Более 60 человек рассчитывают на помощь иммунной плазмы анти-COVID-19, которую сдают теперь и в регионах

Антитела на благородные дела

Более 60 пациентов с COVID-19 получили иммунную плазму. Свыше 50 выздоровевших стали донорами. Они не знают, кому помогли – процедура анонимная. Но скоро доноры будут получать смс-сообщения о том, куда уходит их кровь. Корреспондент «Р» узнала, как переболевшие коронавирусной инфекцией спасают тех, кто еще болеет.

Переболевшие COVID-19 надеются, что их антитела помогут тяжелобольным.

Дважды доноры

С середины апреля плазму анти-COVID-19 сдали более 50 человек. Некоторые заходят на новый донорский круг. Среди них супруги Светлак — Валерия и Матвей. Сегодня они сдали плазму второй раз. 

— А почему не сдать, когда есть возможность помочь тем, кому сейчас тяжело, — эмоционально вступает в разговор Валерия. 

Забота о других в порядке вещей для молодой семьи. В марте супруги вернулись из Португалии. По прилете сдали тест на коронавирус и отправились на самоизоляцию.

— Мы переживали, чтобы никого не заразить, если что, — рассказывает Матвей. — От аэропорта взяли такси. И больше ни с кем не контактировали, ждали результатов. Спустя четыре дня за нами приехали и увезли в инфекционную больницу. О единственном контакте в такси мы сообщили. Старались сделать все правильно. 

Супруги поберегли других. Может, поэтому и вирус поберег их. Валерия уверяет, что в целом все прошло легко: 

— Пару дней была температура 37,4. Лежали в одной палате. У нас был ноутбук. Работали. Муж занят в IT-сфере. Я маркетолог. Нас продержали до двух отрицательных тестов две недели и выписали. 

Спрос превышает предложение

К сожалению, бывают случаи, когда коронавирус не щадит. Разговариваем с заведующим отделением клинической трансфузиологии РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий Татьяной Вагановой. Она работает с обращениями по поводу иммунной плазмы. За двадцать минут нашей беседы ей позвонили раз пять с запросом на плазму. Для некоторых пациентов запрашивали дополнительные дозы. 

— Сохраняется еще ситуация, когда доноров меньше, чем нуждающихся в плазме пациентов,
— признает Татьяна Ваганова. — Резерв какой-то группы может появляться, но не всегда той, что требуется. Еще одна причина, по которой пациент находится в листе ожидания, — тяжелое состояние, когда процедуру проводить нельзя. Иммунная плазма несет иммунитет к инфекции, но при этом проявляет свойства, которые могут вызвать большую нагрузку на и без того ослабленный организм. Состояние больного нужно корректировать, чтобы применение метода оказалось безопасным. 

— Когда плазма анти-COVID-19 может быть эффективной, дополняя другие методы лечения? 

— Она показана, когда подтвержден диагноз COVID-19, есть тяжелая пневмония с острым респираторным дистресс-синдромом легких. 

А также пациентам, которым противопоказаны другие методики лечения. При полиорганной недостаточности мы ждем развития клинической ситуации. Если удается стабилизировать такого пациента, сдвинуть его в сторону положительной динамики функций органов и систем, тогда возвращаемся к применению метода.

При крайне тяжелом состоянии, в терминальном состоянии плазму не применяют. 

Клетки запоминают встречу

Плазму теперь сдают не только в Минске, но и в Гродно, Бресте, Витебске, Молодечно. В день нашего визита в РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий иммунную плазму сдали 11 человек. Антитела в лаборатории не задерживаются. Благодаря технологии патогенной инактивации, во время которой удаляются остаточные вирусные микрочастицы, плазму могут передать в клинику в день заготовки. Специальное оборудование позволяет сократить до 15 суток срок от момента выздоровления донора до заготовки иммунной плазмы. Без него это могло случиться не ранее 48 суток после выписки. 

Кроме того, плазму проверяют на трансмиссивные инфекции: ВИЧ, сифилис, вирусные гепатиты. 

Переболевший, помимо прочего, перед донацией сдает тест на антитела к коронавирусу. 

— Качественные тест-полоски из Беларуси, России, Китая позволяют определить, есть антитела или нет, — обращает внимание заведующий отделением заготовки крови, ее компонентов в выездных условиях центра Антон Свирский. — Косвенно по яркости этих полосок мы может судить о количестве антител. Если плазма пока не содержит антител, они еще могут выработаться через какое-то время. 

Обычно антитела к инфекции видны в течение 6 месяцев. 

— Но это не значит, что дальше иммунного ответа нет,
— замечает директор центра Федор Карпенко. — Клетки запоминают эту встречу. Но для переливания нам нужны антитела. Мы получили экспериментально белорусский набор, сейчас отрабатываем иммуноферментный анализ на иммуноглобулины G. Там определяются и количественные показатели. В конце недели ожидаем поставки корейских и американских тест-систем на антитела, которые также учитывают количественный показатель антител. Вообще, по стандартам наличия титров достаточно для того, чтобы переливать плазму.

«Ваша плазма направлена в клинику»

Плазму можно сдавать раз в две недели. Сотрудники центра уверяют: от донора не убудет. Ни здоровья, ни антител. Поэтому некоторые доноры плазмы анти-COVID-19 приходят в центр повторно. Как долго будут сохраняться в крови переболевших антитела к коронавирусу, пока никто не знает. 

Некоторые доноры говорят, что хотели бы впоследствии узнать, кого спасла их кровь, но по международным стандартам такого рода информация закрыта. Однако в нашей стране намерены приподнять завесу этой тайны. 

Один донор дает 650 миллилитров плазмы.

— Планируем вскоре ввести СМС-оповещение доноров о том, в какую клинику была направлена их плазма, — говорит Федор Карпенко. 

 В соцсетях распространяются просьбы о помощи в поисках плазмы от родственников больных COVID-19. Мы уточнили: сдать плазму адресно может только родственник пациента. 

— Родственное донорство разрешено, а дружеское — нет, — поясняет Федор Карпенко. — У нас общественная система здравоохранения, и мы отдаем плазму нуждающимся по заявкам из клиник. Лечение иммунной плазмой экспериментальное и используется как дополнение к другим методам по протоколу по решению лечащего врача, врачебного консилиума. Неправильно, если каждый будет приводить донора для себя. Реципиенты начнут искать доноров в соцсетях, заинтересовывать. Стимулировать к донорству таким образом нехорошо. 

Один донор сдает 650 миллилитров плазмы. Ее делят на три дозы. Сколько доз потребуется конкретному пациенту — решается индивидуально. 

О закономерностях в лечении иммунной плазмой специалисты пока не говорят. Выборка маленькая. И этот метод еще не панацея. Но то, что плазма анти-COVID-19 уже помогла не одному человеку в нашей стране выйти из реанимации, это обнадеживающий факт. Так что донорам стоит приходить в центр не один раз. Информация для доноров плазмы анти-COVID-19 есть на сайте РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий. 

kasiyakova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter