АПК: больше отдача – страна богаче

ЗАВЕРШИЛСЯ 2011-й, стартовый год текущей пятилетки. Год значительных достижений и несбывшихся ожиданий, который характеризуется как высокими трудовыми успехами, так и организационными, техническими и технологическими упущениями в выборе механизмов и методов хозяйствования.

Тезисы доклада на итоговой коллегии министра сельского хозяйства и продовольствия Михаила Русого.

ЗАВЕРШИЛСЯ 2011-й, стартовый год текущей пятилетки. Год значительных достижений и несбывшихся ожиданий, который характеризуется как высокими трудовыми успехами, так и организационными, техническими и технологическими упущениями в выборе механизмов и методов хозяйствования.

Для достижения поставленных перед отраслью задач реализованы важные мероприятия на уровне главы государства, Правительства, облисполкомов по организационному и финансовому обеспечению сельскохозяйственного производства. Так, на его финансирование в 2011 году из бюджетов всех уровней направлено 7,7 трлн. рублей. Это около 990 тыс. рублей на гектар сельхозугодий, что составляет 172 доллара США. Привлечено 12 трлн. рублей кредитных ресурсов.

Усилия трудовых коллективов и значимая государственная поддержка обеспечили в целом положительные результаты аграрной отрасли. Главное — в условиях существенных изменений в финансовой системе страны удалось сохранить положительную динамику развития агропромышленного комплекса, достигнутую за годы предыдущей пятилетки. По всем позициям обеспечены потребности внутреннего рынка в продовольствии. Более 4 миллиардов долларов США в прошлом году составил экспорт аграрной продукции, сложилось положительное внешнеторговое сальдо в размере свыше 1,4 млрд. долларов. Сельское население получило более 3 тысяч благоустроенных квартир и домов коттеджного типа. Достаточно успешно решались социальные проблемы села. Укрепилась инфраструктура АПК. За год сельскохозяйственным организациям поставлено 1211 тракторов, преимущественно высокоэнергонасыщенных, свыше 1400 зерноуборочных, 400 кормоуборочных комбайнов и других видов сельскохозяйственной техники. Введено в строй 87 молочно-товарных ферм нового типа, позволяющих реализовать самые передовые технологии в молочном производстве.

На основе технического укрепления возрос технологический потенциал сельскохозяйственного производства. За один проход комбинированного агрегата можно высококачественно обработать почву, внести удобрения и посеять возделываемую культуру. На новых молочно-товарных комплексах исключен контакт рук человека с молоком, в большинстве случаев по качественным показателям оно относится к наивысшему сорту «экстра».

Реализуются мероприятия по интенсификации отрасли. В растениеводстве под урожай 2011 года на 124,4 тыс. тонн больше предшествующего внесено действующего вещества минеральных удобрений. Завезено необходимое количество пестицидов. В результате впервые в сельскохозяйственных организациях республики получено 38 центнеров зерна с гектара, в том числе 34 — колосовых культур и 88 центнеров кукурузы. Больше прошлогоднего уровня произведено практически всех видов растениеводческой и животноводческой продукции. Темп роста внутреннего валового продукта в сельскохозяйственных и крестьянских (фермерских) хозяйствах составил 109,6 проц. при задании 107—108 проц. во всех категориях хозяйств.

Несколько улучшились экономические показатели работы АПК. В целом по республике рентабельность продаж в сельском хозяйстве составила около 8 проц. при задании 6—7 проц., по конечному финансовому результату — свыше 14 проц. Размер полученной чистой прибыли приблизился к 2,5 трлн. рублей.

Ряд сельскохозяйственных организаций по уровню продуктивности земледелия и животноводства приближается к среднеевропейским показателям. Там сложились кадры руководителей, специалистов и трудовые коллективы, способные на высоком инновационном уровне реализовать технологические процессы и на этой основе добиваться значительных результатов, получать урожайность зерновых на уровне 100 ц/га, картофеля — 400, сахарной свеклы — 600 ц/га, надой молока от коровы свыше 10 тысяч килограммов, среднесуточные привесы свиней — более 650 и КРС — свыше 1200 граммов.

Вместе с тем на коллегии целесообразно сделать акцент не на успехи, о которых можно много говорить, а на недостатки и упущенные возможности выхода аграрной отрасли на более высокий уровень развития, то есть поработать над нашими ошибками, устранив которые мы, несомненно, должны достичь более высоких результатов по всем направлениям деятельности. В этом русле на первое место выходит аграрная экономика.

Несмотря на положительную тенденцию производственной деятельности, финансовое состояние сельхозорганизаций остается сложным и неустойчивым. По-прежнему они испытывают острый недостаток собственных оборотных средств, растут финансовые обязательства, в том числе просроченные, с убытком произведена и реализована продукция КРС и льнотреста. Это свидетельствует о том, что 8 проц. рентабельности не тот уровень, который необходим сегодня сельхозорганизациям для ведения производства, учитывая замедленную оборачиваемость капитала. По рекомендациям аграрной науки для ведения устойчивого расширенного производства этот показатель должен быть не менее 20 проц.

Где же основные направления повышения экономической эффективности аграрной отрасли в оставшиеся годы пятилетки в 2—3 раза?

Необходимо отметить, что с учетом социальной направленности сельскохозяйственной продукции потенциал укрепления аграрной экономики через дальнейшее повышение закупочных цен в последнее время уже почти использован. С другой стороны, в последние годы все четче складывается опережающий рост цен на промышленную продукцию, потребляемую в сельскохозяйственном производстве, по отношению к ценам на сельскохозяйственную. Так, в целом за 2011 год рост стоимости ресурсов для села оценивается в 11 трлн. рублей. За счет увеличения закупочных цен и перераспределения доходов перерабатывающих предприятий сельхозпроизводителям компенсировано около 9 трлн. рублей. Таким образом, 2 трлн. рублей — потери села от диспаритета динамики роста цен.

Не следует ожидать значительного роста государственной поддержки. Соглашением о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, действующем в рамках нормативно-правовой базы Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривается поэтапное снижение уровня государственной поддержки к валовой стоимости сельскохозяйственных товаров с 16 проц. в 2011 году до 10 проц. в 2016-м. Поэтому остается единственный реальный путь дальнейшего укрепления экономики АПК — максимально задействовать внутренние резервы для повышения продуктивности и снижения удельных затрат на производство продукции через комплекс мер по дальнейшей оптимизации организационной структуры АПК и перевода отрасли на инновационные механизмы хозяйствования.

Проведенный в минувшем году мониторинг финансовых результатов сельхозорганизаций показал, что в республике при плановых затратах около 640 сельскохозяйственных организаций имели низкую рентабельность или убыток от реализации продукции. Максимальное их количество в Витебской области.

Хотя в сельскохозяйственных и крестьянских (фермерских) хозяйствах темп роста валовой продукции сельского хозяйства превысил намечаемый уровень, в целом по отрасли при задании 107—108 проц. фактически обеспечен темп 106,6 проц. Установленное задание по этому показателю не выполнили Брестская, Гродненская и Минская области. В чем причины сложившегося там положения?

Сельскохозяйственные организации Брестской области допустили снижение продуктивности молочного стада. Не на должном уровне организовано и производство свинины. Основная причина недостаточной продуктивности животноводства — несовершенство кормовой базы. Здесь заготовлено наименьшее количество концентрированных кормов для общественного животноводства — 89 проц. к уровню 2010 года, хотя в республике в среднем такой показатель сложился на уровне 114 проц. Не уделяется должного внимания наращиванию производства кормового белка. В структуре посевных площадей доля зернобобовых культур составила 7 проц. при научно-рекомендуемом оптимальном уровне 10—15 проц. Не обеспечены в 2011 году намечавшиеся объемы полевого и лугового травосеяния. Подсев многолетних трав на пашне проведен на 39 тыс. гектаров, или 86 проц. запланированного уровня, а перезалужение улучшенных лугопастбищных угодий — на 41 тыс. гектаров, или 90 проц. к плану.

Площади бобовых трав в чистом виде в многолетних травах на пашне в области составляют только 31 проц. при требуемом уровне не менее 45 проц. В результате  обеспеченность в сыром белке концентрированных кормов составляет лишь 55 проц. потребности.

В сельскохозяйственных организациях Минской области в 2011 году произведено 99 проц. молока к предыдущему году. Продуктивность дойного стада снижена на 136 килограммов.

Аналогично положение с производством продукции выращивания КРС. Этот показатель уменьшился к 2010 году в 10 районах.

Заготовленные травяные корма и зернофураж лишь на 68 проц. в отчетном году были обеспечены белком. При этом не выполнены запланированные объемы по луговому травосеянию. Только на 47 проц. от запланированных площадей произведено перезалужение лугопастбищных угодий, на 78 проц. обеспечено создание многокомпонентных пастбищ.

Приоритет в структуре посевных площадей в Минской области отдан зерновым. Вместе с тем сложившаяся практика экстенсивных подходов в зерновом хозяйстве не позволила в полной мере использовать значительный потенциал земельных ресурсов и получить необходимый результат в зерновом хозяйстве.

В сельскохозяйственных организациях Гродненской области наибольшие упущения в производстве продукции выращивания КРС, где падение среднесуточных привесов имело место в 12 из 17 районов. Не укомплектованы  откормочным поголовьем 4 комплекса по производству говядины.

Как и в других регионах республики, в области остро стоит вопрос производства  кормового белка. Обеспеченность им произведенных и заготовленных кормов составляет 80 проц. При этом по удельному весу зернобобовых культур в структуре зерновых область занимает последнее место в республике — всего лишь 4 проц. По стране такой показатель сложился на уровне 6 проц.

Несмотря на выполнение прогнозного показателя Витебской, Гомельской и Могилевской областями, многие из этих проблем имеют место и в этих регионах.

Не выполнено задание прошлого года по производству пищевой продукции, намечавшийся в этой отрасли индекс роста физического объема 108 проц. фактически составил 107,5 проц.

Основная причина невыполнения задания перерабатывающими организациями Минсельхозпрода — недостаток сырья для переработки. Так, за прошлый год в целом по республике темп поставок молока к предшествующему году составил лишь 103 проц., а скота — не достиг 100 проц.

За счет доведения намечавшегося уровня реализации скота на мясокомбинаты 80 проц. от произведенного можно было бы дополнительно переработать 113 тыс. тонн и произвести продукции на 1,6 трлн. рублей, увеличив при этом темп производства на 32 проц. в действующих ценах, или около 3 проц. в ИФО, и обеспечить безусловное выполнение установленного задания. Соответственно доведение  товарности молока до планируемых 90 проц. (фактически 86 проц.) позволило бы увеличить его поставки на 242 тыс. тонн и произвести дополнительно продукции на 680 млрд. рублей.

Не выполнены в полном объеме и основные показатели прогноза, характеризующие результаты внешнеэкономической деятельности. Доведенное задание по внешнеторговому сальдо комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию не выполнено на 130 млн. долл. США. На 7,8 процентных пункта не обеспечены доведенные темпы роста экспорта.

Наименее благополучное положение с выполнением показателей внешнеторговой деятельности в Минской области, где отставание по сальдо составило 75,7 млн. долл. США, по темпам роста экспорта — 14 проц.

Повторение ошибок недопустимо, тем более что нынче Минсельхозпроду плановый показатель по внешнеторговому сальдо увеличен на 195 млн. долл. США и составляет 1 млрд. 755 млн. долларов. Чтобы его обеспечить, надо сократить импорт по сравнению с 2011 годом на 5 процентных пунктов, или соответственно нарастить темпы экспорта до 115 проц.

Для обеспечения выполнения Минсельхозпродом доведенных показателей внешней торговли необходимо максимально исключить экспорт продукции через нерегулируемый внутренний рынок. Во-первых, это наш резерв по объемам экспорта. Реализация в прошлом году на экспорт всей произведенной перерабатывающими предприятиями продукции через организации Минсельхозпрода полностью обеспечила бы прогнозные показатели по внешнеэкономической деятельности.

Во-вторых, поставки в Россию с нашего внутреннего рынка через фирменные магазины, коммерческие структуры, которые работают на различных зачетных схемах, оборачиваются для наших производителей падением цен на этом рынке.

В-третьих, сельскохозяйственные организации сами себе создали конкурентов на российском рынке, отдав в прошлом году коммерческим структурам 45 проц. свинины, 15 — масла, 16 — сыров и 26 проц. муки.

В последнее время сдали позиции на внешнем рынке картофель семенной и продовольственный, овощи, семена зерновых культур и злаковых трав, а также племенной скот. За прошлый год юридическими лицами было экспортировано 45 тыс. тонн картофеля, а организациями Минсельхозпрода — только 2,6 тыс. тонн. И это в условиях реализации Государственной комплексной программы развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства.

Под особый контроль необходимо взять приобретение товаров по импорту.

Безусловно, есть номенклатура товаров, приобретаемых по импорту, не вызывающая сомнений в их необходимости. Но закупка их должна производиться при максимальном снижении финансовых затрат. Особенно это прослеживается при импорте минеральных удобрений и белкового сырья. Вместо постоянной работы в этом направлении приобретение их в период повышенного спроса ежегодно оборачивается для сельского хозяйства дополнительными затратами, и немалыми. В областях недостаточно используется механизм централизованных закупок, что приводит к большому разбросу цен, возрастанию затрат на импорт.

В условиях дефицита финансов на реализацию программ низкими темпами идет процесс привлечения прямых иностранных инвестиций. На этот год поставлена задача Минсельхозпроду совместно с облисполкомами по привлечению прямых иностранных инвестиций в объеме 99 млн. долларов США. Поэтому всем областям необходимо активизировать работу с подчиненными организациями по реализации инвестиционных проектов, способствующих привлечению иностранных инвестиций для создания конкурентоспособных производств.

В целом основные задачи развития аграрной отрасли в текущем году по дальнейшей ее интенсификации на основе инновационных подходов, устранения отмеченных в докладе других недостатков, безусловного выполнения указаний главы государства и постановлений Правительства сводятся к следующему.

Растениеводство. Обеспечить во всех категориях хозяйств производство зерна в объеме 8 млн. 800 тыс. тонн, картофеля — 7 млн. 390 тыс. тонн, сахарной свеклы — 4 млн. 300 тыс. тонн, льноволокна — 60 тыс. тонн, маслосемян рапса — 630 тыс. тонн, овощей — 1 млн. 990 тыс. тонн, плодов и ягод — 400 тыс. тонн, заготовить для общественного животноводства травяных кормов в объеме 6 млн. 854 тыс. тонн кормовых единиц.

Усовершенствовать систему формирования сортового состава посевов сельскохозяйственных растений посредством улучшения работы Государственной инспекции по сортоиспытанию.

Улучшить систему семеноводства. Здесь имеется ряд проблем. В ряде областей неудачно подобраны элитно-семеноводческие хозяйства. Парадоксально, но во многих элитхозах урожайность посевов значительно ниже, чем в среднем по республике. Поэтому предстоит пересмотреть состав элитно-семеноводческих хозяйств, исключив из них сельскохозяйственные организации, получающие урожайность зерновых менее 50 ц/га и адекватную продуктивность других сельскохозяйственных культур.

Требуется разработать и реализовать перспективную схему семеноводства сельскохозяйственных культур в республике. Представляется, она должна включать рекомендуемый НАН Беларуси порядок: первичный этап — питомники размножения и производство суперэлиты отечественных сортов в организациях-оригинаторах, импортных — в областных опытных сельскохозяйственных станциях и зональных институтах; производство элиты для семеноводческих хозяйств районов — в элитхозах, производство первой репродукции для семенных посевов рядовых хозяйств — в райсемхозах, использование 2—3 репродукций для массовых посевов в хозяйствах.

Обеспечить внедрение зональных систем земледелия, адаптированных к специфике каждого региона, с применением энергосберегающих технологий; реализовать комплекс мер по выполнению плана пошаговых действий по переходу на новую ресурсоэффективную систему земледелия в 2012—2015 годах.

Реализовать систему мер по сохранению и повышению плодородия почв. Внести в текущем году на гектар пашни не менее 10 тонн органических и 310 килограммов действующего вещества минеральных удобрений.

Обеспечить комплекс мероприятий по устранению потерь растениеводческой продукции от болезней и вредителей сельскохозяйственных растений посредством внедрения интегрированных систем, включающих биологические, агротехнические и химические способы и средства.

В кормопроизводстве выполнить в полном объеме запланированные на этот год мероприятия по обеспечению животноводческой отрасли собственным растительным белком. Для этого увеличить посевы зернобобовых культур (не менее 7 проц. в общей структуре посевов зерновых и зернобобовых культур), рапса — до 454 тыс. гектаров, подсолнечника — 25 тыс. гектаров; расширить площади возделывания высокобелковых бобовых многолетних трав: клеверов, люцерны, галеги восточной, донника и эспарцета; провести подсев многолетних трав на пашне бобовыми и бобово-злаковыми смесями, из них не менее 60 проц. бобовыми травами в чистом виде. Производство зернобобовых культур взять под личный контроль начальников облсельхозпродов и обеспечить поставку их семян организациям хлебопродуктов под потребность в объеме не менее 140 тыс. тонн.

Животноводство. В 2012 году в сельскохозяйственных организациях произвести: молока 6 млн. 447 тыс. тонн, продукции выращивания — 1 млн. 569 тыс. тонн, в том числе крупного рогатого скота — 654 тыс. тонн, свиней — 475 тыс. тонн, птицы — 440 тыс. тонн, яиц — 2 млрд. 460 млн. штук.

Довести годовую продуктивность коров до 4850 килограммов молока, среднесуточные привесы крупного рогатого скота — до 635, свиней до 545, цыплят-бройлеров до 57 граммов.

В молочной отрасли. Обеспечить безусловное выполнение программ строительства и реконструкции молочно-товарных ферм в объемах, определенных главой государства, и технологическое комплектование этих объектов. Взять под особый контроль работу крупных молочно-товарных комплексов, под персональную ответственность начальников управлений поставить вопрос выбраковки не более 25 проц. коров на молочно-товарных фермах и не более 30 проц. — на крупных молочно-товарных комплексах. Низкопродуктивное, но способное к воспроизводству поголовье коров использовать в мясном скотоводстве. Этот вопрос ежемесячно рассматривать на заседаниях райсельхозпродов.

Выйти на нормативный уровень выпойки молока телятам. При установленном нормативе 375 килограммов на теленка фактически этот показатель в среднем за год сложился в 584 килограмма.

Обеспечить дифференцированное кормление дойного стада в зависимости от физиологического состояния и продуктивности как сочными и грубыми кормами, так и белково-витаминным, минеральным питанием, рассчитывая кормовой рацион посредством компьютерных программ. Не допускать использования в кормлении животных необогащенного зерна.

В мясной отрасли. В первую очередь предстоит улучшить положение в организации производства мяса КРС, осуществив полную комплектацию комплексов по производству говядины. Эта проблема особенно актуальна в связи с хронической убыточностью ее производства в республике. По итогам года ожидается убыточность этой отрасли на уровне 19 проц. А в Витебской и Минской областях убыточность превысит соответственно 35 и 28 проц.

Необходимо сосредоточить откармливаемое поголовье в первую очередь на специализированных комплексах, работающих с высокой экономической эффективностью. По результатам года на лучших откормочных предприятиях ожидается рентабельность от реализации продукции в среднем около 10 проц. А в СПК «Остромечево» Брестского района, ОАО «Великий Двор» Столбцовского, СПК «Федорский» Столинского, СПК «Сеньковщина» Слонимского районов реализовали КРС с рентабельностью около 20 проц.

В этом плане руководителям областных и районных уровней управления необходимо решить вопрос комплектации всех имеющихся комплексов республики в полном объеме, отказаться от производства этой продукции в сельскохозяйственных организациях, где нет для этого должной инфраструктуры и кормовой базы. Нужно неотложно подготовить графики комплектования под полную потребность комплексов по выращиванию крупного рогатого скота, утвердив их решениями облисполкомов и обеспечив жесткий контроль за их выполнением. В полной мере задействовать резервы по закупке скота у населения.

Обеспечить строгое соблюдение технологий производства мяса всех видов. Заместителям председателей облсельхозпродов по животноводству взять под личный контроль работу хозяйств с привесами КРС менее 500 граммов и свиней — менее 400 граммов, добиться вывода их в течение 2—3 лет на нормативный уровень продуктивности.

Ветеринарной и зоотехнической службам принять меры по сокращению непроизводительного выбытия КРС и свиней не менее чем на 15 проц. к уровню 2011 года, что позволит получить дополнительное поголовье для выполнения поставленных задач.

Для рационального использования фуражного зерна и повышения на этой основе продуктивности животноводства продолжить совместную работу по производству адресных комбикормов с комбикормовыми организациями республики. Принять меры по обеспечению фуражным зерном комбикормового производства для общественного животноводства до урожая 2012 года в объеме не менее 500 тыс. тонн. Решить высокозатратную проблему — обеспеченность белком.

Механизация. Обеспечить все сельскохозяйственные организации комплексами высокопроизводительной техники с учетом объемов пахотных угодий, состоящими из энергонасыщенного трактора, 7—9-корпусного оборотного плуга, комбинированного почвообрабатывающе-посевного агрегата шириной захвата не менее 6 метров.

Организовать двухсменную работу такой техники и обеспечить суточную выработку на пахоте не менее 50 гектаров, подготовке почвы — 60—70 гектаров, севе — 40—50 гектаров. Это позволит  выполнять основные полевые работы в оптимальные агрономические сроки.

Обеспечить экономию нефтепродуктов в объеме не менее 10 процентов от потребленных в 2011 году. С этой целью разработать и утвердить соответствующие региональные программы, в которых ужесточить нормы расхода топлива, наметить и выполнить комплекс мер по  соблюдению всех требований хранения.

Выполнить задания по целевому показателю энергосбережения, широко реализовать мероприятия по переходу на местные виды топлива.

Построить 101 зерноочистительно-сушильный комплекс, 20 зернохранилищ силосного типа, оснастить 25 элитопроизводящих организаций семяочистительными линиями производительностью 5 и 10 тонн в час, отремонтировать и модернизировать 126 зерносушилок М-819, в том числе 65 с переводом работы на местные виды топлива. Комитетам по сельскому хозяйству и продовольствию разработать четкий график выполнения этих работ и обеспечить его реализацию.

Департамент по хлебопродуктам. Обеспечить техническое перевооружение комбикормовых предприятий для организации производства высококачественных комбикормов, в том числе стартерных и предстартерных для молодняка сельскохозяйственных животных и ценных пород рыб.

Совместно с облсельхозпродами создать сырьевые зоны по производству маслосемян рапса, обеспечить поставку их в объеме не менее 240 тыс. тонн для загрузки имеющихся производственных мощностей.

Перерабатывающая промышленность. Продолжить реконструкцию и технологическое переоснащению предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья для расширения ассортимента и повышения качества производимой продукции.

Областным комитетам взять на контроль поставку скота на мясокомбинаты республики, обеспечив ее на уровне не менее 80 процентов от общей реализации; мясного сырья для производства детского питания ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» — строго в соответствии с утвержденными Минсельхозпродом заданиями; потребительских товаров, в том числе социально значимых, на внутренний рынок республики и города Минска в соответствии с установленными заданиями, графиками поставок и заключенными договорами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter