Анна Моторная: большой режиссер в Большом

Ее назначения на должность главного режиссера Большого театра Беларуси ждали с прошлого лета, с триумфальной постановки «Дикой охоты короля Стаха». А до этого был «Фауст», и еще тогда стало ясно, что Анна Моторная — тот самый режиссер, которого белорусская опера ждала много лет. А уж после фантастического оперного бала, который тоже срежиссировала она, стало понятно, что эта женщина может все, что ее способность придумывать, объединять и включать всех в работу поистине безгранична.

Анна Дмитриевна Моторная — уроженка Урала, но, как многие живущие здесь россияне, вросла корнями в белорусскую культуру. Здесь она выучилась сначала на хорового дирижера (окончила хоровую аспирантуру), потом на оперного режиссера (курс Маргариты Николовны Изворской-Елизарьевой). Преподавала музыкально-теоретические дисциплины у хоровиков, учила их анализировать музыку, ставила спектакли в Музыкальном театре и в консерваторской оперной студии… Все это было здорово, талантливо и очень интересно, но нужна была рука судьбы, чтобы ее карьера перескочила на принципиально иной уровень.

— Осенью 2018 года Валентин Николаевич Елизарьев позвонил мне: «Анна Дмитриевна, здравствуйте! Может быть, вы могли бы рассмотреть вопрос о постановке в оперном театре какого-то значительного произведения? У вас есть предложения?» Я ответила: «Да». И из трех моих предложений была выбрана опера «Фауст», — рассказала мне Анна Дмитриевна Моторная в канун премьеры своей первой постановки в Большом театре Беларуси.

«Фауст» в постановке Анны Моторной стал сюрпризом. Анна Дмитриевна тогда еще даже не числилась в штате. Лишь после сокрушительного успеха этого спектакля ее зачислили в Большой на должность штатного режиссера.

После премьеры Фауста. 

Секрет успеха Моторной отчасти в том, что она в своих постановках идет от музыки и авторского текста. В наши трудные времена, когда даже в Большой театр России проникают извращения пресловутой европейской «режоперы», Анна Дмитриевна принципиально верна авторам и культурной традиции.

— Уже давно все придумано, все велосипеды давно изобретены, — уверена она. — Поэтому в театре самое важное, на каком художественном языке мы говорим со зрителем и какие идеи до него доносим. Понимает ли зритель то, что хочет до него донести певец, дирижер, режиссер, художник.

И вместе с тем ее театр — это жесткий театр сложного времени, с предельным обнажением граней добра и зла. Таков «Фауст» Жоржа Гуно, увидевший свет в ноябре 2020 года. Такова «Дикая охота короля Стаха» Владимира Солтана, премьера которой состоялись в июле 2021 года.

— «Фауст» — это спектакль о том, как человек забывает, где та грань, которая разделяет иллюзию и реальность, — говорит режиссер. — Это самое опасное на сегодняшний день, когда вы перестаете видеть реальность и создаете себе иллюзию, разрушающую вас изнутри.

И о том же, в сущности, «Дикая охота короля Стаха». Только там еще страшнее, но и в том, и в другом спектакле спасительная сила — правда и любовь.

А в «Дикой охоте» еще и родная земля.

Анна Моторная на новогоднем балу. 

Анна Моторная очень тонко чувствует Беларусь, ее красоту, ее правду, ее самобытный фольклор. С проникновенной нежностью рисует она образы простых и хороших людей, и публика в зале откликается.

Беларусь для нее — это цветущее льняное поле, которое она впервые увидела, когда готовилась к постановке «Дикой охоты». И это радостно — увидеть Беларусь ее глазами.

— Я живу здесь, я люблю эту страну и никуда не собираюсь отсюда уезжать, — говорит Моторная — Здесь очень много родных мне людей, и я хочу здесь жить всегда. Партитура «Дикой охоты» мне долго не давалась, пока я не поняла, что самое главное, о чем мы сейчас все говорим, — это любовь к белорусской земле. Это стебли льна, в которых вдруг открывается удивительная тонкость белорусской души.

Анна Моторная с мужем Сергеем Микуликом и дочерью дочерью Дашей. 2010 год. 

Фото из социальных сетей

23 февраля Анну Дмитриевну в Большом театре поздравляли с юбилеем. Совсем недавно поздравляли с Национальной театральной премией, и вот опять поздравления, и Валентин Николаевич сказал: «Ждем ваших новых работ!»

«Пусть служение театру будет наполнено новыми яркими талантливыми работами», — говорится в официальном поздравлении от руководства театра. — «Уверены, Вы продолжите создавать в театре творческую атмосферу, пронизанную любовью и уважением. А благодаря своему богатому опыту и несомненному профессионализму, Вы сможете сохранить и приумножить богатое творческое наследие Большого театра».

juliaandr@gmail.com

Фото Большого театра Беларуси

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter