Антикризисный десерт

Доказано, что во время экономических проблем люди начинают есть больше сладостей. А рады ли стараться кондитеры?Хотите верьте, хотите нет, но статистики заметили, что во всех странах мира вдруг резко увеличились объемы продаж шоколада, конфет и прочих сладостей. Специалисты всерьез считают, что причиной тому – мировой финансовый кризис. Если подумать, то все логично: в отличие от других отраслей кондитерская менее подвержена влиянию экономических спадов. Потребление сладостей не требует от нас таких больших денежных вливаний, как покупка той же бытовой техники. Зато потребность в скрашивающих быт сладостях есть всегда, особенно если вокруг царит легкая нервозность. В результате мы без сожаления меняем деньги на желаемый источник гормона радости и при этом обращаем внимание уже не только на цену, но и на эффект. Чем дольше приятное послевкусие, тем сильнее желание вернуться за «лекарством» еще раз. Тем временем между производителями вкусного антидепрессанта разгорается настоящая борьба за каждого покупателя. Корреспонденты «НГ» узнали, чем предпочитают «заедать» стресс белорусы и способны ли отечественные кондитеры в условиях повышенного интереса людей к сладостям конкурировать с зарубежными производителями.

 В прошлом году объем белорусских конфет, шоколада и прочих сладостей в магазинах розничной торговли составил 86,6 процента, а импорта — 13,4.

Тортам стали предпочитать конфеты на развес
В одном из крупных кондитерских магазинов, где можно найти практически все виды сладостей от любого производителя, наблюдалась классическая с точки зрения медицины и психологии “антикризисная картина”: за шоколадом и конфетами — очереди, продавцы печенья и тортов — отдыхают.
— Сладкого и правда стали покупать куда больше, — поделилась наблюдениями продавец-консультант Ирина Иващенко. — Только предпочтения однозначно на стороне развесной продукции и шоколада. Даже подарки теперь стали формировать так: по сто граммов разных конфет плюс пару шоколадок. Если раньше люди имели привычку собирать подобным образом едва не весь ассортимент одной любимой фирмы, то теперь предпочитают разнообразие: чтобы и белорусские, и российские, и украинские конфеты были.
Главным толчком для вкусовой переориентации стала, конечно, экономическая ситуация: лакомиться конфетами куда выгоднее, чем тортиками. А украинцы и россияне со своим шоколадным креативом составили серьезную конкуренцию нашим классическим сладостям — народ потянуло на новенькое. К тому же цены на отечественные и импортные сладости уже практически сравнялись. Как прокомментировали ситуацию на одной небольшой белорусской кондитерской фабрике, “девальвация рубля подкосила”. Это касается почти всех, у кого были задолженности по кредитам в иностранной валюте. Сложности нашей кондитерской отрасли добавляет и тот факт, что около половины сырья для производства закупается за дорожающий доллар.
Будем есть больше карамели?
Именно поэтому на белорусском сладком рынке некоторые прогнозируют увеличение продаж карамели и недорогих шоколадных конфет. Неужели белорусам придется отказываться от любимых сладостей? С этим вопросом “НГ” обратилась к первому заместителю директора “Спартака” Александру Данилову. Многие сладкоежки уже успели заметить, что фабрика начала делать ставку на дорогие шоколадные конфеты, которые могут составить конкуренцию изобретениям соседей. Наш звонок застал Александра Геннадьевича в самолете, на котором он улетал в Кельн для участия в крупнейшей в мире выставке конфет и кондитерских изделий.
— Сложно предсказать наверняка, но мне почему-то не кажется единственно верным прогноз, который предрекает одни проблемы. Я не верю, что люди будут сокращать свои расходы, отказывая себе в покупке конфет или шоколада. Что касается конкуренции, то на внутреннем рынке нам сложнее не станет. Хотя не секрет, что мы рассчитываем на помощь государства по пресечению нелегального импорта. Во многих приграничных районах мы сталкиваемся с проблемами продаж, потому что там все прилавки завалены “серыми” конфетами и печеньем.
К слову, на эту же выставку в Кельн полетели и представители второго “кита” белорусской кондитерской отрасли — фабрики “Коммунарка”. В начале февраля состоится еще одна из крупнейших продовольственных выставок в Москве, где наши кондитеры тоже имеют статус постоянных участников. Причин выставочной активности несколько. Необходимо постоянно следить, чем дышит мировой рынок. Но главная задача — поиск новых партнеров и презентация своих возможностей. Дело в том, что экспортные задачи становятся амбициозными и труднодостижимыми.
— Зарубежные рынки уже очень плотно сложились, и конкурировать сложно, — говорит Александр Данилов. — К тому же девальвация национальной валюты, которая могла бы удешевить нашу продукцию за рубежом, не только у нас прошла, но и продолжается в России.
Кондитеры отправят на “пенсию” клонов знаменитых конфет
На недавней коллегии концерна “Белгоспищепром” кондитеры вели речь и о новых поставках на новые рынки, и о переориентации экспорта с дешевой карамели на дорогую шоколадно-конфетную группу. А председатель концерна Иван Данченко поделился информацией об уходе некоторых импортеров кондитерской продукции с рынка, призвав наших не упустить предоставленную возможность закрепить свои позиции.
Вопрос в другом: как перетянуть вкусовые пристрастия людей на свою сторону? Не секрет, что наши конфеты — глубоко традиционные, фактически ни одна из кондитерских фабрик не может похвастаться такими аппетитными новинками, как те же российские или украинские производители. Тут добавят орешков, там прибавят мармелада — ассортимент конфет расширяется до труднозапоминаемого количества, но они практически ничем не отличаются друг от друга. Неужели наши кондитеры этого не замечают?
Опрошенные нами маркетологи белорусских фабрик признали, что несколько отстали в разнообразии ассортимента. У многих количество конфет с практически идентичными начинками и, что еще хуже, мало чем отличающимися названиями превышает несколько сотен! Человек при всем своем желании не может запомнить, какая именно из десяти конфет со словом “волшебный” ему понравилась в прошлый раз. Продавцам тоже, мягко говоря, надоедает объяснять каждому покупателю, чем первый “батончик” отличается от второго и третьего. Поэтому некоторые фабрики уже в ближайшее время собираются провести анализ продаж и отправить сладких “аутсайдеров” на заслуженный отдых. Так что, вероятно, скоро запомнить любимый ассортиментный ряд будет чуть проще.

Любопытный факт

А нам и не снились конфеты с валерьянкой
Не для рекламы (поэтому без называния конкретного имени), но для появления здоровой зависти хотелось бы привести в пример одну очень известную российскую конфетную фабрику, которая умудрилась не только не прогнуться под кризис, но и использовать его по полной. Кондитеры решили “раскрутить” кризисную тему в своем конфетном ассортименте. И скоро в магазинах (и белорусских, вероятно, в том числе) появятся российские конфеты двух антикризисных коллекций, одна из которых получила название “Шоколадный Relax” (несет успокаивающий эффект, поскольку обладает “витаминизированными вкусами”), а вторая — “АнтиStress” (ожидается, что будет поднимать настроение шутливым дизайном). И это еще не все. Производитель сейчас трудится над специальной антикризисной шоколадной конфетой с... валерьянкой! И охотно говорит о будущей новинке в многочисленных интервью. Почему бы не поучиться мобильности у конкурентов?

 Из подслушанного в очереди

Обсуждать сладости наши люди очень любят. Об этом свидетельствуют сотни форумов в Интернете, посвященные почитателям конфет и шоколада, и многочисленные опросы, которые организуют сами же производители, чтобы узнать мнение покупателей о своей продукции. Мы тщательно изучили все эти источники информации, а также сами пообщались с покупателями сладостей в разных торговых точках. В итоге смогли четко выделить главные плюсы и минусы белорусских конфет.

Неоспоримые достоинства:

* Конфеты в Беларуси всегда свежие, что в той же Москве, наводненной разнообразными сладостями, вообще большая редкость.
* “Коммунарка”, “Спартак”, “Слодыч”, “Красный пищевик”, “Красный мозырянин” выпускают продукцию, рассчитанную на массового потребителя со средним достатком. И это правильно, ведь не все могут позволить себе швейцарский или бельгийский шоколад, но вкусненького хочется каждому.
* Белорусские конфеты натуральные. Пусть в чем-то они уступают элитным сладостям по вкусовым качествам, зато выгодно отличаются от импортной продукции аналогичного ценового уровня отсутствием откровенной “химии” в составе.
Очевидные недостатки:
* Ни о каком выборе не идет речь: одни и те же конфеты — в разных обертках и с разным названием.
* Очень скудный ассортимент для диабетиков, в то время как импортные фабрики сегодня предлагают диабетический вариант практически каждой своей сладости.
3 Белорусские конфеты становятся исключительно “ностальгическим” лакомством. Постоянными потребителями являются эмигранты советского времени и те наши соотечественники, которые еще помнят времена тотального дефицита и ассоциируют вкус “родных” конфет со вкусом детства.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter