Аплодисменты после «Риголетто» в Большом театре длились больше 20 минут

А длились бы и дольше, если бы зрителям дали возможность еще поаплодировать.  Слыханное ли дело – уже опускавшийся занавес замер в воздухе, потому что публика и артисты никак не могли расстаться друг с другом. 

Казалось бы, «Риголетто» Верди в постановке эстонского режиссера Неэме Кунингаса идет в театре почти шесть лет. 1 марта будем справлять очередную годовщину. Но в том-то и чудо оперы, что каждый новый исполнитель превращает спектакль в нечто совершенно новое. А тут целых три новых исполнителя, и каких! 

– Это было Н-Е-В-Е-Р-О-Я-Т-Н-О!!! А Владислав Сулимский, спустя столько лет ступивший на нашу сцену, вызвал неописуемый восторг. Спасибо всем причастным к этому спектаклю и в отдельности тем, кто смог организовать приезд этих умопомрачительных солистов! – делится впечатлениями завсегдатай Большого театра минчанин Всеволод Окунев

Получили огромное удовольствие от спектакля, – признается минчанка Ирина Михальченко. – Не только приглашенные, но и наши артисты – Василий Ковальчук, Наталья Акинина – выступили очень удачно. Сулимский – отдельное браво и спасибо! Очень необычный получился образ Риголетто, испорченный и циничный шут, нежный, любящий и несчастный отец.

А москвичка Наталья Захарова удивлена и восхищена качеством оркестрового звучания:

– Мы приехали, чтобы послушать Надежду Павлову и Павла Петрова. Но даже и представить не могли, что в минском театре такой замечательный оркестр! Может быть, в самом начале была какая-то робость и неуверенность, но как только вступили солисты, оркестр задышал и зазвучал вместе с ними. Браво, маэстро Андрей Галанов! 

Не диво, что Большой театр Беларуси в этот вечер был набит под завязку; что приехали многочисленные гости из других стран и городов. Надежда Павлова, Павел Петров, Владислав Сулимский – все звезды мирового масштаба. А вот «наши» и «не наши», «свои» и «приглашенные» – понятие в данном случае очень и очень относительное.

Потрясающий тенор, победитель «Опералии-2019» Павел Петров – выпускник Белорусской академии музыки и вот уже восемь лет штатный солист Большого театра Беларуси. 


Другой вопрос, что работает он в основном за границей. Но с возвращением в театр народного артиста СССР Валентина Елизарьева ситуация стала меняться. Вступая в сентябре 2018 года в должность художественного руководителя Большого театра, Валентин Николаевич пообещал опере всемерную заботу и поддержку, а нашим талантам, вынужденным искать счастья за границей, – возможность полноценно работать на родине. И свое слово он держит. На последней пресс-конференции Валентин Николаевич обмолвился, что неплохо бы пригласить в Большой театр "Опералию" Пласидо Доминго. По-моему, превосходная идея!

С оперой «Риголетто» у Павла Петрова особые отношения:

– Я почему-то всегда опасался этой оперы. Не хотел её петь, потому что она очень сложная. А после того, как я её исполнил, понял, что она для меня очень удобная.

Его первый выход в партии Герцога состоялся в Гонконге 9 октября под аккомпанемент очередных беспорядков в городе. Но знакомство с ролью состоялось намного раньше – здесь, в Минске. Еще в годы учебы в консерватории он с ребятами спел квартет из последнего акта.

Кроме того, я часто ходил на «Риголетто» и примерно помнил, что и как, поэтому ввестись в спектакль для меня не представляло больших трудностей, – рассказывает он.

Кому-то может показаться, что Герцог – существо незатейливое, и главная задача тенора – молодцевато брать верхние ноты. Но у Павла Петрова все несравненно тоньше. Как хороша деланная пылкость его персонажа! Как умело он играет в любовь! Как грациозно переводит голос из «бархата» в «металл» и обратно! И как благородно держится, даже когда постыдно прячется за широкой спиной Джованны!  И при этом изумительно звучит все – не только верхние ноты.

Другое дело – Джильда в исполнении Надежды Петровой. Тут искренность на полную катушку. Невозможно поверить, что певица впервые исполняет эту роль на сцене (до этого было лишь концертное исполнение в Кёльнской филармонии с Павлом Петровым и дирижером Теодором Курентзисом). Невозможно поверить, что Надежда раньше не видела постановку Неэме Кунингаса, которая пропитана поэтикой хорошего кино и требует от актера ювелирной точности реакций. Невозможно поверить, что все это сделано с двух репетиций – оркестровой и сценической. 

У меня в этот месяц была постановка «Садко» в Большом театре России (нетрадиционная, нашумевшая, во всех смыслах безумно сложная), и параллельно я готовила «Риголетто», – рассказывает певица. 

Кстати, Надежда Павлова в этом спектакле единственная стопроцентная гостья, потому что солист Мариинского театра Владислав Сулимский, исполнявший партию Риголетто, – белорус по гражданству, уроженец города Молодечно.  

Именно Сулимский стал главным потрясением этого вечера – отчасти еще и потому, что мы очень давно его не видели и не слышали, и не представляли, что он настолько хорош. Первая же нота была как удар в сердце. Огромный, насыщенный страстью, красивейший голос. И при этом, как и у Павловой, – абсолютное, точнейшее попадание в роль.

Это такой бенефисный спектакль для баритона, потрясающий просто, где такая палитра эмоций происходит у артиста, – говорит Надежда Павлова

Замечательно, что коллеги помогли Сулимскому в этот вечер раскрыться не на сто, а на двести процентов.

Хочется отметить и наших солистов – не только тех, о которых упоминали зрители. Василий Ковальчук, Олег Мельников, Оксана Якушевич не потерялись, а, наоборот, засверкали в звездном окружении. Наши певцы и сами звезды – потенциально, а иногда вполне реально. И потому так полезна встряска, рывок на мировой уровень и ощущение, что он запредельно высок, но при этом вполне достижим.

Фото: Павел Сущенок

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter