберем вскоре республиканское совещание, подведем итоги работы, наметим планы, ну и, конечно, обозначим болевые точки, наши проблемы и совместно обмозгуем, как их решать.

Евгений КАЗЮКИН, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter