Антиглянец: шуты и короли

Чувство усталости от обязанности соответствовать облику и манере поведения знакомо многим. За внешним лоском и светской чопорностью неизбежно стал исчезать внутренний мир людей. Понятие «антиглянец» возникло как реакция на это...
Чувство усталости от обязанности соответствовать облику и манере поведения знакомо многим. За внешним лоском и светской чопорностью неизбежно стал исчезать внутренний мир людей. Понятие «антиглянец» возникло как реакция на это. Сегодня модно идти наперекор. Это как бы следующая ступень эволюции современного общества. Хотя до ватников, рваных рубашек и валенок нам, конечно, еще далеко, но тенденция налицо. Перед вами пятерка самых, на наш взгляд, антиглянцевых персонажей страны. Причем, как убедимся далее, у нашего антиглянца есть и своя родословная, и свои традиции...

«Форбс» по-белорусски

Журнал «РИО» первым смекнул, что антиглянец — это модно, и стал окучивать поп–делянку своим талантливым печатным словом. Он поменял формат — из еженедельного стал ежемесячным и увеличился в размере. Оказалось, что наша белорусская тусовка ничем не хуже московской. У нас тоже есть свои шуты и безумцы с напрочь отсутствующим вкусом и болезненно неадекватным самомнением. То, что журнал многогранен, — заслуга его издателя и учредителя, знатного тусовщика Юрия Будько. Он активно посещает премьеры, презентации, ночные клубы. После все это находит отражение в журнале. Потому сегодня для наших звезд «РИО» уже становится неким белорусским вариантом журнала «Форбс» со своими рейтингами, оценками, комментариями. Получается, если тебя нет в «РИО» — тебя нет в шоу–бизнесе. Такая вот ярмарка тщеславия.

Прогноз: у журнала сегодня практически нет конкурентов, кроме еще не раскрученных, но перспективных изданий «WHERE» и «Зебра». Однако уже теперь ясно, что «РИО» стал фактически пестрой хроникой произошедшего 75–процентного музыкального поп–ренессанса.

Классик без смокинга

Председатель Белорусского союза театральных деятелей, драматург Алексей Дударев всегда ратовал в театре за правду жизни, за достоверность. В этом смысле Дударева можно назвать пионером антиглянца. Глянец чужд Алексею Ануфриевичу в любом проявлении. И его знаменитая, пожалуй, лучшая пьеса о белорусской деревне «Вечер», и военная драма «Рядовые», и народные «Белые росы», которые, к сожалению, как стало недавно известно, так и не станут мюзиклом на сцене Белорусского государственного музыкального театра, — произведения культовые для белорусов. Там все было искренне, честно, без стилистических красот, без конъюнктуры.

Легкий уход в самобытный средневековый, если можно так сказать, глянец наметился в исторических пьесах мастера — «Князе Витовте», «Черной панне Несвижа», «Полочанке». Но затем, если проследить его творческий путь, он вновь вернулся к событиям понятной и близкой ему советской истории.

Сегодня возглавляемый Дударевым Драматический театр белорусской армии — это главный антиглянцевый театр страны. В спектаклях «Ты помнишь, Алеша» и «Не покидай меня» — крутые человеческие характеры, иногда схематичные, иногда на редкость глубинные. О войне рассказывается сухо и без эмоций.

Очаровательные девушки, играющие в спектакле «Не покидай меня», — это антиглянец в жесткой форме. Если рассмотреть чистые, умные лица еще как–то удается, то угадать стройные, модельные фигуры под военной формой и камуфляжем не представляется никакой возможности.

Прогноз: в перспективе у Театра белорусской армии появится свое здание. Таким образом, у нас будет самый антиглянцевый театр в центре столицы. Премьера «Ромео и Джульетты» вызывает острый интерес. Окажется ли эта постановка логичным продолжением политики, проводимой театром, или неизбежно будет выбиваться из афиши? Посмотрим — премьера состоится уже в конце апреля.

Парень с заводской окраины

Музыкант, лидер популярной группы «Леприконсы» Илья Митько подхватил у «Ляписа Трубецкого» знамя белорусского антиглянца в музыке. Его «Леприконсы» — оболтусы и лоботрясы, парни с рабочей окраины. Митько всячески культивировал образ хохмача и разгильдяя. Его убийственная самоирония для многих наших деятелей культуры — недостижимая высота. Митько издевательски смеется над всем — над своим творчеством, своим весом, всей эстрадой. Его хит «Хали–гали» — это своего рода памятник ушедшей эпохе, гимн поколения next, даже не представлявшего, какие перегрузки ожидают его в «нулевых».

Прогноз: сегодня Митько — шоумен и телеведущий кулинарной передачи «Всегда готовь!» на СТВ. Годы, посвященные музыке, приносят свои дивиденды. Само же творчество «Леприконсов» — это по большей части самоповторы. Потому Митько ничего не остается, как набирать вес именно в вышеобозначенном качестве шоумена.

Группа продленного дня

Группа «Черника» сегодня стремительно набирает популярность. Демократичный антиглянцевый имидж солистки группы Ксюши — «девчонки с нашего двора» — попал в самую точку. И фигура у нее далека от пресловутых 90 — 60 — 90, и внешность не вписывается в голливудские стандарты, и голос — не Мадонна, а вот на тебе — сегодня «Черника», пожалуй, самая популярная молодежная группа. Ее хиты — «Мелким почерком» или «Разбитое сердце» — вам сегодня подпоет каждая белорусская школьница. Потому что это «все мое, родное», понятное. «Черника» поет о своем, о девичьем, легко, доступно, ясным языком. На вопрос в телеинтервью, почему, собственно, группа называется «Черника», Ксюша так и ответила: «Потому что от наших песен не отмоешься!» И в этом, несомненно, заслуга композитора и продюсера группы Владимира Кубышкина. Группа «выстрелила» и держит уровень. Времена, когда девчонки слушали российский «Лицей», давно прошли.

«Черника» — это группа продленного дня. Девчонок словно бы оставили в ней, и, чтобы скоротать время, они взяли гитарки и начали петь. А под окнами уже собралась толпа поклонников...

Прогноз: пока у «Черники» нет явных конкурентов. Но даже если они появятся, они все равно будут вторичны. Потому что «Черника» уже навсегда останется в истории белорусского шоу–бизнеса первым успешным герлз–бэндом.

Две звезды, две голых повести...

Если пример с «Черникой» выглядит естественно и органично, то вот группа «Мери Поппинс» — это совершенно иной случай. Именно заигравшись в глянец, солистки стали его полной противоположностью. «Мери Поппинс» сегодня — это такое антиглянцевое пролетарское барокко.

Недавняя фотосессия для украинского «Плейбоя», по словам девушек, была столь откровенной, что нашей публике ее лучше не показывать... Хотя это, конечно, малодушие. Крутятся же их весьма фривольные клипы по нашим музыкальным каналам — и ничего. Свою аудиторию девушки, безусловно, уже обрели, и ничто поклонников группы не устрашит. Но если и дальше «Мери Поппинс» так же демонстративно будет ориентироваться на соседние музыкальные рынки, то в Беларуси их ждет полное забвение. Уже сейчас популярность «Мери Поппинс» значительно снизилась по сравнению с тем, когда хит «Любовь» появился в ротациях.

Прогноз: «Плейбой» — это, конечно, хорошо, но, если в ближайшее время у группы не появится новый музыкальный материал, девушкам в поисках заработка действительно придется составить конкуренцию супермоделям Наталье Водяновой и Кате Доманьковой.

Поэт советской прозы

Александр Ефремов в своих фильмах словно бы хочет воскресить стиль советских кинолент. Его последние работы — «Поводырь» и особенно «Дунечка» — эдакое антиглянцевое ностальжи. Если многие российские коллеги Ефремова смело разворачивают действие картин в новорусских интерьерах, евроремонте, на фоне стильных окон ПВХ, то Александр Васильевич от этого сознательно или подсознательно бежит — в простой советский быт, в воздушное настроение теплого майского денька, под абажур над большим семейным столом.

Фильмы Ефремова словно бы напоминают всем нам о том, откуда мы вышли, какой ценой нам достался весь «глянец». Поскреби модные обои — и оттуда выглянет обложка «Огонька» образца 1980–х с Л.И.Брежневым. Ефремов — певец ушедшей эпохи и простых, далеких от постмодернистских наворотов, переживаний и историй. Сложная геометрия чувств ему вполне по плечу, но желания заниматься ею у мастера нет. Потому что в душе гармония, а жена — ожившая богиня Валерия Арланова.

Прогноз: став директором киностудии «Беларусьфильм», при удачном стечении обстоятельств Ефремов вдобавок к прошлым заслугам вполне может снискать лавры нашего Никиты Михалкова, с именем которого будут связывать долгожданный прорыв киноотрасли. Ведь Ефремов, несомненно, не только режиссер, но еще и организатор, и дипломат. Это вовсе не значит, что мы, зрители, перестанем ждать от Александра Васильевича нового яркого фильма о современности, где бы он не стал прятаться за стилистику соцреализма и мелодраматические сантименты, а высказался о чем–то своем, наболевшем, со всей определенностью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter