МАРТ настаивает на расширении услуг придорожного сервиса

Аппетит приходит во время езды

Перечень услуг общепита в объектах придорожного сервиса страны требует расширения, считают в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. Соответствующие рекомендации уже подготовлены, ждут утверждения и вскоре будут обнародованы. Желание сделать услуги общепита максимально удовлетворяющими запросы клиентуры вполне логично: этот бизнес давно вырос из «коротких штанишек», а благодаря введению безвизового режима, по некоторым оценкам, поток гостей в страну увеличится примерно на 20%. Но только ли в «косметических правках» нуждается работа придорожных кафе и ресторанчиков?


Попытки скорректировать формат этой сферы предпринимались за пять лет дважды. В 2012 году шла речь о наличии в заведениях меню на иностранном языке, платежных терминалов для расчетов банковскими карточками. Приветствовались изготовление визитных карточек с координатами объекта и продажа сувенирной продукции. А вот использовать разовые тарелки, вилки и стаканы — этот пережиток тотальной экономии — разрешили лишь при отсутствии условий для мытья посуды. В 2014–м, в преддверии чемпионата мира по хоккею, владельцам придорожных заведений (и не только им) напомнили, что проезжающие по нашим дорогам болельщики, да и просто туристы, с удовольствием ознакомились бы с информацией об объекте общественного питания через интернет. Желательно было в оформлении интерьера использовать особенности концепции заведения. Знание иностранного языка рекомендовалось довести до пределов разговорного минимума. В крайнем случае, иметь под рукой русско–английский разговорник. Наконец, надлежало наполнить меню не менее чем 10 блюдами белорусской национальной кухни, а в самом заведении предлагать схемы движения транспорта на автодорогах страны и информационные материалы об ее историко–культурных достопримечательностях. Плюс комплектовать для путешественников наборы в дорогу, предлагать возможность подзарядки мобильных телефонов, предоставлять кипяток и факс...

Позже возникла еще одна причина быть недовольными придорожными кафе: они стали частенько закрываться на спецобслуживание. Минторг тогда попенял: мол, нехорошо, когда государство принимает меры для содействия развитию системы таких объектов общепита, а бизнесмены оставляют участников дорожного движения голодными. Намек, похоже, был понят правильно. Прошлым летом в торговом министерстве констатировали: обслуживание улучшается, но не только благодаря выполнению рекомендаций. По словам начальника отдела организации общественного питания Ларисы Комаровой, дело уже не столько в количестве точек общепита, сколько в качестве:


— Небольшие кафе с низким качеством обслуживания закрываются либо из–за конкуренции, либо в связи с требованиями со стороны законодательства.

Характерный пример — на 101–м километре трассы Минск — Витебск в районе поворота на Докшицы, что в двух шагах от городского поселка Бегомль, в составе давно существующей заправки РУП «Белоруснефть–Витебскоблнефтепродукт» прекрасно чувствует себя кафе с банкетным залом и террасой. Совсем недавно открылся и мини–ресторан с собственной кухней на реконструированной АЗС № 20 РУП «Белоруснефть–Гомельоблнефтепродукт» в Гомеле. В компании считают, что событие знаменует начало нового бизнес–направления: вскоре горячие блюда появятся и на других заправках. Кстати, обучением поваров и разработкой меню занималась Гильдия поваров и шеф–поваров Беларуси.

— Это первое кафе так называемого полного цикла, которое появилось в рамках этой сети АЗС, — рассказывает глава гильдии Александр Чикилевский. — Если все пойдет так, как задумывалось, то таких заведений станет больше. Но не на всех АЗС можно сделать заведение полного цикла (или мини–ресторан, если угодно). В любом случае важно то, чтобы посетителям предлагались свежие и вкусные блюда, а не какая–нибудь курица, которая уже истекла красным соком и на которую без боли смотреть нельзя.

Впрочем, Александр Чикилевский полагает, что только лишь интересными кулинарными разработками привлекательность заведений не повысить, и согласен с МАРТ — нужно по возможности расширять комплекс дополнительных услуг:


— В целом наш придорожный общепит здесь пока, к сожалению, уступает европейскому. А нужно комплексно подходить к работе: накормить посетителей, сделать пребывание в кафе максимально приятным и полезным для путешественника, если есть возможность, то дать гостю и отдохнуть с дороги.

Да, частники, занимающиеся придорожным сервисом, мобильнее, но у крупных организаций больше ресурсов, чтобы придать своим заведениям европейский лоск. Речь прежде всего о концерне «Белнефтехим» и Белкоопсоюзе — ведущих игроках в этой сфере: на долю каждого приходится примерно четверть всех объектов в стране. И хотя сеть придорожных точек питания увеличивается — по оценке МАРТ, на 5 — 6% в год, нужно смотреть правде в глаза: в целом общепит переживает не лучшие времена. Товарооборот в нем, по итогам минувшего года, продолжил падение — на 3,2% в сопоставимых ценах (в 2015 году — на 5,1%). Отчасти это произошло из–за сокращения выручки от продажи спиртных напитков в кафе и ресторанах, ведь в 2015–м предельная максимальная наценка в общепите на отечественный алкоголь была снижена. Если не привлекать новых клиентов, то действительно прогоришь. А чем сегодня можно заманить к себе путешественника, если не достойным комплексом услуг по–европейски?

Факты «СБ»

В 2016 году в Беларуси была утверждена генеральная схема развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года. В соответствии с ней пункты питания на дорогах I и II категорий рекомендуется располагать на расстоянии 30 — 40 км друг от друга, III категории — 40 — 50 км, IV категории — 50 — 60.

Кстати

Развитию придорожного сервиса в Беларуси способствует активное дорожное строительство. Скажем, в июне 2016 года была завершена реконструкция последнего участка трассы М–5 Минск — Гомель от Бобруйска до Жлобина. Осенью шоссе Р–23 Минск — Микашевичи обрело статус дороги I категории на всем протяжении от столицы до Слуцка. Под Новый год открылось движение по новому участку МКАД–2, соединившему Гродненское и Брестское шоссе. Таким образом, автомобилистам стала доступна вся новая кольцевая автодорога вокруг Минска. Наконец, в прошлом году с участием Всемирного банка была начата реконструкция автодороги М–6 Минск — Гродно.

На заметку
 

В придорожных кафе сегодня без проблем можно расплатиться по безналичному расчету: платежные терминалы установлены в 98% объектов питания.


nesterov@sb.by

Советская Белоруссия № 25 (25160). Вторник, 7 февраля 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter