Аномальный градус… деревень-призраков

ПЕТЛЯЮЩАЯ гравийная дорога убегает в глубь притихшей деревушки, и по обеим ее сторонам открывается печальный вид. Приземистые хаты словно вросли в землю, а вокруг них возвышаются густые заросли, изгибистыми рядами тянутся покосившиеся и позеленевшие ото мха заборы. Кое-где в огородах еще угадываются остатки некогда благоухавших садов, но, вероятно, уже ничто не спасет их от запустения.

Почему в Каменецком районе огороды при пустующих домах зарастают бурьяном, а хозяйства при этом сетуют на нехватку земли?

ПЕТЛЯЮЩАЯ гравийная дорога убегает в глубь притихшей деревушки, и по обеим ее сторонам открывается печальный вид. Приземистые хаты словно вросли в землю, а вокруг них возвышаются густые заросли, изгибистыми рядами тянутся покосившиеся и позеленевшие ото мха заборы. Кое-где в огородах еще угадываются остатки некогда благоухавших садов, но, вероятно, уже ничто не спасет их от запустения.

ТАКУЮ картину недавно довелось наблюдать в опустевшей деревне Малая Опака в Каменецком районе, которая находится рядом с известным на Брестчине и за ее пределами ОАО «Беловежский». Признаться, поначалу даже не поверилось, что деревню, в которой на сегодняшний день не осталось ни одного обжитого дома, от «цивилизации» отделяет всего несколько километров.

Этот населенный пункт, к сожалению, находится не на землях «Беловежского». Если бы территориально он входил в состав хозяйства, то ему наверняка повезло бы больше. Как, к примеру, Ясиновке и другим деревням, близ которых расположены филиалы сельхозпредприятия. Здесь каждому ветхому либо пустующему дому уделяется пристальное внимание. Бесхозные усадьбы не зарастают бурьяном, подворья очищают от старых деревьев и кустарников, землю распахивают и используют по назначению. На месте продуваемых всеми ветрами пустырей возводят новые дома, хозяйственные постройки. Под жилье, выделяемое нуждающимся специалистам, используют невостребованные объекты, оставшиеся от прежних владельцев: ФАПы, столовые, общежития. Естественно, поначалу проводят капитальный ремонт, а потом в удобное и комфортное жилье заселяются люди. Таким образом, в вошедших в состав «Беловежского» филиалах необжитых домов практически не осталось. Как и «проплешин» на деревенских улицах и зарослей дикого кустарника в заброшенных огородах.

Однако обходиться с землей так бережно, как в ОАО «Беловежский», умеют почему-то далеко не во всех хозяйствах. Нередко и администрация сельских Советов беспомощно разводит руками. Конечно, хорошо тем, у кого есть возможность обратиться за помощью к руководству крепкого хозяйства. Верховичскому сельсовету Каменецкого района в этом смысле повезло лишь отчасти. Несколько населенных пунктов, расположенных на его территории, находятся в границах «Беловежского». Проблему неэффективно используемых земель руководство сельхозпредприятия помогает решать: выделяет необходимую технику, направляет специалистов. Если бы все так.

Печально известная деревня Малая Опака также входит в состав Верховичского сельсовета. Правда, окрестные территории принадлежат другому хозяйству — ОАО «Агро-Нива». Пустующие огороды здесь тоже пытаются распахивать, чтобы не пустовали без дела, хоть как-то использовались. Однако первое впечатление от знакомства с опустевшей деревней жуткое. К домам из-за разросшихся кустов не подойти, в густых зарослях местами даже не просматриваются изгороди. Крыши некоторых сараев ветшают и рушатся, а в оставшихся без хозяйского присмотра хатах сплошь заколочены окна.

НЕУЖЕЛИ ни у одного из этих домов нет владельцев? А если они в самом деле не объявляются, то почему не бьют тревогу местные власти? Что, расположенная в нескольких десятках километров от райцентра деревня так и останется всего лишь крохотной точкой на карте? Неужели в нее уже нельзя вдохнуть жизнь или хотя бы навести на ее территории элементарный порядок?

На эти вопросы председатель Верховичского сельисполкома Геннадий Сашко не может дать четкого ответа. В Малой Опаке нет ни одного жителя, в расположенной рядом деревне Альбус осталось семь обжитых хат. Местные люди доживают здесь свой век, а приезжие не хотят селиться, что, впрочем, и понятно. Когда смотришь на заколоченные окна, заросшие огороды, перекошенные срубы хат, становится не по себе: отжили свое деревни, и не ощущается в них хозяйской руки.

Чуть поодаль, за заброшенными дворами, располагается ферма ОАО «Агро-Нива». Сегодня она уже не работает, неиспользуемые здания потихоньку сносят, а пустующие земли почему-то не торопятся вовлечь в севооборот. На обширной территории растет бурьян, а если бы о них позаботились как следует, то уже имели бы отдачу. Для «Агро-Нивы» каждый клочок земли наверняка не был бы лишним. Из 9100 гектаров сельхозугодий почти десятая часть расположена в низинных местах. Во время затяжных дождей и весной, при интенсивном таянии снега, эти территории постоянно подтапливаются.

Наше внимание привлекает скирда соломы, сложенная рядом с фермой, — вся зеленая от проросшего зерна. В нынешнем году в «Агро-Ниве» собрали не самый щедрый урожай хлеба. Если бы снизили потери (а позеленевшие от аномально теплой зимы тюки с головой выдают некачественную работу), наверняка добавили бы к намолоту еще несколько процентов.

Вообще, из-за длительного отсутствия снежного покрова в сельхозпредприятии многие примеры бесхозяйственности остаются на виду. Земли его расположены в приграничной полосе, некоторые территории находятся за колючей проволокой. На одном из таких участков травяные корма скосили, а убрать почему-то не смогли. Потемневшие от дождей валки так и остались зимовать. В хозяйстве, видимо, посчитали, что убирать их нет смысла, поскольку от них никакого проку, но и оставлять скошенные корма гнить, согласитесь, никуда не годится. Во-первых, это деньги, выброшенные на ветер. Во-вторых, на нормальный травостой на таких сенокосах в следующем сезоне вряд ли стоит рассчитывать.

Правда, нужно отдать должное специалистам ОАО «Агро-Нива»: на полях, тянущихся вдоль объездной трассы вокруг Беловежской Пущи, порядок навели идеальный. Убрали кустарники, увеличили контурность полей, распахали ранее неиспользуемые места. Пусть отдача от них небольшая, но земли используются по назначению, не зарастают бурьяном.

ДЕСЯТКИ, а то и сотни гектаров заброшенных площадей специалисты Комитета госконтроля Брестской области выявили и в других хозяйствах региона. Некоторые приусадебные участки в населенных пунктах Войского сельсовета напоминают непроходимые дебри. Иногда даже то, что сделано, оказывается невостребованным. Так, в ОАО «Агро-Заречье» Каменецкого района взялись за раскорчевку старого сада, занимавшего более 80 гектаров. Убрали пятую часть отживших свой век яблонь, слив, других плодовых деревьев. В зимний период это отменное топливо. Только когда руководство хозяйства предложило районной жилищно-коммунальной службе забрать его, там почему-то отказались. А почему? Зима была аномально теплая. Зачем ломать голову над какими-то дровами, даже если они достаются за бесценок? Ведь это лишние заботы. А у коммунальщиков и своих дел хватает.

При таком подходе к делу опустевшие усадьбы, заброшенные деревни, поля, заросшие бурьяном, не скоро исчезнут с лица нашей земли. Уже не первый год ведется поиск владельцев пустующих домов, сносится ветхое жилье, но о том, что эта работа приобрела системный характер, говорить, к сожалению, не приходится. Это было заметно и в Каменецком районе, где есть Беловежский, Видомля, Каменюки и другие населенные пункты, которые с полным правом можно назвать образцами уюта и порядка. Но в то же время существуют и деревни-призраки. О них кто-то тоже должен позаботиться.

Александр КУРЕЦ, «СГ»

Фото предоставлено КГК Брестской области

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter