«Антей» выходит на связь

Что делают моряки вдали от морей? Этот объект на территории Беларуси удивляет многих. Во-первых, тем, что вдали от морей и океанов служат моряки. Во-вторых, тем, что все они — граждане России. И, наконец, здесь нет ни одного военнослужащего срочной службы — только офицеры, мичманы и контрактники. Радиостанция “Антей” появилась вблизи Вилейки более сорока лет назад еще во времена СССР. А межправительственное соглашение между суверенными Беларусью и Россией о размещении на территории нашей страны российской военной базы заключено 6 января 1995 года на 25 лет. Станция обеспечивает связь на сверхдлинных частотах теперь уже Главного штаба ВМФ России с атомными подводными лодками, несущими боевое дежурство в Мировом океане.

Все 10 лет своего существования этот сверхсекретный военный объект является предметом пристального внимания едва ли не всех разведок мира. А автор этих строк в начале своей творческой деятельности чуть не поплатилась должностью за одно только упоминание на газетных страницах существования военных людей в Вилейке. Теперь секретность на объекте “Вилейка” уже далеко не такая строгая: многие российские журналисты побывали здесь. А “вилейские виды” из космоса можно найти даже на специальном сайте в Интернете. Да и сами вилейчане уже давно привыкли к людям в форме ВМФ России на улицах своего города.
Радиостанция “Антей” принимает зашифрованные сигналы из главного штаба России и передает их на подводные лодки. Обратная информация тоже идет через “Антей”. И чем больше подводных лодок находится вдали от родных берегов, тем больше работы у связистов. Радиостанция работает в режиме ретранслятора — принимая и передавая полученные сигналы. Что за сведения содержат эти сообщения, на “Антее” не знают — все проходящие сигналы строго закодированы. Причем степень их секретности такова, что расшифровать их можно в лучшем случае лет этак через... сорок.
Мощный передатчик позволяет перекрывать районы Атлантического, Индийского и частично Тихого океанов, где действует российский Военно-морской флот, и обеспечивать связью его корабли на дальности до 10 тысяч километров. 18 радиомачт — 15 периферийных и 3 центральные — на трехсотметровой высоте держат 900-тонное антенное полотно площадью 400 гектаров. Такое оригинальное конструкторское решение не имело аналогов в середине 60-х годов прошлого века, да и сегодня оно неизменно вызывает восхищение и гордость. За состоянием антенн и развешанной на них “паутины” следит специальное подразделение антеннщиков-верхолазов. По инструкции мачты должны осматриваться ежесуточно, а каждые 10 дней “альпинисты” штурмуют все “высоты” одну за другой.
Главные объекты радиоузла — это два технических здания: в первом находится радиостанция “Антей”, во втором — Центральный пост системы единого времени (“Сандал”). Оба сооружения — это бункера, уходящие под землю. Сверху же это — поросшие деревьями и кустами холмы. С точки зрения боевой надежности каждая такая “сопка” оборудована так, что ее бетонный купол может выдержать даже прямой удар фугасной авиабомбы. Всего подобного рода радиостанций в России и за ее пределами пять. Но в “Вилейке” гордятся тем, что именно “Антей” занимает первое место среди  подобных радиостанций по результатам боевой работы. Вилейские моряки ходят в правофланговых уже 37 лет.
О прибытии гостей у казармы извещает настоящий судовой колокольчик. Колокольчик давно уже стал скорее украшением, чем предметом практического назначения, как, впрочем, и сама казарма. Матросы в ней не живут с 1994 года — с тех пор, когда был уволен в запас последний солдат срочный службы. Но казарма не кажется заброшенной и покинутой. Впечатление такое, что только этим утром матросы ушли отсюда на службу, а вечером вернутся. Койки аккуратно заправлены, пол блестит, как палуба корабля.
В городке есть все, что полагается: штаб, учебный корпус, спортзал, библиотека, бани, столовая, магазин белорусского “Военсервиса”, склады, музей. Кстати, в музее части вам покажут кусок металла от оплавившегося корпуса “Курска”. Кто знает, может быть, сигналы с терпящего бедствие корабля передавали в штаб именно вилейские связисты.
Самые точные сигналы идут из Вилейки
По “Вилейке” сверяют время не только российские моряки, но и космонавты. Именно здесь, на территории части расположен центральный пост системы единого времени “Сандал”.  И по ее эталонным часам сверяют время все корабли. “Сандал” передает соответствующий сигнал ежедневно, и на всех кораблях ВМФ производится автоматическая настройка электронных часов. За сто тысяч лет эти сверхточные эталонные часы могут погрешить только на секунду. В навигации знание точного времени — это знание своих координат. Поэтому без эталонного времени невозможна точная “привязка” подводной лодки по месту нахождения в Мировом океане, невозможен расчет траектории полета спутника или другого космического объекта, за которым корабли ВМФ могут вести наблюдение. Та же баллистическая ракета за секунду преодолевает не один километр...
Плечом к плечу
В белорусской глубинке российские военные моряки живут не обособленно — и сама часть, и военнослужащие давно стали для местных жителей своими, родными. В семье морского офицера Алексея Хазова глава семьи хотя и имеет белорусские корни, но является гражданином России, россиянка и жена, Светлана Михайловна, уроженка Калининграда, а вот обе дочери — граждане Беларуси. И в семьях здешних военных моряков такое положение не редкость.
Обеспечивают охрану и заняты на некоторых гражданских должностях белорусы из райцентра и окрестных деревень.
Командир российской воинской части под Вилейкой Владимир Кузнецов служит здесь с 1968 года. Начинал матросом: его, студента политехнического вуза, направили служить сюда срочную службу. А когда предложили послужить офицером, согласился.  Заочно окончил высшее военно-морское училище в Калининграде. А с 1989-го — командир воинской части. Белорусская Вилейка для него, русского человека, стала второй родиной.  На белорусской земле выросли их с Валентиной Яковлевной дети: оба сына, как и отец, стали офицерами.
Военными династиями здесь никого не удивишь. Не так давно уволился в запас главный инженер радиостанции капитан
2-го ранга Виктор Кирсанов, но фамилия эта сохранилась в списках части благодаря его сыну, лейтенанту. На смену военному пенсионеру Петру Синькевичу в часть пришел служить сын Сергей. Многие, даже оставив службу, навсегда оседают в Вилейке: продолжают служить в своей части уже на гражданских специальностях.
До сих пор все необходимые материально-технические средства, ГСМ, вещевое имущество завозятся из России. Для чего ежемесячно в сторону Смоленска отправляется грузовая машина. А вот электричество поступает на объект из белорусского райцентра. Правда, в случае аварии будут немедленно запущены мощные дизель-электростанции — запасов солярки и масла им хватит, чтобы гнать ток не один день. В связи с этим офицеры припоминают такой случай. Однажды в холода в Вилейке случилась авария, и город остался без света. И тогда дизели “Антея” целые сутки подавали электричество на все обесточенные городские объекты, благодаря чему аварии город даже не заметил.
Вот так и живут они вместе — во всем помогая друг другу.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter