Зачем космонавты посвящают много времени изучению медицины?

Аптека в космосе буквально «через дорогу»

Опыт космических полетов наглядно демонстрирует, что необходимость в оказании медицинской помощи космонавтам возникает очень редко. Тем не менее нельзя полностью исключить возможность того, что кто-то из членов экипажа заболеет на орбите или получит травму. Именно поэтому при подготовке к полету все космонавты в обязательном порядке изучают медицину (профессиональных врачей в составе экипажей нет). Да и медицинских и медико-биологических экспериментов на борту ребята проводят немало: и кровь регулярно берут, и различные маркеры себе вводят. И в предыдущих полетах, и сейчас иногда утром Олег звонит и говорит, что только начинает завтракать, потому что сначала надо сдать кровь на анализ. Я в таком случае смеюсь, что на завтрак еще нужно заработать.
Имитация непрямого массажа сердца.

Вообще, изучению медицины космонавты посвящают довольно много времени. И начинают еще на этапе прохождения двухлетней общекосмической подготовки. Здесь им дают основы космической медицины. Затем, после сдачи гос­экзамена и зачисления в отряд космонавтов, у ребят начинается так называемая подготовка в составе группы. Им читают лекции по заболеваниям дыхательной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем. Врачи учат купировать различные приступы, используя бортовые медицинские укладки. Космонавты изучают реанимацию, делают внутримышечные и внутривенные инъекции, перевязку, оказывают помощь при травмах. Моделируются, анализируются все случаи, которые могут произойти в полете.

Получается, что после завершения медподготовки любому космонавту по силам не только выполнить определенный набор простейших реанимационных приемов, но и по внешним признакам и объективным показателям диагностировать заболевания и травмы, которые могут возникнуть во время полета. Российских космонавтов также знакомят с американскими лекарствами и медицинской аппаратурой.

Космонавт Александр Самокутяев, например, рассказывал, что их «достаточно серьезно готовят в части профессиональной медицинской подготовки (от взятия клинических анализов до оказания сердечно-легочной реанимации с использованием дефибриллятора)». А Олег как-то во время второго полета выставил на своей страничке в соцсети фото, которое подписал так: «Тренировка по оказанию первой медицинской помощи — имитация непрямого массажа сердца. Да-да, именно так, вниз головой и зацепившись ногами за поручень. А по-другому в космосе не получится».

Сначала муж скинул этот снимок мне на почту. И я, честно говоря, в первую минуту даже не поняла, что он делает. Потом Олег, конечно, объяснил. Что могу сказать? Совершенно непохоже на такую же манипуляцию, проводимую в обычных условиях. Все у космонавтов не так, как у нас, землян.

На борту «Союза» две аптечки. В одной — лекарства для оказания первой помощи, во второй — то, что может пригодиться «для профилактики и купирования симптомов негативных проявлений, возникающих в первые часы и дни космического полета».

На станции ассортимент лекарств значительно больше и разнообразнее, чем на корабле. Хотя, естественно, от всех болезней лекарства туда не отправишь. Поэтому, по словам медиков, «на борту станции находится небольшой, но рассчитанный на широкий спектр действия набор лекарственных препаратов».

Все необходимое для жизни космонавтов на орбите, в том числе и лекарства, доставляются с Земли грузовыми кораблями «Прогресс», поэтому учитывается и график их стартов. Ведь если непредвиденная ситуация, космонавт не сможет сходить в аптеку за лекарством. Как следствие, медицинские укладки комплектуются таким образом, чтобы предусмотреть все нужное на разные случаи жизни.

Есть на МКС и стоматологическая укладка. И в истории пилотируемой космонавтики бывало, что ребята ставили себе пломбы на орбите. Олегу, кстати, тоже пришлось во втором полете. У него тогда откололся кусочек зуба, и муж самостоятельно поставил себе пломбу. Естественно, когда вернулся на Землю, зубом занялись профессионалы. Но до приземления Олег дотянул со сделанной собственноручно.

Несмотря на то что космонавты в своем большинстве практически абсолютно здоровые люди, у врачей космической медицины существует шутка: «Нет абсолютно здоровых — есть недообследованные». Кстати, согласно статистике из ста человек только трое проходят первичный медотбор в отряд космонавтов. На первый взгляд показатель невысокий, но оправдан гуманной целью. Ведь главное, по словам медиков, не только запустить человека в космос, предоставить ему возможность поработать на орбите, но и вернуться без ущерба для здоровья.

Именно этот, так сказать, коэффициент полезного действия и закладывают в понятие «профессиональное долголетие космонавтов». Я как-то беседовала с начальником медицинского управления ЦПК Владимиром Ивановичем Почуевым. Так вот он мне сказал, что у них «во время подготовки, так называемой активной трудовой фазы космонавтов, случаев каких-то серьезных заболеваний нет. Бывают, как у всех людей, ОРЗ, небольшие травмы».

К счастью, и во время полетов у космонавтов практически не случается каких-то серьезных заболеваний. Только один раз из-за болезни члена экипажа полет был прерван досрочно.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter