Источник: Знамя юности
Знамя юности

Антон Пампушный: счастливые отношения – это совместная работа

К каждой роли актер готовится серьезно. Надо подкачаться? Сделает. Заговорить на сербском языке? Запросто. Освоить боевое оружие? Конечно. В профессиональной деятельности ему никогда не приходилось поступаться своими принципами, потому что обязанности в кадре он оговаривает заранее, зато вполне может подкинуть режиссеру картины идею, как сделать сцену лучше и интереснее. О том, из чего складывается успех картины и актера, почему он решил получить режиссерское образование и в чем секрет семейного счастья, «Знаменке» рассказал актер Антон Пампушный.


 Вы получили экономическое образование и даже пошли работать по профессии. Что стало переломным моментом, заставившим вас подать документы во МХАТ?

– Да, я сознательно поступил в торгово-экономический колледж в Астане, потому что понимал: необходимо иметь за плечами профессию, которая позволит выжить в любой ситуации. Учеба давалась легко, красный диплом тому подтверждение, но именно тогда случился поворотный момент в моей жизни. Холодным январским вечером в переполненном кинотеатре я посмотрел фильм «Гладиатор» с Расселом Кроу в главной роли. Кинокартина тогда произвела на меня неизгладимое впечатление, я словно переместился в ту эпоху – дикие нравы, кровь, песок, переживал за участников всей истории и проживал с главным героем каждый момент. Когда сеанс закончился, зрители встали и, не сговариваясь, стали аплодировать, такая реакция на фильм для меня была неожиданной. По дороге домой меня не отпускали мысли, почему в маленьком кинотеатре в Казахстане, за сотни тысяч километров от создателей этой картины, у зрителей происходит такое волнение чувств, от которого по телу бегут мурашки и замирает дыхание. Я понял тогда для себя, что кино – это больше чем просто изображение на белом экране, это сильнодействующий инструмент управления эмоциями, и во мне поселился интерес понять, как оно создается. Думаю, именно события того вечера и стали отправной точкой моей актерской карьеры. Хотя в школьные годы я все время участвовал в чтецких конкурсах, играх КВН, посещал театральную студию, и мне все это очень нравилось. Окончив учебу в колледже, я поступил в институт мировой экономики в Москве и устроился работать на радио записывать рекламу. Мои голосовые данные помогали мне справляться с любыми поставленными задачами до тех пор, пока однажды я не понял, что мне не хватает актерского мастерства. Тогда решил получить дополнительные знания и навыки, чтобы повысить свою квалификацию, и совершенно случайно попал на актерские курсы в кино­школу. Я быстро собрал себе программу из прошлых моих чтецких конкурсов, которую представил на прослушивании, и на полгода погрузился в самую настоящую театральную атмосферу. Занятия у нас вели преподаватели из МХАТа. Я загорелся идеей поступить туда, попросил их послушать меня и порекомендовать, что лучше представить на вступительных экзаменах. В итоге во МХАТ меня взяли сразу на второй курс. 

– Каким был ваш первый спектакль и какую роль он сыграл в вашем актерском становлении?

– Моя театральная жизнь началась со второго курса учебы, когда меня ввели в спектакль «Откровенные полароидные снимки» Кирилла Серебренникова, который он поставил по пьесе скандально известного британского драматурга Марка Равенхилла. Спектакль шел на сцене Московского драматического театра имени Пушкина. В нем я сыграл персонажа, который на протяжении всего спектакля меняет образы: то он охранник, то танцовщик, то темная фигура. Для меня как студента это был уникальный опыт знакомства со сценой и зрителем, режиссером.

– В вашем творческом портфолио серьезные работы в театральных постановках, и вдруг вы идете сниматься в сериалы. Не потеряли ли себя в кинематографе как актера театра? Чем для вас привлекательна работа в кино?

– Театральным актером в большей степени я был во время учебы во МХАТе и еще несколько лет после выпуска. В том, что мне интереснее кинематограф и это именно та сфера, где хочу развиваться, я честно признался своему руководителю курса и художественному руководителю театра Пушкина Роману Козаку, который в тот момент был неприятно удивлен. Роман Ефимович имел определенные репертуарные планы на студента Пампушного, но, несмотря на это, он меня отпустил. Постепенно я вывелся из всех спектаклей, где играл, а их было немало, это «Мадам Бовари», «Бубен верхнего мира», «Ромео и Джульетта», «Январь» и другие. Да, некоторое время после ухода я сильно скучал по театру, потому что это было непростое решение. Но в то же время понимал, что сделал правильный выбор. Буквально сразу я поступил на двухгодичные режиссерские курсы во  ВГИК.

Мой переход из театра в кино совпал с переменами в личной жизни. Я женился на однокурснице Монике Госсманн, гражданке Германии. Некоторое время мы жили в Москве. На тот же период (2008–2009 годы) пришлись мои первые работы в кино, тогда на экраны вышли «Александр. Невская битва», «Миннесота», «Капкан для киллера». И если я профес­сионально развивался, был востребованным актером, то Моника для всех оставалась иностранкой и в работе у нее случилось затишье. Чтобы воспрянуть духом и не потерять себя в профессии, она вернулась на родину. С тех пор мы живем на два города – Москву и Берлин.

Кадр из фильма «Александр. Невская битва»

– Мешает или помогает на съемках профессия режиссера? Делитесь ли своим мнением с режиссером картины, где снимаетесь?

– Я умею соблюдать субординацию и тактику на площадке, могу разграничивать свои обязанности, когда я режиссер и когда актер. Но если понимаю, что у меня есть предложения, которые могут улучшить сцену или линию героя, то я ими делюсь. Все мои коллеги в основном открыты в этом отношении, потому что глупо не воспринимать дельное, нужное и своевременное предложение, ведь все мы делаем общее дело. Мне пока не приходилось сталкиваться с категоричностью режиссеров, которые бы в штыки принимали мои предложения и указывали на мое актерское место. Обычно все корректировки вносятся, так сказать, на берегу, во время подготовительного этапа к съемкам, когда вместе собираются все, кто работает над фильмо­м, и обсуждают сюжет, диалоги, актерские линии. Режиссерское образование в эти моменты мне очень помогает.

– Есть ли у вас уже режиссерский опыт? Если нет, то какую ленту, с каким сюжетом хотели бы представить зрителю?

– Во время учебы, конечно, приходилось сталкиваться с режиссерскими задачами. Но мой дипломный фильм так и не был снят. Для его выпуска необходимы были денежные средства, чтобы их заработать, я стал сниматься в сериале. Однако производители его оказались неблагонадежными и заплатили не весь гонорар. Оставшейся части пришлось добиваться через суд, что затянулось на несколько лет, так что моя дипломная режиссерская работа так и не случилась, но я продолжаю писать в стол. И знаю, что когда-то придет момент, когда я от профессии актера перейду к режиссерскому креслу. Говорить, о чем будут мои фильмы, пока не имеет смысла: как показала жизнь, лучше говорить о том, что уже сделано, нежели о том, чего нет.

– Для ролей вам постоянно приходится преображаться, изучать новый язык, осваивать боевое оружие. А что из всех задач для вас стало самой сложной, неожиданной? И на какие подвиги вы еще способны?

– Каждая из ролей требует определенных навыков и имеет особенности, связанные с персонажем. Мне на такие работы везет, и я с удовольствием в это ныряю, к каждой своей роли отношусь как к новому этапу жизни и опыта. Когда читаешь сценарий, логично задать себе вопрос, а смогу ли я осилить, постичь то, что требуется от меня по роли. И если понимаешь, что да, тогда можно браться за дело.

Кадр из фильма «Балканский рубеж»

– Бывают ли моменты, когда вас покидает вдохновение, не хочется идти на работу? Как справляетесь с такими настроениями?

– Когда есть работа, желания не идти на нее нет. Скорее бывает пауза между кинофильмами, которая может затянуться, и именно это время самое трудное для меня. Но это, к сожалению, реалии актерской профессии. Что касается вдохновения, то здесь оно несколько отличается от театрального. На сцене актер и зритель заряжаются друг от друга, здесь же ты просто стараешься максимально хорошо делать свою работу. Обратной связи, как в театре, не бывает. В кино меня заряжает сам процесс, от первой читки до финального кадра наслаждаюсь тем, чем занят. Классно чувствовать себя нужным и понимать, что изо дня в день ты занимаешься именно тем, о чем когда-то мечтал.

– Какие наставления, рекомендации можете дать тем, кто мечтает связать свою жизнь с лицедейством?

– Мне жаль, что профессию актера сравнивают с лицедейством, это не совсем корректно. Наше ремесло тонкое, сложное и травмоопасное. Если говорить про людей, которые мечтают о такой профессии и чувствуют, что они готовы тратить свою жизнь на это, я бы посоветовал сначала хорошенько подумать. Потому как за внешней привлекательностью профессии скрывается много подводных камней, которые могут стать тяжелым испытанием. Если вам суждено быть актером, то это произойдет: как бы вы себя ни отгораживали от этого, ни прятали, жизнь все равно выведет на этот путь.

– Ваше самое главное правило в жизни?

– Таких правил у меня нет. Реальность показывает, что нужно быть здесь и сейчас и беречь здоровье свое и близких.

– Как проводите досуг? Гуляете, читаете, готовите? Какие хобби были или, возможно, есть?

– До середины января у меня каникулы, поэтому свободного времени масса, и я, конечно, трачу его на то, что мне больше всего нравится. С удовольствием готовлю, выезжаю на природу, гуляю с собакой, играю с сыном, очень люблю рыбалку.

– Что хотели бы изменить прямо сейчас, а что оставить так, как есть?

– Мне, как и всем, надоела история с пандемией, уже очень хочется вернуться в ритм, когда можно строить планы. Если длительное время ничего не происходит, не меняется, я испытываю определен­ный дискомфорт и начинаю сам искать что-то новое, привлекая перемены в свою жизнь.

– Вы со своей второй половинкой вместе уже довольно долгое время. Что помогает вам сохранять счастливые гармоничные отношения? Какой он, секрет семейного счастья от Антона Пампушного?

– Этот вопрос для меня довольно сложный, я считаю, что правильнее на него было бы отвечать нам вместе с Моникой. Счастливые отношения – это совместная работа. У нас, конечно, есть и плюсы, и минусы. Наши пе­риодические разлуки дают возможность скучать друг по другу, нуждаться друг в друге. Однако при этом если какие-то события происходят, то на расстоянии они пере­живаются зна­чительно острее и больнее. С появлением ребенка стало сложнее уезжать на долгий период съемок. Сейчас при первой же возмож­ности летим друг к другу, секретов у нас нет, отношения – вещь переменчивая, сегодня одно на­строение, завтра другое. Но я точно знаю, что нас с женой объединяет не только сын, собака и профессия. Есть что-то еще, что нас держит рядом, наверное, это любовь.

Антон с женой Моникой Госсманн и сыном

АНТОН ПАМПУШНЫЙ

Родился: 5 мая 1982 года в Астане

Образование: окончил астанинский торгово-экономический колледж по специальности «маркетолог» и Школу-студию МХАТ, а также ВГИК, факультет режиссуры игрового кино

Семья: женат на актрисе Монике Госсманн, сын (5 лет)

Карьера: российский актер театра и кино, режиссер. Известен по ролям в фильмах «Кома», «Балканский рубеж», «Александр. Невская битва», «Защитники» и других

Марина ДОРОШЕВА, ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»), фото из личного архива Антона Пампушного.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter