Антивирусная программа

Президент провел совещание по развитию фармацевтической отрасли

Вопросы, которые обсуждались вчера на К.Маркса, 38, Президент назвал «очень серьезными, имеющими принципиальное для страны значение». Разговор шел о создании собственного эффективного противовирусного препарата. И о перспективах всей нашей фармацевтической отрасли.


Статистика: емкость белорусского лекарственного рынка превышает 600 миллионов долларов. То есть каждый из нас тратит на лекарства более 60 долларов в год. Но это средняя цифра. Сужу по личному опыту: во время прошлогодней эпидемии гриппа «годовую норму» превысил за несколько дней. Поддержал рублем польскую, английскую, индийскую фармацевтику. И не потому, что были предубеждения против белорусского арпетола. А по той причине, что из–за ажиотажа его в какой–то момент просто не осталось в аптеках.


Очевидно, ситуация со «свиным гриппом» должна стать уроком для нашей фармацевтической промышленности и медицины. Президент вчера сформулировал задачу на будущее четко: не только оперативно реагировать на эпидемические угрозы, но и упреждать панику, не допускать взвинчивания цен на лекарства. Вспомним, как скакали «ценники» на импортные таблетки и порошки в ноябре прошлого года. А раскрученный дефицитный препарат тамифлю некоторые «дельцы» готовы были продать из–под полы. Втридорога. Всего этого можно было не допустить. Если бы рынок был насыщен собственными эффективными лекарствами и предложение не отставало от растущего спроса. Поэтому логично указание Президента: «Максимально удовлетворять спрос населения на медикаменты». И второе: «Существенно снизить зависимость от зарубежных поставок. Поддерживая разумный баланс между импортом и собственным производством».


На сегодня 80 процентов внутреннего рынка занимают импортные препараты, отечественные — 20. Конечно, есть в этой статистике свои нюансы. Если измерять рынок не деньгами, а коробками, ампулами, таблетками, то белорусских лекарств в стране продается больше, чем зарубежных. Они, как правило, намного дешевле иностранных аналогов. Но вопросы качества актуальны (побеседуйте на эту тему с провизорами или со своим участковым терапевтом). В развитых странах лекарства собственного производства занимают в продажах не менее 50 процентов. Президент призвал концерн «Белбиофарм» стремиться к этой пропорции. Понятно, не за счет механического увеличения цен. А через рост предложения востребованных препаратов, расширение ассортимента, разумное импортозамещение.


Более амбициозно следует действовать и в вопросах экспорта. Говорить о годовых продажах за рубеж в 70 — 75 миллионов долларов, по словам Президента, просто стыдно. Ведь емкость только российского рынка лекарств оценивается в 15 миллиардов долларов. Белорусская доля на нем очень скромная: меньше 40 миллионов долларов. Президент провел аналогию. За последние годы страна значительно увеличила аграрный экспорт — в Россию и другие страны. Почему же продажи медпрепаратов стоят на месте?


Итог вчерашнего обсуждения таков. В ближайшие годы белорусская фармацевтическая отрасль должна кардинально улучшить стиль работы. Стать во всех отношениях конкурентоспособной. Удовлетворяя в полной мере спрос населения на доступные по цене и качественные лекарства. А также приносить стране валюту. За счет сокращения импорта препаратов и увеличения экспорта.


Были и конкретные поручения. Комитет государственного контроля в самое ближайшее время должен проверить, как проходят тендеры и конкурсы на приобретение оборудования и лекарств. По мнению Президента, слишком вольно порой обращаются чиновники с бюджетными средствами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter