Антракт затягивается...

Организация гастрольной деятельности требует системного подхода
Организация гастрольной деятельности требует системного подхода

Во время трансляции одного из «Музыкальных вечеров» на ОНТ, где выступали белорусские исполнители, я вдруг поймала себя на мысли, что добрую половину артистов, выходящих на сцену у подножия Мирского замка, вижу впервые. Опустим исполнительский уровень и творческие находки иных «знаменитостей», запоздавших в своих представлениях об эстраде лет эдак на 50. Хотелось бы поговорить об ином. По сути, концертные программы по телевидению — это для нас, публики, почти единственная реальная возможность увидеть наконец, кто скрывается за голосами, заполняющими FM–эфир. А для певцов и певиц, как признаются они сами, это тоже редкий шанс показать себя публике, так как им не часто удается «засветиться» в большом концерте. После развала советских схем проведения гастролей у нас до сих пор не появилось сколько–нибудь серьезной государственной организации, которая взяла бы на себя полномочия помогать артистам гастролировать по стране.

За свою постсоветскую историю унитарное предприятие «Белконцерт» часто меняло название и статусы, пытаясь исполнять те же задачи, что и некогда мощный «Союзконцерт». Десять лет назад «Белконцерт» назывался «Минскконцертом» — предполагалось, что в этой организации будут работать наиболее яркие эстрадные коллективы и исполнители, а их гастроли по стране станут прибыльными и рентабельными. Но этого не случилось. Главное, эта структура так и не сумела собрать звездный состав солистов и коллективов и обеспечить их работой. Потихоньку вся деятельность «Минскконцерта» развалилась, там не осталось опытных администраторов, которые умели бы работать с областными филармониями, региональными дворцами культуры, в общем, с глубинкой.

Год назад к Белгосфилармонии снова присоединили эстрадное предприятие, на этот раз именуемое «Белконцерт». Предполагалось, что оно станет крупным республиканским продюсерским центром. А что в итоге? При «Белконцерте» сейчас работают всего 4 коллектива и два солиста: ансамбль «Сябры», театр Ирины Дорофеевой, цирк «Беларусь», театр «Фантазия», Наталья Наумович и Яков Науменко. Остальные исполнители по–прежнему считают свое сотрудничество с «Белконцертом» невыгодным.

Не последний человек в «Белконцерте» — руководитель ансамбля «Сябры» Анатолий Ярмоленко в телефонном разговоре с нами сказал, что за прошедший год ему так и не удалось понять, чем занимается такая организация, как «Белконцерт».

Мы связались с исполняющей обязанности директора «Белконцерта» Еленой Фиранчук. На вопрос, почему «Белконцерт» не устраивает концертную судьбу своих артистов, Елена Михайловна дала парадоксальный ответ: «Белконцерту» совершенно невыгодно (!) проводить концерты для артистов. Исполнители нам платят очень низкий процент со своих гастролей, экономисты подсчитали: этих денег совершенно недостаточно для того, чтобы оплачивать наши расходы по организации мероприятий». В администрации «Белконцерта» работают 3 человека и заняты они организацией и проведением спецмероприятий: различные Дни культуры, фестивали.

Для того чтобы укрупнить эстрадную часть в своей деятельности, администрация «Белконцерта» предлагает следующий выход: снова отделить «Белконцерт» от филармонии, придать ей статус самостоятельной структуры.

Очередные перемены в «Белконцерте» Анатолий Ярмоленко прокомментировал так:

— А мы действительно хотим создать такой механизм, который позволит нашим артистам эффективно концертировать по стране? Или?.. Ведь самое главное — результат, вы понимаете? За прошедшие 10 лет я видел единицы профессионалов по части организации концертов. В основном это частные компании, например, «Класс–Клуб» и «Альфа–Концерт». Поэтому если мы хотим реанимировать концертно–зрелищное обслуживание на государственном уровне, нужно многое изменять в деятельности того же «Белконцерта». Только на этот раз я уже буду смотреть, насколько мне, артисту, выгодно сотрудничество с государственной структурой. Или мне рентабельнее самому представлять свои интересы и самостоятельно подписывать гастрольные контракты? Пока я затрудняюсь ответить.

Конечно, худо–бедно исполнители приспособились устраивать свою концертную судьбу самостоятельно. В конце концов, концерт для артиста — это работа. Что поделаешь, в нашем шоу–бизнесе нет продюсеров уровня москвичей Пригожина, Фадеева или Крутого. Я знаю лишь одного профессионала, способного обеспечить свою певицу работой — это Юрий Савош. Он объездил с Ириной Дорофеевой всю страну вдоль и поперек. Интересно послушать его мысли по поводу того, как обеспечить белорусских артистов работой.

— «Белконцерт» пребывает сейчас в таком состоянии, когда в нем не осталось ни одного администратора, который бы прожил в шоу–бизнесе жизнь, — говорит Савош. — А концертная деятельность — это прежде всего опыт, связи, умение обеспечить сбор, кассу. Я должен сказать, что в регионах, кстати, есть такие профессионалы. Помню, в одном только Мозырском районе благодаря местным организаторам мы сделали с Ириной 40 концертов. Но республиканского центра, объединяющего усилия районов, нет. Сейчас театр Ирины Дорофеевой работает при «Белконцерте». Казалось бы, принимая государственный заказ, такой, например, как Дни культуры Молдовы в Минске, организация «Белконцерт» должна пригласить прежде всего наш коллектив к участию в мероприятии. Но нет, забывают, работают с другими исполнителями. Невыгодно! Точно так и в регионах: для любого опытного администратора легче сделать один дорогой концерт, предположим, Баскова, чем 40 малобюджетных выступлений белорусского артиста. Да, концертная деятельность не остановилась. Но в маленьких городах ее практически нет. И это действительно проблема.

Опытный администратор Витебской филармонии Анатолий Махиня, прокатывающий белорусских артистов по городам и деревням, подтвердил мое предположение, что в глубинке публика придет на концерт любого артиста, даже «недораскрученного». Но другое дело — цены: профессиональные исполнители требуют за билеты по 10 — 15 тысяч белорусских рублей, для провинции — это огромные деньги, если учитывать, что на концерты люди предпочитают ходить семьей.

— В стране на сегодня нет организации, которая бы обеспечивала артистов гастролями, — говорит Анатолий Махиня. — И потому артисты живут по правилу: «Раз — и побежал». Никакой четкой системы, плановости. Захотел Солодуха тур сделать — поехал, точно так же Калина и другие исполнители: в одном регионе и 3 концерта за год дадут, а в другом так ни разу и не покажутся. Мое такое мнение: для тех, кто выезжает в село, нужно продумать льготы в вопросах налогообложения, чтобы исполнители могли снизить стоимость своих билетов, сделать ее приемлемой для сельчан.

Итак, как видим, вопросов по концертной деятельности в стране накопилось немало. Пора искать на них практические ответы, вдумчиво и основательно.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter