Аппарат для пиратства

Чужую собственность делят уже не бандитыРейдерский захват частично принадлежащего Татарстану Кременчугского нефтеперерабатывающего завода (Украина) стал поводом для заявления первого вице-премьера Сергея Иванова о приоритете защиты интересов российского бизнеса за рубежом. Однако для председателя Военно-промышленной комиссии и правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологии и транспорта вряд ли секрет, что в России борьба с корпоративными налетчиками обычно заканчивается шумихой. По словам Грефа, в России рейдеры пребывают в списке «Форбс», а во всем мире – в тюрьме.

В настоящее время используется целый спектр приемов недружественного поглощения компаний: подделка документов, вывод активов, попытки реорганизовать ОАО, дополнительная эмиссия ценных бумаг с целью размытия пакета акций. Инструментарий захватчиков включает фальшивые судебные решения, тактику прямых угроз, хищений документов, подделки подписей и чисто бандитские методы с использованием представителей организованной преступности. Новые владельцы стараются так запутать следы, что обнаружить ценные документы и установить всю цепочку движения похищенных акций, а тем более вернуть их законному владельцу становится практически невозможно.
Рейдеры беспощадны,  их глаз может упасть как на прибыльный НПЗ или ЦБК, ведущую компанию сотовой связи, так и на предприятие, выполняющее оборонный заказ, или учреждение образования, от которых остаются голые стены.
Рейдеры используют изощренные схемы коррупции в виде «откатов» и вымогательства, дезорганизующие производство и угрожающие безопасности страны. «Коррупция стала одной из главных социальных и политических проблем», – сказал президент РФ Владимир Путин на съезде партии «Единая Россия».
Успеху «черных» рейдеров способствует тесное взаимодействие с госструктурами на всех этапах овладения чужой собственностью. Через госслужащих рейдеры получают доступ к конфиденциальной информации и могут использовать аппарат управления. При этом владение ключевыми данными порождает вирус аппаратного рейдерства. В самом простейшем случае – на этапе учета, когда нужный документ регистрируется в нужное время, а входящий номер «ненужного» устанавливается в зависимости от собственных интересов. Примером служит рейдерская продажа с аукциона производственных зданий ОАО «Мосрыбокомбинат» со 100 процентами акций, принадлежащих правительству Москвы. Выяснилось: средства для погашения долгов шли в Федеральную службу судебных приставов целую неделю, а от покупателя попали туда за два-три часа.
Вопреки расхожему мнению о том, что чиновники не способны определить прорывные технологии, аппаратчикам-налоговикам не составляет труда отказать в учете ценообразующих элементов технологических процессов производства. Что использовалось на крупнейшем производителе аммиака «Тольяттиазот» в целях уличить в сокрытии доходов, ареста счетов и банкротства предприятия.
Последствия банкротства уникальных научно-производственных центров легко прогнозируемы: продажа дорогих участков земли и помещений, выброс оборудования на свалку, увольнение специалистов и безвозвратная утрата критических технологий. Подобные схемы отработаны на десятках стратегических заводов и НИИ, где гособоронзаказ в общем объеме производства составлял до 90 процентов и напрямую обеспечивал боеготовность Вооруженных сил. Ныне они превратились в бизнес-центры и прочие объекты коммерческой недвижимости.
Такие решения государственный аппарат вырабатывал с учетом задач заокеанских советников по избавлению России от передовых технологий.
В первую очередь усилия рейдеров сфокусировались на информационно-коммуникационных технологиях, которые председатель правительства РФ Гайдар упразднил за ненадобностью, решив приобретать за рубежом. Теперь, по признанию Сергея Иванова, «ситуацию, которая сейчас царит на российском рынке связи и вычислительной техники, впору назвать критической. Наши компании в лучшем случае собирают зарубежную электронику, а фирмы, пытающиеся конкурировать с мировыми грандами хай-тека, не в состоянии наладить серийное производство своего продукта и обеспечить ему качественную сервисную поддержку».
Создавая объединенную авиационную и кораблестроительную корпорации, мало кто задумывался о банкротстве разработчика оптоэлектронных систем для космоса, авиации и ВМФ – НПО «Геофизика». Хотя требуемую точность ракет морского базирования обеспечивает разработанная «Геофизикой» система коррекции, учитывающая ошибки в определении курса и места АПЛ, без чего эффект морской стратегической ядерной компоненты равен нулю. 
Без продукции «Геофизики» вертолеты беззащитны перед атаками террористов: в 2002 году в Чечне на борту транспортного вертолета Ми-26, не оснащенном системой защиты от ракет с ИК самонаведением, погибли 127 человек. Через два года после катастрофы предприятие-разработчик данной системы подверглось рейдерскому нападению с целью завладеть имуществом и документацией.  
Россия снова проходит путь разрыва традиционных технологических связей, кооперации и управления ОПК, подготовки рейдерских захватов предприятий и уничтожение критических технологий, в первую очередь в области стратегических ракетных систем оружия морского базирования. Хотя эти системы, по словам генерального конструктора ГРЦ им. академика В.П. Макеева Владимира Дегтяря, дали толчок бурному развитию кораблестроения, навигации, связи, боевого управления, всей наземной инфраструктуры обеспечения эксплуатации ракетных комплексов.
Американцы, не скупясь, выделили большие деньги на утилизацию боеготовых, не прошедших средний ремонт тяжелых крейсеров проекта 941, чем остановили разработку на этапе стендовых испытаний новой БРПЛ «Барк». 
Технологическая преемственность в морском ракетостроении была прервана при упразднении в 1997 году указом президента РФ Миноборонпрома и передаче его функции департаменту Минэкономики.  Затем последовало волевое решение передать с «нуля» разработку БРПЛ «Булава» в непрофильную организацию – Московский институт теплотехники (МИТ), традиционный же разработчик этих систем, ГРЦ им. академика В.П. Макеева, стал готовиться к банкротству.
Тревожным симптомом явилось подписание 28 апреля 2007 года Указа президента РФ «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», исключившего ГРЦ им. академика В.П. Макеева из списка стратегических предприятий, что дает Росимуществу возможность разгосударствления и приватизации данного предприятия.
Оперативно выполнить этот замысел помешали систематические неудачи испытаний «Булавы», вынудившие принять на вооружение более совершенный комплекс «Синева» макеевского КБ. Однако многие миллиарды уже потрачены на новые ракетоносцы, которые рискуют остаться без «знаменитой» «Булавы».
Опасность пришла с другой стороны. Появившееся в СМИ предложение о передислокации Главкомата ВМФ в Санкт-Петербург недопустимо не только из-за потери боевого управления силами и средствами флота. Данное решение обеспечивает бесконтрольность для технологических диверсий во всем реальном секторе экономики страны.
Источник озвученной идеи – иррациональные административные структуры, спроектированные по рецептам Милтона Фридмана Высшей школой экономики – генератором всех разрушительных реформ последних лет, за которыми безропотно следует думское большинство.  Несуразность плодов административной реформы создает проблемы в управлении реальной экономикой, но она целесообразна для рейдерских захватов и коррупции, порождаемых надзорными органами.
На съезде партии «Единая Россия» президент РФ Владимир Путин сформулировал административную задачу так: «Никакими лозунгами и наскоками эту проблему не решить. Нам нужна программа системных мер, причем не только законодательных, но и финансовых, организационных, кадровых».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter