Антигона не сдается

Живая  творческая  жизнь,  которой  так  не  хватает  столичной  интеллектуальной  элите,  началась…

Живая  творческая  жизнь,  которой  так  не  хватает  столичной  интеллектуальной  элите,  началась… 

Представьте, вечером вы прогуливаетесь по одной из центральных улиц города, и вас приглашают зайти в красивый дом и посмотреть спектакль. Бесплатно. 

Те несколько, кто согласился, не пожалели и остались на обсуждение. А дело происходило в помещении Дома архитекторов, где руководство решило устраивать для интеллигенции Минска творческие встречи. Обязательно высокохудожественные акции, предназначенные для интеллектуалов. Началось с театра. 

Десять лет назад в республиканском ТЮЗе московский режиссер Владимир Салюк поставил спектакль «Пути царей», предназначенный для взрослого зрителя. С приглашением на главную роль купаловского актера Августа Милованова. В основе пьесы — сложная композиция из классического текста «Антигона» Софокла, одноименной версии ХХ века французского драматурга Жана Ануя и современного перформанса. История Антигоны и царя Креонта еще сопровождается игрой с куклами. 

С большой сцены спектакль затем перекочевал на малую. Вместо Августа Милованова стал играть Игорь Сидорчик. А вскоре спектакль и вовсе списали из-за того, что публику на это странное действо трудно собрать. Но актеры любили свое детище и недавно, когда узнали, что декорации распиливают и костюмы перешивают, выкупили все это у театра за свои деньги и стали искать площадку для игры. Никто из исполнителей не предал спектакль. Более того, не работающий в ТЮЗе Олег Сидорчик регулярно приезжает на репетиции. Актеры заняты немолодые, с большим опытом, но, как говорят, ненаигравшиеся. Это Раиса Асретдинова, Елизавета Коткович, Александр Станилевич и два брата — Олег и Игорь Сидорчики. Последний явился в образе актера, режиссера и организатора. Книгочей и умница, ведущий сюжета «В мире книг» на телеэкране, Игорь Сидорчик нашел возможность продлить жизнь спектакля, а фактически его восстановить в новых условиях. 

Посмотрев эту работу профессиональных актеров, руководство Дома архитекторов предоставило им крышу. Маленькое фойе с остатками греческой колонны, подиумом, витыми лестницами, балкончиками и панно с изображением Эйфелевой башни идеально подошло для спектакля. Всего сорок зрителей. Больше, наверное, и не надо. Все будут только приглашенные, чтобы потом поговорить о поднятых проблемах, пообщаться. А обсудить есть что. Фиванский цикл мифов об Антигоне привлекает вполне современной идеей столкновения семьи и государства. Проблема, можно сказать, вечная. Она решается по-разному, но задевает абсолютно каждого. 

Правитель Креонт у Софокла — царь жестокий. У Жана Ануя — более справедливый. Игорь Сидорчик и вообще делает его положительным героем со своей правдой: следовать строгому государственному закону или высоким человеческим понятиям морали. Вопросы требуют размышления и не терпят однозначных ответов. Это и привлекло к спектаклю первых зрителей, дискуссия затянулась. Участвовали педагоги, студенты, ученые, архитекторы и просто зрители с улицы. Руководители Дома архитекторов убедились, что пошли по правильному пути. 

Интересно, что в данном проекте коммерческая составляющая никого не волнует. Актеры отводят душу. Зрители ничего не платят. Распространители билетов не напрягают фантазию, чтобы привлечь публику. Дом архитекторов взял все на себя. Сами приглашают кого хотят. Показывают в перерыве свои многочисленные выставки архитектурных проектов. С осени начнет действовать бар. Главное же — живая творческая жизнь, которой так не хватает столичной интеллектуальной элите. Когда-то такая жизнь кипела в помещении Союза театральных деятелей. Сейчас это мифическая организация без средств, сцены и желания что-то делать. Между тем на фоне уныло-благополучной театральной жизни постоянно продолжают возникать интересные проекты, которым необходима поддержка и хотя бы доброе слово. Спасибо руководству Союза архитекторов за понимание. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter