Исполняется 10 лет с начала так называемой арабской весны. Как сегодня можно оценить последствия тех событий?

Арабская весна: 10 лет турбулентности

В этом декабре исполняется десять лет с начала так называемой арабской весны — волнений, прокатившихся по арабскому миру и существенно изменивших политическую карту региона. Что это было и как сегодня можно оценить последствия тех событий?

Фото AFP

Безусловно, «арабская весна» имела глубинные внутренние предпосылки, без которых невозможны ни одни массовые протесты. Недовольство граждан властями, не способными повысить уровень и качество жизни населения, безработица и отсутствие перспектив — все это накапливалось годами, создавая критическую массу для социального взрыва.

Арабский мир находится в зоне догоняющего, периферийного развития. Это значит, что институты современного общества западного типа сложились здесь лишь частично, находясь в причудливой смеси с разлагающимися, но до конца не распавшимися структурами традиционного общества. Эти страны как бы зависли между прошлым и современностью, и отсюда их многие проблемы. Традиционные уклады разрушаются и перестают нормально функционировать, но и западный образ жизни в лучшем случае захватывает лишь верхние слои городского населения. В результате формируется люмпенизированная деклассированная масса, которая и стала основным топливом для «арабской весны».

Раскол между традиционной архаикой и вестернизированной современностью во многом предопределил драматичный и жестокий характер «арабской весны». Жители крупных городов ожидали, что с падением арабских автократий им на смену придет «нормальная» демократия западного образца, а вместе с ней и высокий уровень жизни. Для традиционалистов, опиравшихся на идеи фундаменталистского ислама, эти режимы, напротив, были слишком западными, а значит, отступившими от истинной веры и заветов предков.

Столкновение этих двух антагонистичных сил и определило контуры гражданского противостояния, развернувшегося в большинстве охваченных «арабской весной» государств. Результаты оказались неодинаковыми. Наиболее безболезненно арабская весна прошла в Тунисе, с которого все и началось. Это небольшая и, пожалуй, наиболее вестернизированная страна арабского мира, и здесь в результате «арабской весны» действительно произошло установление плюралистической политической системы, напоминающей западную демократию. Росту материального благополучия граждан это, правда, не поспособствовало.

В Египте разгул уличной демократии привел во власть религиозных фундаменталистов «Братьев-мусульман», которые, однако, были вскоре сметены военным переворотом и к власти пришел генерал ас-Сиси. Сирия, Ливия и Йемен до сих пор сотрясаются в конвульсиях гражданских войн, последовавших за «арабской весной».

Конечно же, важную роль в арабских событиях сыграл и внешний фактор, прежде всего западный. Политическую дестабилизацию в арабском мире западные страны попытались использовать в целях укрепления собственного влияния, как они это делали не раз, выводя во главу широких демократических движений своих ставленников. Однако достигнуть этой цели не удалось. Ни в одной из арабских стран к власти не пришел марионеточный прозападный режим. Более того, своим вмешательством западные (в первую очередь европейские) страны во многом сыграли против себя, спровоцировав массовый поток беженцев из охваченных войнами арабских стран в сторону Европы, что, в свою очередь, запустило масштабные кризисные явления в самом ЕС.

Арабская весна скорее не усилила, а ослабила позиции ЕС и США на Ближнем Востоке, приведя к активному вовлечению в регион незападных игроков — России, Турции, Ирана и Китая, что стало зримым проявлением кризиса и надлома западной гегемонии.

Можно констатировать, что ни одна страна ничего не выиграла от «арабской весны», а вот масштабы социально-экономического ущерба еще предстоит оценить.

vs.shimoff@gmail.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter