Клишевич: ВНС выступает страховкой от госпереворота. Сложно будет раскачать общество, дестабилизировать страну

Антикризисный инструмент прямой демократии

Во Дворце Независимости при обсуждении проектов нормативных правовых актов, которые разработаны в развитие обновленной Конституции, Александр Лукашенко озвучил несколько ключевых аспектов, в том числе о порядке выдвижения делегатов Всебелорусского народного собрания. «Все, кто будет участвовать в работе ВНС, так или иначе избираются народом. Там будут представители, как мы полагаем, нашего гражданского общества. И профсоюзов, и ветеранов. Женская, молодежная организации. А это что, не народ? Народ. То, что я гарантирую, что там будут и рабочие, и крестьяне, и учителя, и врачи, и чиновники, и государственные служащие, и военные, — это сто процентов. Мы этим самым охватили все наше общество», — подчеркнул Глава государства. Прозвучал и такой основополагающий тезис: «Люди должны понимать, что там должны быть активные и, главное, профессиональные люди. Мы же хотим, чтобы ВНС явилось стабилизатором нашего общества. Чтобы никто ни в коем случае не привел к тому, чтобы повторился 2020 год. Чтобы опять не начался мятеж и так далее. Это будет сильный стабилизатор. Как я вчера говорил, не на улице, а там надо будет обсуждать основные проблемы жизни нашего общества».


Полноценные дискуссии разворачивались на диалоговых площадках, когда речь заходила о выдвижении делегатов для участия в ВНС, в частности о праве трудовых коллективов напрямую выдвигать своих представителей. Нужно понимать, что от всех трудовых коллективов республики представить делегатов невозможно (в состав ВНС войдет 1200 человек), а выдвижение, например, только от 10—15 крупных предприятий несправедливо. Делегирование представителей коллективов через гражданское общество выглядит более логичным, ведь первичные организации ФПБ, БРСМ и «Белой Руси» есть практически на каждом предприятии, а если нет, появится отличный повод их создать.

Тем самым общественные организации не будут конкурировать с трудовыми коллективами за места в ВНС, а, наоборот, станут работать с ними в связке. В свою очередь организация гражданского общества на предприятии выступает как «фильтр», который видит людей на местах в конкретных делах, знает, как они относятся к общественной работе, а деятельность ВНС и есть общественная работа. Таким образом, через «общественный фильтр» в виде, к примеру, профсоюза обеспечиваются равные возможности участия всех трудовых коллективов республики в процессе формирования ВНС. Кроме того, это не нарушает права, в частности, самозанятых граждан, которые также могут быть членами общественных организаций и иметь равные права с членами трудовых коллективов.

Президент неоднократно подчеркивал, что при определении полномочий ВНС речь не может идти о конфликте интересов или о двойном подчинении, как это пытался сделать в 1990-е Верховный Совет. Все органы: министерства и ведомства, хозяйственные субъекты — будут работать, как и раньше, подчиняясь по вертикали.

Собрание же принимает стратегическое решение о курсе страны, то есть одобряет или не одобряет выбранную линию. Его главная функция — разделить политическую ответственность, показать, что решения центральной власти поддерживаются всеми основными группами населения. В большей мере в состав ВНС войдут простые люди, но будут среди делегатов и чиновники — в том числе для обеспечения процедурных моментов, подготовки программных документов, касающихся самых разных отраслей и направлений госполитики. Вот что сказал Глава государства: «Ну и вообще, давайте так говорить: если не будет вот этих профессионалов — губернаторов, Правительства, Президента в работе ВНС, — это превратится в говорильню. Они должны принимать участие, обсуждать законопроекты. Но все решения там будут приниматься голосованием. А голосовать будут не только депутаты. Там будут представители, как мы полагаем, нашего гражданского общества».

Повторюсь, смысл ВНС в том, что достигается представительство всех основных профессиональных и возрастных групп общества, а также всех административно-территориальных единиц республики. Это социологический срез нашего общества, а не какая-то новая искусственная организация.

Именно в таком виде Собрание выступает страховкой от госпереворота. Этот орган получает право высказать недоверие Президенту и проведенным выборам, но оно должно быть процедурным, а не в форме уличных беспорядков. Соответственно, сложнее будет раскачать общество, дестабилизировать государство, призывать к насильственным действиям и распаду страны.

В мирное время ВНС позволит избежать острых потрясений, например нежелательных рыночных преобразований, слома социальной системы. К сожалению, опыт СНГ, Грузии и Украины показывает, что на прямых выборах зачастую побеждают популисты с размытыми лозунгами, а по факту их руками реализуется внешнее управление, людей просто обманывают. Должен быть противовес, то есть важна не только конкретная фигура лидера государства, но и тот курс, который он обещает проводить и за выполнение которого отвечает. И его надо объявить, в том числе на ВНС, чтобы впоследствии можно было поставить вопрос доверия к власти и Президенту. По сути, это антикризисный инструмент прямой демократии, уже сработавший в 1996 и 2021 годах, а не какая-то новая бюрократическая структура, которую мы «изобрели» после 2020-го.

Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter