Араратского царства посланники

История армянской государственности насчитывает 3 тысячи лет и восходит к прошлому мощного Араратского царства. Армению и сегодня многие так называют. За время журналистской практики с белорусскими армянами приходилось встречаться не раз. Армяне, численность которых в Беларуси составляет более 10 тысяч человек, трепетно относятся к своей культуре, истории, чтят традиции. Эти гостеприимные, необыкновенно благожелательные люди и белорусы чем-то похожи. И не только потому, что живут на одной территории, но скорее потому, что обоим народам за всю историю пришлось познать, что такое горе, мучения, потери. И сейчас мы не тратим попусту время на алчность, зависть и злобу. Посетив минское городское культурно-просветительское общество “Айастан”, я еще раз в этом убедилась.

Две Отчизны — одна судьба
 Георгий Егиазарян, председатель общества “Айастан” (“Армения”), живет в Беларуси с 1979 года. И признается, что не разочаровался в этом.
— Родился я в Ереване и первое, что увидел в жизни, это крепость Эребуни. Основана она еще в 782 году до нашей эры одним из первых урартских царей Аргишти. Чувство любви к родине я осознал рано. После окончания школы и Киевского института инженеров гражданской авиации пошел на курсы экскурсоводов. Так мне нравился мой Ереван, его самобытная история, что хотелось рассказывать об этом всем! Так во время одной из экскурсий познакомился с девушкой из Беларуси, которая стала потом моей женой. Жить решили в Минске. Нравится мне белорусская земля. Я бываю по долгу службы в разных странах, но в Беларуси к человеку отношение особенно теплое. Здесь тебя оценивают не по национальной принадлежности, а по тем внутренним качествам, которыми обладаешь.
За все годы, что живу здесь, понял, что и армяне, и белорусы — люди необыкновенно добрые, радушные. Приезжая в Армению, ты обязательно должен повидаться со своими друзьям, знакомыми. Причем дружеская встреча в кафе не считается, важно зайти именно в дом. Если будешь в Ереване и не выполнишь этот “святой долг”, то в следующий раз тебя ждать уже не будут. Мы, армяне, не можем формально относиться к делу, в трудную минуту всегда готовы прийти на помощь ближнему. На улицах Армении не встретишь голодающей старушки, беспризорных детей. После землетрясения в Спитаке детей, чьи родители погибли, взяли в свои семьи родственники, соседи. Армяне ко всему относятся более эмоционально. Белорусский народ мягче, теплее, терпимее.
— Как армяне появились в Беларуси? — спрашиваю я у Георгия Анушавановича.
— Армяне не относятся к числу тех народов, которые жили в Беларуси столетиями, хотя торговые отношения между армянами и белорусами существуют давно. Миграция армян в Беларусь началась в советский период, в основном после Великой Отечественной войны. Интересен такой факт: в 1750-х—начале 1760 годов князь Михаил Казимир Радзивилл пригласил мастера-ткача Яна Маджарского, армянина по национальности, руководить организованной в Слуцке персиярней — знаменитой слуцкой мануфактурой по изготовлению поясов. В конце 70-х годов XVIII века Ян Маджарский, а позже его сын Леон были арендаторами фабрики.
Самым известным деятелем из армян в Беларуси в послеоктябрьский период является Александр Мясников (Мясникян). В Минске его именем назван вагоноремонтный завод,  площадь в центре белорусской столицы. Улицы Гая, Алибегова, Авакяна, Айвазовского названы тоже в честь армян.
— Когда возникла идея создать культурно-просветительское общество “Айастан”?
— Наше общество появилось в 1992 году. Мы хотели объединить вокруг себя армян, дать возможность желающим изучить армянский язык, историю армянского народа, участвовать в культурной жизни общества. 
До 1991 года в Беларуси не было исторического памятника, связанного с армянским народом. Теперь у креста-памятника — хачкара, установленного на Военном кладбище у церкви Александра Невского, часто собираются белорусские армяне, чтобы почтить память погибших во время спитакского землетрясения. В хачкарах отразились первые символы христианской веры, поэтому они и стали символами армянского народа.
— Расскажите подробнее о тех традициях, которые соблюдают белорусские армяне.
—  В первую очередь армянские традиции касаются семьи, в которой особо развито почитание старших, — к нашей беседе присоединилась руководитель ансамбля народной песни и танца “Эребуни” Рузанна Аванесян. — Главой семьи принято считать старшего в доме мужчину.  Армяне отмечают все праздники, которые принято отмечать на исторической родине. Так же, как и белорусы, 1 января мы празднуем Новый год, 6 января — Рождество Христово, 8 марта — Международный женский день, в марте—мае — Пасху, 9 мая — День Победы.
Очень интересны праздники, восходящие к язычеству. Например армянский Новый год — Навасар — празднуется вовсе не зимой, а 11 августа. Считается, что в этот день Ноев ковчег пристал к Арарату, и летоисчисление идет именно с этого дня.
“Десятка” по белорусскому
Ансамбль народной песни и танца “Эребуни” зародился в 1998 году. И с тех пор не перестает удивлять своим творчеством. Коллектив может похвастаться дипломами Всебелорусского фестиваля национальных культур, Минского городского фестиваля “Сузор’е”, Международного фестиваля  “Венок дружбы”, “Сонечны птах” и других.
Руководитель Рузанна Аванесян родилась и выросла в Армении. После окончания школы поступила в Ереванский государственный университет на факультет философии. По обмену ее с первого курса перевели в БГУ. Став дипломированным философом, поступила в аспирантуру.
— А потом со мной случилось то, что заставило меня поверить в судьбу, — рассказывает Рузанна. — Был солнечный день. Выходя из корпуса БГУ, что по улице К.Маркса, я увидела, как над одним из зданий развевается армянский флаг. Всю бурю чувств, которая могла нахлынуть на человека, разлученного с родиной, я испытала, но не могла пройти мимо. И у входа столкнулась с молодым человеком, который стал потом моим мужем. Защитить диссертацию мне не удалось, но зато у нас с Робертом двое прекрасных детей. Рипсиме и Ваагн активно принимают участие в культурных мероприятиях, которые проводит “Айастан”. Мы уделяем большое внимание их воспитанию как армян. Изучаем наш язык, культуру, историю. Прививаем любовь и к Беларуси. Ведь это добрая земля, на которой мы живем. У Рипсиме по белорусскому языку в дневнике красуется “десятка”. Я спрашивала у чительницы: “Вы не завышаете оценку?” А она ответила: “А вы слышали, как она говорит по-белорусски?” 
Живу в Беларуси с 1988 года. Здесь прошла большая часть моей сознательной жизни. Все, что было самое радостное в моей жизни, связано с этой страной. Но моя любовь к Армении навсегда останется в моем сердце. Когда я в Минске, слежу за тем, что происходит на моей исторической родине, когда приезжаю в Армению, если слышу по радио, телевидению новости из Минска, слушаю не отрываясь.
В Беларуси живут удивительные люди. Здесь земля очень добрая. Армяне и белорусы похожи тем, что относятся к народам-созидателям. На протяжении тысячелетий мы творили добро и создавали вокруг себя красоту.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter