Антикоррупционная атмосфера

Заключительное слово Президента на совещании по вопросам эффективности принимаемых мер по борьбе с коррупцией

— Итоги состоявшегося обсуждения подтвердили мою убежденность в том, что среди нашего руководящего звена царит не просто самоуспокоенность. Моя оценка: преступная самоуспокоенность, с которой я мириться не могу! Не могу мириться со снисходительностью по отношению к одной из самых животрепещущих проблем — борьбе с коррупцией.


Видимо, мы уже свыклись с фактом, что в различного рода опросах и исследованиях, в том числе по линии международных организаций, Беларусь фигурирует как страна с низким уровнем коррумпированности общества. Это так.


Я не единожды предупреждал, что «почивание на лаврах» приводит к загниванию. Коррупционеры и взяточники во власти всегда видят только собственную наживу. Они не будут заботиться об интересах простых граждан. Или будут делать это формально.


Если смотреть на подобное развитие событий сквозь пальцы либо ограничиваться только нравоучениями, то люди вообще перестанут верить власти. И та стабильность, которую мы с огромным трудом выстраивали в сложнейших условиях и которой так гордимся, может в одночасье рухнуть.


Возможно, нечто подобное где–то и произойдет. Но допустить того, чтобы это произошло в нашей Беларуси — не могу!


Я достаточно долго и терпеливо ждал, когда будут выполнены мои поручения о жесточайшем и тотальном искоренении из жизни нашего общества зла, имя которому коррупция. Меня пытались убедить, что это явление нам не свойственно, что показатели коррупционных преступлений у нас снижаются, что взятки у нас по сравнению с другими странами «незначительные» и что у нас все сделано для решения данной проблемы.


Мне постоянно строчили доклады, что где–то задержали с поличным врача, получившего бутылку шампанского или коробку конфет. Или чиновнику средней руки оперативные работники специально предложили 100–долларовую взятку, на которую он покусился... И так далее в этом духе. И ни единого слова мне не докладывают о высокопоставленных, но нечистых на руку должностных лицах.


Хотя факты иногда лежат на поверхности.


Неужели вы еще не поняли, что я абсолютно не тот человек, которого можно усыпить подобного рода убаюкивающими заявлениями? У меня достаточно рычагов влияния, и я уже говорил об этом, источников информации, чтобы сделать правильные выводы и принять объективные и принципиальные решения.


Со всей ответственностью я хочу еще раз повторить: пощады и спуска в этом плане не будет никому! Будь то высшее должностное лицо, член Правительства, чиновник средней руки, сотрудник спецслужб или правоохранительных органов. Если бы мы, сидящие за этим столом, жесточайшим образом подходили к страшному злу и искореняли его, я уверен, мы почти об этом бы забыли.


За примерами не надо далеко ходить. Посмотрите, что творится в органах, возглавляемых сидящими в этом зале руководителями. Вы для народа — олицетворение власти. Неужели вы не чувствуете за это ответственности?


При назначении, допустим, Генерального прокурора в феврале этого года ему было поручено провести радикальное кадровое обновление Генпрокуратуры и очиститься от тех, кто работает спустя рукава, думает не об обеспечении законности, а в большей степени о том, как ее обойти ради повышения собственного благополучия. И что — лучше работать с недостаточно опытными сотрудниками, каждый день обучать их, поручая конкретный какой–то вопрос, чтобы потом, консультируя их, строго спрашивать за выполнение, чтобы они не допускали ошибок, чем знать, что у тебя под руками жулье, которое якобы помогает тебе работать и осуществлять высший надзор в государстве. В конце концов, лучше, если таких в прокурорской системе вообще не будет.


И скажите, Григорий Алексеевич (Василевич), как может до сих пор работать на виду у вас человек, занимающийся манипуляциями с недвижимостью, строящий под Минском целый дворец на подставное лицо, лоббирующий «нужных» бизнесменов?


Не знаете? А я знаю. Потому что это — результат нашей знаменитой «абыякавасцi», равнодушия, нежелания разорвать порочный круг отношений устоявшихся кланов.


Сколько раз я поручал разобраться с квартирными делишками нынешнего прокурора Минской области, а прежде заместителя Генерального прокурора Снегиря?


В ответ — сплошные отписки. А формулировки у нас научились составлять таким образом, что комар носа не подточит. Якобы все по закону и все идеально чисто.


Еще раз предупреждаю: никому не будет позволено вводить в заблуждение Президента!


Я назову сейчас лишь некоторые факты, а вы сами можете судить, до какой степени погрязли в коррупции отдельные должностные лица.


11 мая 2007 года Снегирь приобретает у иностранной фирмы «Шве–Бел Партнер» пятикомнатную квартиру в центре Минска. Общей площадью больше 200 квадратных метров с подземным гаражом. Казалось бы, купил себе — ну и купил.


Но первый вопрос, который должен был появиться: в центре Минска 200 «квадратов», подземный гараж. Где взял деньги? Обычный чиновник, где ты взял деньги? Или мы не знаем, сколько стоила в 2007 году такая квартира в центре Минска? Да любого из вас сейчас подними, вы назовете точную рыночную цену такой квартиры. Или нет?


Но, во–первых, Снегирь приобретает квартиру у человека, который на момент покупки не имел права представлять эту фирму и вообще был уволен по сокращению штатов еще месяц назад до покупки. Это что, трудно было сопоставить?


Во–вторых, данная квартира не могла быть продана юридическим лицом, поскольку на момент сделки в ней проживал сотрудник фирмы по фамилии Сидорович. К тому же у него был заключен договор аренды с фирмой сроком до 2024 года.


Если уж очень прокурору хотелось купить и существуют вот эти вещи, то осторожный человек просто не полезет, потому что обязательно будет конфликт, скандал. Который выплеснется в общество.


В–третьих, квартира приобретена по заниженной в несколько раз стоимости — всего за 156 миллионов рублей. Ее рыночная стоимость тогда была более 500 тысяч долларов.


Чтобы придать сделке видимость законности, Снегирь оформил подложное дополнительное соглашение к договору купли–продажи, где оговорена уже другая стоимость квартиры — 535 миллионов рублей. Меньше чем 500 тысяч, но уже и не 156 миллионов. Однако и это соглашение нигде в установленном порядке не зарегистрировано, юридической силы не имеет, а деньги никуда не перечислялись и не поступали.


По всем этим фактам имеются подтверждающие документы. Когда проживающий в квартире Сидорович обратился в суд Центрального района Минска, то, Валентин Олегович (Сукало), какую Вы думаете позицию заняли судьи Ильина, Есьман, Павлючук? Не знаете? Позицию справедливости и законности? Отнюдь нет!


Судья Ильина, согласовывая по телефону со Снегирем последовательность действий, 4 августа 2008 года выносит решение в его пользу.


А судьи Есьман и Павлючук принимают решения наложить взыскание уже на съемщика квартиры Сидоровича за якобы «самовольную перепланировку квартиры». Проверили, никакой перепланировки не было. Сидорович восемь раз обращался в Генеральную прокуратуру с жалобами на противоправные действия Снегиря. Туда же направлялось из Швеции и ходатайство от фирмы «Шве–Бел Партнер». И что вы думаете? Никакого ответа!


Почему? Да потому, что все документы списывались в дело заместителем Генерального прокурора Куприяновым, который находился в дружеских отношениях со Снегирем.


Я сознательно в деталях расписал эти квартирные махинации, чтобы показать ту степень беспардонности, до которой докатились некоторые высокопоставленные работники судебной и правоохранительной систем.


Но и это еще не всё. На территории Цнянского водохранилища Снегирь завершает строительство коттеджа, стоимость которого, только по визуальным оценкам, составляет не менее 1 миллиона долларов. А еще добавьте миллион на мебель и прочее, на благоустройство. Деньги откуда, Григорий Алексеевич (Василевич)? Деньги, повторяю, откуда? Вы что, им выдаете из кассы прокуратуры? Так прокуратура столько денег не имеет, сколько имеется у отдельных прокуроров. Вас это не настораживает?


Хочу сказать, что на фотографии этот особняк смотрится внушительнее, чем резиденция Президента. При этом коттедж Снегирь зарегистрировал на подставное лицо — жителя Минска, чья личность установлена.


Было бы объяснимо и более–менее понятно, если бы человеку негде было жить и он скитался бы по каким–то различным углам. Но ведь у семьи Снегиря имеется еще прекрасная квартира в центре столицы, а также несколько гаражей. Я не говорю об автомобилях.


И еще один штрих к характеристике прокурора области. К нему обратились друзья–предприниматели с просьбой об оказании содействия в устранении конкурента и отмене уже принятого решения Высшего Хозяйственного Суда. Тут Снегирь проявил необычайную активность.


Когда из–за принципиальной позиции первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда Смирнова ему не удалось решить этот вопрос — он их всех «послал» — Снегирь обратился за помощью к заместителю Генпрокурора Куприянову. Ну а тот в порядке прокурорского надзора приостановил исполнение решения Высшего Хозяйственного Суда.


Вот вам несколько ярких примеров того, какую систему круговой поруки и вседозволенности создали некоторые высокопоставленные лица государственных органов, призванные стоять на страже законности и правопорядка. И что тут сложного, Валентин Олегович (Сукало)? Это риторический вопрос. Когда мне поступила эта информация и я дал разрешение на следственное оперативное мероприятие в этом направлении, буквально через несколько дней — целый букет. Там и судьи, там и прокуроры повыше, там и Высший Хозяйственный Суд, правда, пока в хорошем, так сказать, проявился плане. Вот зацепились за эту ниточку, а в итоге через несколько дней — целый букет. А сколько можно назвать таких примеров!


Но у нас тема сегодня другая — о людях в погонах.


По логике Снегиря и ему подобных получается: у кого больше прав, тот может поступать как заблагорассудится. И плевать на нужды и запросы простого человека. Им и кризис не кризис. Какой им кризис?


Не выйдет! Поэтому Генеральному прокурору сегодня, к исходу дня, внести представление об освобождении заместителя Генерального прокурора Куприянова и прокурора Минской области Снегиря от занимаемых должностей. Возбудить уголовное дело и в рамках уголовного дела пройти все ступени, в том числе и морального плана.


Председателю Верховного Суда, Государственному секретарю Совета Безопасности и Генпрокурору еще раз изучить материалы рассмотренных судом Центрального района Минска дел по квартирным искам Снегиря и Сидоровича. Рассмотреть вопрос об обоснованности приостановления решения Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24 июля 2008 года. В течение ноября принять законное решение.


Все незаконные решения незамедлительно должны быть отменены!


В установленном порядке Председатель Верховного Суда должен освободить от занимаемых должностей судей Ильину, Есьмана и Павлючук.


Председателю Комитета госконтроля, Генеральному прокурору провести проверку законности выделения Снегирю земельного участка в районе Цнянского водохранилища и строительства особняка на подставное лицо. При отсутствии подтверждающих финансовых документов особняк изъять в собственность государства для последующей передачи нуждающейся многодетной семье или для использования по иному назначению.


Срок для исполнения всех поручений — 10 дней.


При этом хочу подчеркнуть: если кто–то думает, что данным совещанием все и ограничится, он жестоко ошибается.


Это — только начало. И это вам не первый раз говорится. В начале года я сказал, что «бегать» за вами и впереди вас дальше не буду. Я буду смотреть и контролировать использование всех своих полномочий, данных по Конституции. Буду принимать меры. Или за действия, или же за ваше бездействие.


Внося к сегодняшнему совещанию предложения по мерам, направленным на дальнейшее усиление борьбы с коррупцией, Генеральный прокурор совершенно правильно отметил недопустимость пересаживания проштрафившихся руководителей из одного кресла в другое. И я вас не единожды, особенно губернаторов, Премьер–министра и других предупреждал об этом. Не будем говорить о других. Сегодня речь о людях в погонах. В вашем ведомстве наглядный пример совершенно обратного. Складывается впечатление, что в Генпрокуратуре только и занимаются тем, что «провинившихся» тихонечко пересаживают «по горизонтали» на другие теплые места.


Хотите примеры? Пожалуйста:


за допущенные нарушения законности при расследовании уголовных дел 1 июня 2007 года освобожден от должности заместитель прокурора Пинского района Коледа, который 2 июня 2007 года, на следующий день, назначен на должность помощника прокурора Дзержинского района;


за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей 24 октября прошлого года освобожден от должности прокурор Ленинского района Бреста Масюк, который 25 октября, на следующий же день, немедленно назначен прокурором отдела прокуратуры Брестской области;


за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей 28 марта 2006 года освобожден от должности прокурор Мозырского района Беневольский, который 29 марта, на следующий же день, назначен помощником прокурора Гомельской области — был в Мозырском районе, из Мозыря переехал в Гомель.


За безответственное отношение к исполнению служебных обязанностей 27 ноября 2006 года освобожден от должности прокурор Островецкого района Прецкайло, а на следующий же день он уже был назначен помощником прокурора Ивьевского района;


за допущенные нарушения законности при раскрытии и расследовании преступлений 1 июня 2007 года освобожден от должности первый заместитель прокурора Гродненской области Онисько, который через неделю, 11 июня, назначен заместителем прокурора Гродненской области. Он же 3 декабря 2007 года назначен старшим прокурором отдела Генеральной прокуратуры и 29 января 2008 года — начальником отдела Генеральной прокуратуры. За нарушение законности Онисько за полгода вырос до начальника отдела Генеральной прокуратуры!


За ненадлежащий прокурорский надзор за раскрытием и расследованием преступлений 31 октября 2007 года освобожден от должности прокурор Гродненской области Литвинов, который 18 декабря 2007 года, через месяц, назначен прокурором отдела Генеральной прокуратуры;


за ненадлежащий надзор за исполнением законодательства 26 сентября 2007 года освобожден от занимаемой должности прокурор Минского района Шкатуло, который 27 сентября, на следующий день, назначен старшим прокурором отдела Генеральной прокуратуры, а 25 августа 2008 года — старшим помощником Генерального прокурора;


4 июля 2006 года уволен в связи с выходом в отставку заместитель прокурора Московского района Бреста Хитрик, а на эту должность назначен его сын — бывший следователь прокуратуры Брестской области.


Это лишь несколько примеров. Но и они говорят об отсутствии всякой системы в кадровой работе Генпрокуратуры.


Впрочем, не только прокуратуры. Такие же примеры могу привести по любому другому ведомству.


Заместитель начальника управления военной контрразведки КГБ полковник Артемьев назначен на должность 6 февраля 2008 года. Спустя 6 месяцев приказом начальника управления ему объявлен строгий выговор за неисполнение служебных обязанностей. Но уже менее чем через месяц, приказом от 2 сентября, выговор снят, и в аттестации делается вывод, что он достоин выдвижения на высшую должность.


Как показала проверка, проводимая Администрацией Президента, на самом деле «неисполнение служебных обязанностей» выразилось в том, что полковник Артемьев в рабочее время находился в здании управления в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, в результате чего упал с лестницы и получил рваную рану лица.


Так какого «результата» мы ждем от подобных людей в погонах?


Верный спутник коррупции — кадровый протекционизм. Почему Министерство обороны, Государственный секретариат Совета Безопасности допустили, что на должность военного комиссара Браславского района Витебской области назначен подполковник Лакомый — сын тогдашнего председателя Браславского райисполкома?


О какой борьбе с коррупцией здесь можно говорить? Главное — укрыть «своих», защитить коррупционные интересы.


Руководителям названных государственных органов по всем мной указанным фактам, и не только по этим, провести тщательнейшее, предельно принципиальное расследование и в самое ближайшее время доложить.


Не лучше ситуация и в МВД. Министр постоянно докладывает мне, что раскрутили то одну коррумпированную цепочку, то другую. А проблем в собственном ведомстве не распознал. Думаю, министр не считает нормальным, что десять высокопоставленных должностных лиц МВД преднамеренно пошли на нарушения законодательства, чтобы получить элитные земельные участки в Минском районе?


Если вы не знаете их фамилии, я их вам назову и всем для сведения: первый заместитель министра Щурко; заместитель министра Филистович; бывшие заместители Радюкевич, Глуховский; директор департамента финансов и тыла Мельников, директор департамента по гражданству и миграции Иванчикова, бывший директор департамента исполнения наказаний Ковчур, бывший советник министра внутренних дел Карпейчик. Врач госпиталя МВД Бурко, сотрудник ГУВД Мингорисполкома, Новик, сын заместителя управляющего делами Минского облисполкома, во времена Домашкевича. Еще надо посмотреть на роль Домашкевича в этом деле.


Для строительства особняков они подобрали себе ни много ни мало территорию летней дачи детского сада, находящуюся в охранной зоне Заславского водохранилища. Хотя в данном районе свободных земельных участков под застройку, как правило, не выделялось. Более того, запрещено было без моего ведома туда «влазить».


Когда всплыли данные факты, я поручил Комитету госконтроля и новому Генеральному прокурору разобраться и устранить выявленные нарушения.


Я ожидал, что эти органы наведут такой порядок, чтобы другим неповадно было. И с министром не единожды говорил на эту тему. Вместо этого контролеры, призванные отстаивать интересы государства, молчаливо самоустранились, чтобы не разжигать «большого пожара». Ну хотя бы без пожара навели порядок и привели все в соответствие. Да нет. Минский облисполком, который, казалось бы, по–хозяйски должен был бороться за свои земли, только и делал, что пытался смикшировать и нейтрализовать ситуацию, оправдать поведение отдельных должностных лиц и госорганов.


Ну что ж, раз больше некому, то восстанавливать справедливость придется мне.


Еще раз повторяю, растаскивания государственных ресурсов, прихватизации в Беларуси, как я уже неоднократно говорил, не будет.


Поэтому от председателя Минского облисполкома Крупца требую до конца этой недели отменить незаконные решения Минского райисполкома о предоставлении земельных участков названным бывшим и нынешним сотрудникам МВД. Возведенные там строения являются самовольными.


Дайте собственникам три месяца, чтобы они снесли свои постройки. Если не снесут, то они безвозмездно должны быть изъяты под дома для детей–сирот. Выполняйте!


Государственному секретарю Совета Безопасности Жадобину совместно с Генеральной прокуратурой и Комитетом государственного контроля необходимо в месячный срок представить заключение о соответствии занимаемым должностям всех лиц, причастных к совершению названных нарушений законодательства, чьи действия или бездействие повлекли ущемление прав и интересов государства и причинили вред репутации института государственной власти. Могу конкретизировать: не в месячный срок, а в течение ноября эти люди должны быть уволены из органов внутренних дел. Вам же следует проанализировать поведение всех — работников прокуратуры, Комитета государственного контроля, Госкомимущества, МВД, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, местных исполнительных и распорядительных органов.


Кроме того, Генеральному прокурору в двухнедельный срок рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности других виновных в выявленных нарушениях. И не только этих.


Главе Администрации Президента до конца ноября внести предложения по наказанию высших должностных лиц, не принявших своевременные меры по пресечению подобных нарушений.


А сколько в силовых структурах выявляется фактов нарушений законодательства при строительстве и распределении жилых помещений! Достаточно вспомнить ситуацию в департаменте транспортного обеспечения Министерства обороны во главе с его бывшим начальником Степуком.


Ведомственные инструкции Министерства обороны, регулирующие вопросы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, были, по сути, написаны «под себя» и открывали массу легальных «лазеек», позволяющих высокопоставленным должностным лицам не только департамента, но и иных силовых структур на законных основаниях обеспечивать себя и близких родственников квартирами на выгодных условиях.


Например, право на внеочередное получение жилого помещения для «высококвалифицированных специалистов»; возможность вывода служебного жилья из разряда служебного и получения его в собственность безвозмездно и другое.


Казалось бы, правовыми актами Президента исключили подобный произвол. Но изощренность и безнаказанность не знают границ.


Так, в личное дело первого заместителя военного комиссара Гомельской области полковника Ермака вписаны мать и отчим, которые на самом деле проживают в Мозыре. «Бумажное» увеличение состава семьи дало ему право на улучшение жилищных условий, в результате чего он получил в 2007 году безвозмездную помощь в сумме 5 миллионов рублей от Минобороны на строительство квартиры в Гомеле. При этом его жена является индивидуальным предпринимателем и в 2006 году легально получила доход в размере более 260 миллионов рублей. Итак, 260 млн. легально получила жена и еще 5 млн. принес ему в подарок Мальцев (министр обороны). Ну если у тебя (Ермака) миллионы, сотни миллионов, что же ты позарился на государственные деньги? Квартиру по прежнему месту службы в Жлобине Ермак оставил для проживания сыну...


Выборочные проверки деклараций сотрудников силовых структур показывают полный хаос в их составлении и представлении. Не исключено, что за этим скрываются и теневые доходы. Из деклараций зачастую практически невозможно установить источник достаточно крупных денежных сумм, используемых для приобретения жилья, гаражей, земельных участков и автотранспортных средств, а также порядок осуществления сделок по купле–продаже.


Прямо скажу, меры будут приняты жесточайшие. Возможно, кое–кто захочет провести «исторические аналогии и параллели» относительно «кадровых чисток». Ваше право. Проводите! Но «чистить» и «зачищать» нечестных начальников будем беспощадно.


Эффективность и результативность наших усилий проявляется в момент испытаний. Я уже говорил — коррупционерам финансовые и экономические кризисы нипочем. И работать на государство они не будут.


Без предельно жесткой, почти военной дисциплины, рачительного отношения к народному богатству, тем немногочисленным ресурсам, которыми мы владеем, без тотальной экономии мы вряд ли справимся с воздействием этого кризиса на нашу страну.


В этот непростой период Беларусь заявила о либерализации своей экономики. И я объяснил почему. Некоторые доморощенные оппозиционеры поспешили заявить, что грядет «номенклатурная приватизация» и якобы все лакомые куски государственной собственности уже поделены между коррумпированными чиновниками.


Успокойтесь, господа! Устранение бюрократических препон и либерализация делаются не «под чиновников», а, скорее, вопреки их желаниям. Мы никогда не допустим никакой номенклатурной приватизации и неправедного распределения принадлежащих народу богатств, как это произошло в некоторых соседних странах. По крайней мере, в этом меня никто не может упрекнуть за мои 14 лет президентства. Так будет и впредь.


Подводя итог нашего разговора, хочу подчеркнуть еще раз: деятельность по предотвращению коррупционных проявлений не может ограничиваться одномоментными встрясками.


Борьба с коррупцией — не популистское мероприятие. Это важнейшее направление укрепления государственности.


Для создания в нашей стране антикоррупционной среды правоохранительные органы снабжены всеми необходимыми правовыми и организационными рычагами. Надо просто, засучив рукава, работать — честно перед народом и преданно своему делу.


Состоявшийся сегодня разговор выявил несколько проблемных вопросов в области борьбы с коррупцией.


Первое. У правоохранительных органов отсутствуют надлежащие наработки по выявлению коррупционных преступлений в наиболее значимых сферах деятельности государства: бюджетной, внешнеэкономической, энергетической, нефтехимической, автомобильной и других.


Не в полной мере проводится анализ финансово–хозяйственной деятельности высокодоходных предприятий, на должном уровне не отслеживаются процессы, связанные с приватизацией и акционированием.


Вы оказываетесь неспособными адекватно реагировать на современные, более изощренные формы коррупции. Как следствие, серьезных оперативных разработок и значимых уголовных дел стало меньше.


Но при этом силовые структуры увлеклись погоней за статистикой.


Эффективность борьбы с коррупцией не должна оцениваться по количественным критериям. Такая показуха никому не нужна!


Происходит «обмельчание» коррупционеров. Борьба с коррупцией не должна сводиться к поимке председателя сельского Совета, взявшего какое–то подношение. Конечно, противодействовать надо и бытовой коррупции, но наибольший урон государству и обществу наносят, как вы сегодня убедились, коррупционеры при должностях и при больших погонах.


Складывающаяся тенденция может в итоге привести к трансформации понятия коррупции и выхолащиванию целей борьбы с ней.


Второе. Анализ динамики и структурных характеристик преступности свидетельствует о серьезных недостатках оперативной составляющей в деятельности правоохранительных органов по выявлению и раскрытию преступлений. На практике многочисленные оперативно–розыскные мероприятия завершаются безрезультатно.


Для оперативных служб правоохранительных органов характерны отсутствие целенаправленной работы, проявление активности лишь на первоначальном этапе проведения оперативно–розыскных мероприятий. Заявили о «громком» деле, а к концу оно у вас «рассыпается» из–за недоказанности.


Теснейшим образом с этим аспектом увязана проблема обоснованности применения т.н. «оперативного эксперимента». Все больше он превращается из правового инструмента в орудие провокации. Участились дела, шитые, как говорится, белыми нитками. Оперативный эксперимент должен помогать выявлять явного преступника, а не подстрекать к совершению преступления.


Третье. Приходится с сожалением констатировать, что в стране не создана система надлежащего взаимодействия между органами, ведущими борьбу с коррупцией. Порой даже складывается впечатление, что они ждут, когда появится возможность подставить соседу подножку или позлорадствовать над его неудачей.


Государственному секретариату Совета Безопасности необходимо безотлагательно заняться этой проблемой и консолидировать усилия данных структур. В разобщенном состоянии мы никогда не достигнем эффективности в борьбе с коррупцией.


Четвертое. Органы прокуратуры не выполняют возложенные на них задачи по координации деятельности в сфере противодействия коррупции.


Все поднимаемые сегодня проблемы не новы. А вопросы методологии и правоприменения, существующей здесь несогласованности, о которых говорили участники совещания, — вообще не должны быть предметом обсуждения у Президента. Это сфера ответственности прокуратуры.


Генеральной прокуратуре следует незамедлительно принять эффективные меры по надлежащей координации правоохранительной деятельности в сфере борьбы с коррупцией.


И не надо Генеральному прокурору ждать очередного совещания! Разрабатывайте и внедряйте новые методы работы, позволяющие быть не в хвосте событий, а наносить по коррупции упреждающие удары. Именно по реальной коррупции, а не по «мелочевке»! При этом правоохранительные органы должны быть сами примером в соблюдении закона при расследовании коррупционных уголовных дел. Никаких провокаций и создания искусственных преступных ситуаций! Упрощенчество здесь непозволительно!


Пятое. Борьбу с коррупцией необходимо осуществлять не только силовым ведомствам.


Кадровая чистота государственного аппарата, его юридическая, моральная чистоплотность — задача номер один для всех государственных организаций.


Администрации Президента необходимо существенно улучшить работу по подбору и расстановке кадров.


Кроме того, Совету Министров, Администрации Президента, Комитету государственного контроля, Национальному банку следует тщательнейшим образом проанализировать законодательное обеспечение процессов жизнедеятельности общества. Различного рода «дыр» в правовом регулировании и коррупционных зон, которые могут использовать нечистые на руку деятели, быть не должно! Надо сделать так, чтобы у чиновника не было не только условий, но и поводов для коррупционных действий. Вот основная цель либерализации экономики! Эту задачу следует решать оперативно и системно. С этой точки зрения не случайны сегодняшний разговор и сегодняшнее совещание. Либерализировав экономику усиленными темпами, а мы это сделаем непременно, и за это будет железный спрос и с Главы Администрации, и с Премьер–министра, и с Председателя Национального банка и других. Либерализировав экономику, мы не должны ее отдать в руки жуликов и проходимцев. Вот главная цель сегодняшнего совещания.


Сегодняшний жесткий разговор не означает, что коррупция повально поразила жизнедеятельность нашего государства. Напротив, она носит фрагментарный, как говорил Председатель Верховного Суда, характер, нежели масштабный. Но если мы не будем эту злокачественную опухоль пресекать у истоков, если пойдут метастазы, то организм мы уже не спасем. Я надеюсь, что выводы будут сделаны и подобные мероприятия впредь проводить не придется. Вы (Сукало) здесь говорили, что у нас следственные органы отстают от тех изощренных методов, которыми действуют сегодня так называемые чиновники–коррупционеры. Да, следственные органы, может быть, и отстают в банковской сфере, еще где–то. Но что, Прокопович у нас под подозрением? Нет. Так он что, не специалист? Поставьте ему задачу и пусть дает оценку. Он прежде всего борец в сфере финансового оборота денег, в сфере финансов вообще он первый борец с коррупцией. Привлекайте его и тех людей, которых он вам даст в помощь, если это нужно. Что, сегодня Премьер–министр, вице–премьеры, министры плохие специалисты в сфере экономики? Хорошие специалисты! Привлекайте Премьер–министра, его заместителей и тех, кого они вам предложат. Я к тому, что не надо усложнять сегодня проблему, что так, мол, тяжело, что мы с этим справиться не можем... Очень большие у меня претензии в этом плане к Комитету государственной безопасности. Мы об этом говорили на встрече с чекистами. Еще раз подчеркну, я не могу долго ждать от вас результатов. У вас не одна тысяча квалифицированных сотрудников и у вас самый большой опыт оперативно–розыскных действий.


И еще не могу обойти одну тему. Бесхозяйственность. Жуткая бесхозяйственность, которая приносит не меньше негатива и расходования средств, чем эта коррупция.


Владимир Владимирович (Макей), я давно приказал не пересаживать чиновников и прочих провинившихся, вы знаете кого, с места на место. Надо навести здесь железный порядок. Срок исполнения моего поручения до 1 января!


Еще раз подчеркиваю, по либерализации. Вы, Сидорский, Прокопович, Жадобин и другие присутствующие здесь — каждый должен подумать, где мы сегодня можем сделать новые шаги по дебюрократизации? И мы должны подписать по этому вопросу нормативно–правовой акт. Отдельно! Чтобы люди видели, что больше не надо идти к начальству унижаться и стоять у них в приемной за каким–то разрешением. Что завтра не надо идти куда–то к банковскому начальству, чтобы свои же деньги отдать на расчетный счет во благо государства.


Образно говоря, гражданин должен «ногой открывать дверь» в государственное учреждение, если он туда идет во благо страны. Процесс дебюрократизировать до 1 января. Повторять больше не буду!


У нас три мощнейшие директивы: дебюрократизация, экономия и бережливость, дисциплина. Жесточайший должен быть спрос. Макей отвечает за одну директиву, Сидорский — за другую, Жадобин — за третью. В этом направлении должны быть приняты железные меры.


Все, что будет принято в Правительстве по сокращению расходов, — должно быть принято к неуклонному исполнению! Но путь должен быть один — как мы говорим, реалистический, «от земли». Решили, скажем, сократить количество сушилок — идите и смотрите, где зерносушилку строить, а где можно и потерпеть. И десять раз перепроверьте вместе с Ломатем (Председатель КГК), где это надо сделать! Если может, к примеру, «потерпеть» какая–то дорога — давайте не будем пока строить другую. Как мне предлагали: на Логойском направлении на «бетонку» положить еще асфальт. Зачем, спрашивается?! Вот она только два года постояла, эта дорога, что с ней случилось?


Везде, начиная от социальной сферы, за исключением здравоохранения (мы договорились с Премьер–министром, там надо быть очень осторожным, эту программу надо закончить), везде надо привести все в соответствие! И мы должны снижать цены, как это произошло во всем мире! Ибо вы завтра не продадите свою продукцию. Дешевая продукция со всего мира хлынет в Беларусь. Поэтому уже сегодня надо смотреть, предприятиям «поджимать» расходы и продавать нашу продукцию по более низким ценам, чтобы население покупало. Это надо делать!


Еще раз подчеркиваю: в это трудное время люди нам в общей массе доверяют, верят. Мы также не можем относиться иначе, как с таким же доверием и уважением к нашим людям. Это — главный итог того, что я сказал.


(По стенограмме выступления Главы государства, предоставленной пресс–службой Президента.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter