Антракт на гастрольный контракт?

Пока  кто-то  из  белорусской  попсы ютится  в тесных  гримерках  районных  ДК,  классические  коллективы  собирают  полные  залы  за  границей

Пока  кто-то  из  белорусской  попсы ютится  в тесных  гримерках  районных  ДК,  классические  коллективы  собирают  полные  залы  за  границей

Афиши в метрополитене и переходах с громкими именами, яркие шоу, театральные постановки, цирковые выступления – широкий выбор для ценителей классики и рока, для молодежи и бизнесменов, детей и родителей. О том, как организовывались первые гастроли зарубежных артистов в Союзе, «Р» рассказывала в очерке «Микрофоном по железному занавесу». А кто  занимается этим сейчас – приглашает артистов, выполняет требования их райдеров, подписывает контракты, находит оптимальный вариант между мировой популярностью и ценами на билет?.. Как удается нашим классическим коллективам  расписывать график зарубежных гастролей на два года вперед и почему на Западе их выступления более популярны?.. Ответы на эти вопросы искал корреспондент «Р». 

Неверный  шаг — и  финансовая  пропасть

Продюсерский центр «Класс-Клуб ДК» — крупнейший в Беларуси организатор концертно-гастрольной деятельности. Когда-то это была самая первая компания в нашей стране, которая рискнула взяться  за новое дело. Сегодня можно смело говорить о том, что именно «Класс-Клуб ДК» диктует моду в области проведения шоу и рекламных кампаний на территории Беларуси. 

Директор ООО «Класс-Клуб ДК» Геннадий Шульман считает в своей работе самой главной и стратегической задачей – правильный выбор бренда. При таком условии и в кассе все будет в порядке, и зрители останутся довольными. А в самой белорусской столице работа продюсерских центров идет максимально просто: перехватить «топового» артиста, перебить его выступление ценами у конкурентов. 

— В этом деле никогда нельзя идти на сделки с собой. Надо уметь чувствовать, а если не получается – предугадывать, на что пойдет зритель, что ему будет интересно. Бывает такое, когда, например,  тебе хочется привезти одного исполнителя, но ты понимаешь, что это никому, кроме тебя, больше не нужно. С другой стороны, мы сейчас отходим от российской попсы, – говорит Геннадий Шульман. –  Надоедает все время одно и то же: практически ни у кого из исполнителей нет новой программы, каждый год приезжают со старыми песнями. Зрителю нужен хороший продукт, его нельзя постоянно кормить суррогатом… 

Наверное, именно поэтому в последнее время на афишах стали фигурировать такие имена и программы, как Владимир Спиваков, «Искушение танго» (Аргентина), гастроли Государственного академического Малого театра России,  «Танцы со звездами». А в скором времени белорусский зритель увидит не менее раритетные и экзотические гастроли  Френсиса Гойи, «Райского шоу из Поднебесной» (акробатический китайский цирк),  «Огонь Анатолии» (танцевальное шоу из Турции). 

Рассказывает пресс-секретарь центра Светлана Гурьева

— Белорусская публика действительно образованна и чувствительна и разбирается в качественных концертах. Российская попса спустилась на ступеньку вниз, и теперь мы стараемся найти что-то интересное и необычное для нашего зрителя. Подготовка к концерту требует большого труда и профессионализма. Каждый неверный шаг влечет за собой большие моральные и финансовые потери. И здесь всегда возникает дилемма: как организовать концерт мировой знаменитости и при этом не понести убытков. Поэтому каждое мероприятие нужно заранее тщательно спланировать. 

Выгоднее за  рубежом, чем  в  агрогородке…

О коллективах Белорусской государственной филармонии знают во многих странах мира. Европейская публика не раз рукоплескала маэстро Анисимову и его знаменитому оркестру, Наталье Михайловой и Государственному камерному хору Республики Беларусь. Белорусские артисты – желанные гости за границей и неизменно собирают полные залы. 

Заместитель генерального директора Белгосфилармонии по гастрольно-концертной деятельности и международным связям Галина Плакса говорит: 

— Зарубежные гастроли коллективов филармонии уже расписаны на два года вперед.  Объясняется это высоким профессиональным уровнем наших музыкантов и исполнителей, чьих выступлений всегда ждет заграничный зритель. Организация зарубежных гастролей проходит следующим образом: существует обоюдный контракт между филармонией и зарубежным импресарио. Принимающая сторона оплачивает страховой полис, транспорт, питание и проживание для наших артистов, филармония при этом не несет никаких затрат. В обратном случае нам это было бы просто не по силам. Как правило, такие зарубежные гастроли длятся около месяца, бывает, за это время артисты дают до 25 концертов. Во всяком случае, проходит не меньше  7—10 выступлений – ведь должны окупиться расходы принимающей стороны. 

Художественный руководитель Белгосфилармонии Юрий Гильдюк

— Наши коллективы выступают и в небольших городах: Дрогичин, Береза, Лида. Продается по 150—200 билетов, и это очень хорошо. Я уверен, что  концертно-гастрольная деятельность должна проходить не только на крупных столичных площадках, но и в районах, в агрогородках. Но все выступления за пределами столицы филармония оплачивает за свой счет. А такие мероприятия должны бы субсидироваться и со стороны местных органов власти. Пока же получается, что за рубежом наши коллективы более востребованы,  чем в Беларуси. 

Что касается самих коллективов, то Государственный академический симфонический оркестр Беларуси под управлением Александра Анисимова сейчас выступает в Испании, гастроли других коллективов в ближайшем времени пройдут в Дании, Польше, Эстонии. Традиционными станут рождественские встречи в Германии, когда наши артисты в течение почти месяца проводят концерты. 

Остальные классические коллективы не менее популярны за границей. Так, широкие летние гастроли провел Национальный академический Большой театр оперы Республики Беларусь: артисты выступали в Германии, Испании, приняли участие в VIII Международном фестивале музыки и танца в Бангкоке (Таиланд). Ежегодно балет и часть оркестра Белорусского государственного музыкального театра выезжают в ряд европейский стран. Как правило, такие гастроли проводятся по личным связям, которые сложились у коллективов и зарубежных импресарио во время предыдущих гастролей. 

Райдер  на…  звезду

Пока академические коллективы бороздят просторы заграницы, подписывают контракты с импресарио, у белорусских попсовых исполнителей программа-максимум – выступления по районным городам. Бывают ли у них невыполнимые райдеры и почему гастроли эстрадных звезд не расписаны вперед хотя бы на год? Об этом рассказал известный белорусский продюсер Виталий Простота: 

— Отвечать можно честно? (смеется). Больших гастролей у наших исполнителей нет по одной простой причине: у белорусской публики нет к ним реального интереса. Репертуар слабый.  А если кто-то и ездит с выступлениями, то тут большая заслуга пиарщиков. Для гастрольного тура  Полины Смоловой, например, понадобилась сначала победа на «Славянском базаре в Витебске» и участие в «Евровидении». Программу для него мы собирали практически год. А вообще, одним из способов организации гастролей у нас являются бесплатные концерты. Так, например, в свое время выступала Ирина Дорофеева. Это, кстати, действенный метод – выступления по воинским частям, детским домам и т.д. Из тех, кто сегодня ездит, много выступает в нашей стране или в ближнем зарубежье, можно упомянуть Александра Солодуху и группу «J:Морс». Хотя могу сказать, что есть уже у некоторых наших исполнителей подписанные контракты на гастроли вне Беларуси. Кто и куда поедет, пока не будем раскрывать профессиональной тайны. Опять же, я недавно вернулся из тура по Беларуси, возил первое белорусское оригинальное шоу «Мыльные пузыри». Но дело в том, что  мы ездили буквально в одни дни с Александром Малининым. Все билеты в областях на его выступления  были раскуплены. Получилось, что половина наших концертов прошла при полных залах, половина – при заполненных на треть. Хотя я уверен, если у нас появится кто-то яркий, кто захочет делать качественную музыку и петь качественные песни, у него тоже будут аншлаги. 

Что касается райдеров белорусских артистов, то тут, по словам Виталия Простоты, нет ничего особенного – чай, минеральная вода, бутерброды. И отдельная гримерка. Хотя именно это требование зачастую воспринимается многими как что-то сверхъестественное. А потому несколько человек в маленькой комнате три на три метра – обычное явление. 

Вот такие у нас неприхотливые звезды. Никаких номеров люкс и лимузинов. Хотя кто знает, может быть,  скоро все изменится – все-таки шоу-бизнес имеет особенность бурно развиваться. И настоящие кассовые гастроли у наших исполнителей еще впереди. 

А обо всех тонкостях шоу-бизнеса в Беларуси – работе продюсерских центров, получении гастрольных удостоверений, требованиях к устроителям концертов, ценовой политике – в следующей публикации. Следите за газетой! 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter