Антикризисный характер

Сейчас Софье Воробьевой, председателю сельскохозяйственного производственного кооператива «Рубежница» Лиозненского района, 28 лет...
Сейчас Софье Воробьевой, председателю сельскохозяйственного производственного кооператива «Рубежница» Лиозненского района, 28 лет. После окончания Витебской ветакадемии в 2002 году начинающего ветеринарного врача хотели распределить в Гродненскую область. Однако районное руководство посчитало, что молодой специалист пригодится дома. 22–летней девушке предложили возглавить один из самых слабых и запущенных на тот момент колхозов Лиозненского района с символическим названием «Новая жизнь».

— Я всегда считала себя инициативным, грамотным человеком, — молодой руководитель предпочитает не скромничать. — В школе мне интересно было заниматься общественной работой. В академии училась хорошо, хотя красный диплом не заработала. Что же касается моего назначения, то здесь, наверное, не последнюю роль сыграла «генетическая» предрасположенность (улыбается). Дело в том, что моя мама Надежда Бухалович работала председателем соседнего колхоза имени Калинина (сейчас она возглавляет лиозненский райсельхозпрод. — С.Г.). Дела у нее шли хорошо, вот начальство и решило, что дочка тоже справится.

— Трудно, наверное, приходилось в первое время?

— Когда я приняла колхоз, из специалистов там были только главный бухгалтер и ветврач. И то ветврача скоро посадили за воровство. Так что приходилось днем руководить, а вечером исполнять обязанности ветврача, зоотехника и заведующего фермой. Наверное, благодаря юношескому энтузиазму и максимализму я не боялась трудностей и бессонных ночей. Почему–то была уверена, что у меня все получится. Прежде всего постаралась наладить дисциплину и сохранить материальную базу. В колхозе отремонтировали помещения. Нам помогли купить технику по лизингу. Появились корма, деньги на зарплату. А через 2,5 года к нашему хозяйству присоединили еще два «аутсайдера» — колхоз «Рассвет» и фермерское хозяйство «Злато». На то время мы уже доили по 3.500 литров молока на корову в год, а новички — только по 1.500.

— Каково, на ваш взгляд, быть молодым руководителем сегодня? Сравните нынешнюю ситуацию с той, которая была 6 лет назад.

— Сегодня от руководителя требуют высоких экономических показателей, никто не позволит учиться на собственных ошибках. Слишком дорого это обходится. А вот привилегий, как у нынешних молодых управленцев, да и не только их, у меня не было. Это здорово, когда человек, устраиваясь на работу, знает, что получит теплый дом и достойную зарплату. К примеру, зарабатывая 500 — 600 тысяч рублей в месяц, можно не только в магазин регулярно ходить, но даже и кредит в банке получить. Я же в первое время зарплаты по 3 — 4 месяца вообще не видела. До того как приняли и утвердили программу возрождения и развития села, молодой человек мог рассчитывать только на свою способность выжить в трудных условиях. Мне это, к счастью, удалось. Наверное, потому, что характер у меня такой — антикризисный. Но сколько было примеров, когда на моих глазах молодые специалисты только и ждали подходящего момента, чтобы убежать из деревни. Сейчас все по–иному. В центральной усадьбе за последние полтора года мы построили 15 новых домиков. Четыре из них отдали молодым специалистам. Если же говорить именно о молодых руководителях (меня в районе, кстати, таковым уже не считают), то сегодня они просто обязаны анализировать, думать, считать, беречь, экономить, вносить свои рационализаторские предложения. И требований этих становится все больше. Как соответствовать? Улучшать свое образование! Я никогда не стеснялась перенимать опыт старших коллег, училась в Академии управления при Президенте. Каждый год ездила на курсы повышения квалификации в Минск, в Горки. Трудно? Наверное, но ведь государство, вкладывая огромные деньги в сельское хозяйство, надеется на отдачу. И от молодых в особенности.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter