Аппетит на технологии

Человек ест для того, чтобы жить, гласит известная мудрость, но никак не наоборот. И очень важно, что именно он употребляет. Сегодня благодаря стремительному развитию технологий в производстве продуктов питания воочию происходят масштабные изменения

Человек ест для того, чтобы жить, гласит известная мудрость, но никак не наоборот. И очень важно, что именно он употребляет. Сегодня благодаря стремительному развитию технологий в производстве продуктов питания воочию происходят масштабные изменения. Свидетельство тому — уходящие к горизонту стеллажи и холодильные прилавки с продовольствием в гипермаркетах. Где истоки такого изобилия, можно понять, побывав на крупнейшей в Восточной Европе международной выставке продовольствия, пищевых технологий, тары и упаковки, которая в сентябре прошла в Познани. 

Хочешь  продать    умей  показать 

Польша — крупный экспортер продовольствия. Сегодня страна «подтягивает» свою перерабатывающую промышленность до европейских стандартов. И ей многое уже удается. Белорусские руководители предприятий и специалисты были приятно удивлены как количеством представленного на выставке польского оборудования для мясопереработки, кондитерской и хлебопекарной отрасли, производства тары и упаковки, так и его качеством и ценой. Оно намного дешевле, чем, скажем, у признанных лидеров — немецких и итальянских фирм. И ничем не уступает ему в производительности. На международном салоне пищевых добавок польские фирмы если не доминировали, то составляли большинство. 

Отметим, белорусская делегация, посетившая ярмарку, была достаточно представительной. Ее поездка — результат работы информационного партнера познанских выставок в Беларуси — Минского столичного союза предпринимателей и работодателей и Минского отделения Белорусской торгово-промышленной палаты. На коллективном стенде Минского столичного союза предпринимателей и работодателей свои информационные материалы представило 21 предприятие. И не только: ОАО «Лидское пиво» привезло образцы продукции. 

Однако отечественных производителей на выставке, к сожалению, было немного: только «Минск-Кристалл» демонстрировал свою продукцию на совместном стенде со своим польским партнером фирмой «J&J DECOR». 

Генеральный директор белорусского предприятия Леонид Кучерявый поясняет: любая вы­ставка — способ заявить о себе на международном рынке, показать продукцию, представить ее не только визуально, но и провести дегустацию, получить отзывы. И в итоге что-то добавить новое в ассортиментную линейку, что-то исключить из нее. Без участия в подобных мероприятиях невозможно продвижение продукции на внешние рынки. 

«Сегодня мы работаем на польском рынке с компанией «J&J DECOR», — рассказал Леонид Кучерявый. — Недавно подписано соглашение о создании в Польше торговой компании «Крышталь-Декор», которая будет продавать не только алкоголь, но и продукцию концерна «Белгоспищепром». В Польше успешно продаются три наших бренда: настойка и водка «Беловежская», водка «Хлебное вино» и «Белая Русь». За прошлый год мы поставили на польский рынок порядка 150 тысяч бутылок спиртного. Для Польши, которая претендует на звание родины вод­ки, это достаточно большие цифры». 

Кстати, водка «Хлебное вино» получила награду выставки. Члены жюри, которые провели дегустацию, были приятно удивлены ее качеством. Дизайн бутылки, ее производит «Белевротара», также на уровне, форма вполне соответствует содержанию. Ирениус Гончарик, директор фирмы «J&J DECOR», радовался награде не меньше, чем представители «Минск-Кристалла». По его словам, рынок алкоголя в Польше давно поделен, ввоз его строго контролируется. Водка — продукция подакцизная, ставка акциза примерно 3,5 доллара США на пол-литровую бутылку. Да плюс еще НДС 22 процента — так страна защищает своих производителей. А ведь еще надо платить так называемую плату за вход, за полку в торговой сети. Последнюю цифру пан Гончарик не назвал, показав жестами, что она за­предельная. 

Чтобы  достичь,  надо  стремиться 

Польский рынок привлекателен для белорусских производителей по ряду причин. Насколько сложнее стало работать на нем после вступления Польши в ЕС? По мнению экономического советника посольства Республики Беларусь в Польше Александра Аверьянова, для наших экспортеров возникли определенные трудности, но в целом на уровень торгово-экономических отношений они сильно не повлияли. Свидетельство тому — почетное третье место, которое занимает Польша среди наших торговых партнеров вне СНГ по объемам экспорта, импорта и товарооборота. За последние четыре года последний показатель почти четырехкратно увеличился и достиг 1,5 млрд. долларов США. Положительное сальдо за январь—июль текущего года увеличилось на 25 миллионов долларов и достигло 175 млн. долларов. 

«Посольством, всеми нашими загранучреждениями постоянно ведется поиск новых методов продвижения наших товаров, диверсификации экспорта, — поясняет Александр Аверьянов. — За шесть месяцев этого года товарная номенклатура увеличилась на 50 позиций по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В ней появились такие белорусские товары, которые раньше никогда не продавались в Польше, — велосипеды, молоко сухое, женская одежда, корсетные изделия («Милавица» открыла здесь 6 магазинов) и так далее. 

Определенную ставку делаем на межрегиональное экономическое сотрудничество — посол посещает регионы, встречается с местными властями, бывает на заводах, которые нас интересуют, союзы предпринимателей занимаются продвижением нашей продукции. 

И, разумеется, магистральный путь на польский рынок — участие в здешних выставках. Белорусское посольство ежегодно высылает предложения концернам, министерствам и призывает, чтобы предприятия участвовали в выставках, проводимых в Польше, на которых присутствует полмира, показывали товар лицом. Если белорусские производители не будут в них участвовать, то, значит, сюда не будет двигаться наша продукция». 

По словам экономического советника, логистическая структура для продвижения постепенно формируется: в Польше есть представительства белорусских банков и железной дороги, «Бел­авиа», ряда предприятий. Теперь к ним добавится и торговая компания «Крышталь-Декор». Через нее, полагает дипломат, можно реализовывать многие продукты питания, производимые предприятиями Белгоспищепрома и Минсельхозпрода. 

Лучше  один  раз  увидеть… и  попробовать 

Действительно, размах вы­ставки и уровень представительства на ней внушает уважение. Хорватия и Словакия, Румыния и Бразилия, Италия и вездесущий Китай, еще множество стран — все активно продвигают своих национальных экспортеров. Причем с выдумкой и размахом. Так, на выставке работал настоящий мясокомбинат, проводился международный конкурс кондитеров, любители могли увидеть мастерство баристов на «кофейном острове» и продегустировать приготовленное в их присутствии экспрессо. 

Последнее обстоятельство подчеркнем особо: путь к сердцу потенциальных покупателей все норовили найти через желудок. Что, впрочем, совершенно понятно: если параметры и изображение техники можно отыскать на сайте фирмы, которая ее производит, то никакие слова, никакое описание вкуса и букета вина из винограда, выращенного где-либо на Сицилии, причем на южном склоне холма, не заменят собственных впечатлений. 

Продвигают не просто продукцию, а завлекательную легенду о месте, где она производится. Как те же сицилийцы свои вина, оливки и блюда традиционной кухни во время бизнес-миксера. 

Виноделы Молдовы и Грузии, потеряв российский рынок, стремятся выйти на польский. Молдавские вина уже завоевали скромный плацдарм: в Варшаве есть одноименный ресторан и винный салон, который теперь стараются расширить. На грузинском стенде посетителей встречал плакат — кадр из фильма — танкист в шлеме. Так грузины продвигали вино «Георгий», апеллируя к ностальгическим чувствам старшего поколения поляков, которые не раз и не два смотрели фильм «Четыре танкиста и собака». 

В приватных разговорах поляки не скрывают недовольства резким ростом цен, своего рода платой за членство в ЕС. Но есть и положительная сторона: пришли солидные западные инвестиции, средства Евросоюза вкладываются в инфраструктуру. Сегодня в Польше идет масштабный ремонт и реконструкция дорог, так что проехать по ним, не застряв в пробке, вряд ли получится. Явление это, совершенно понятно, временное. И вскоре по широким польским автострадам белорусские товары пойдут в эту страну и далее на Запад. 

Минск—Познань—Минск

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter