Анна Глазкова: «Я не езжу, я быстро летаю»

Спортсмены выбирают скорость. И безопасность.
Спортсмены выбирают скорость. И безопасность.

Звезды в метро ездят редко. Звезды ездят на личных авто и ездят, надо сказать, хорошо. И даже быстро.

Недавно приехал к финишу очередной сезон всебелорусской акции «Спортсмены за безопасность дорожного движения». Все — и участники, и зрители — остались довольны, победители получили призы, и ситуация с аварийностью на наших дорогах, хочется верить, стала хоть чуть–чуть ближе к идеалу. Но вопросы, как водится, остались. А на самом деле: как водят свои авто наши чемпионы, которых мы привыкли видеть на борцовских коврах, спортивных дорожках или площадках, но уж никак не за рулем?

...Видели бы вы, как, например, выписывали фигуры высшего пилотажа участницы соревнований «А ну–ка, девушки!» — чемпионка мира по академической гребле Елена Микулич и серебряный призер Олимпиады в Сиднее гимнастка–художница Анна Глазкова! Аня, к слову, судя по всему, не прочь пойти (точнее — поехать) еще дальше. «Ну я даже и не знаю, — улыбается гимнастка. — Я бы, конечно, с удовольствием, но машину жалко...»

Впрочем, как говорится, было бы желание. А его у Глазковой, похоже, хоть отбавляй. Вопреки ехидным замечаниям скептиков о том, что в машине девушки должны сидеть рядом с водителем, Аня ездит. И как ездит!

— Я на самом деле очень быстро «договорилась» с машиной, — лучезарно улыбается гимнастка. — Наверное, очень хотела: во–первых, я постоянно куда–то спешу и опаздываю, а во–вторых, меня просто бесит наш общественный транспорт. Там ведь локтем двинут — даже не извинятся. Поэтому, как только возможность появилась, сразу машину купила. Сегодня, конечно, езжу уверенно. Можно даже сказать — активно, люблю носиться быстро, из ряда в ряд перестраиваться.

— Активная езда проблем не доставляет?

— Бывает. Экстремальные ситуации на дороге периодически случаются, а в первую аварию я попала через год после получения прав, 31 декабря. Поехала за продуктами к праздничному столу и оказалась... в багажнике у впереди идущей машины. Приблизительно месяц назад попали в аварию вместе с Юрой (Юрий Жевнов — голкипер сборной Беларуси по футболу. — Прим. авт.). В нас какая–то дамочка врезалась. Не сильно, но обидно. А самый серьезный случай произошел совсем недавно. Я и еще три наши гимнастки возвращались с акции «Спортсмены — детям», и на трассе, где я летела со скоростью около 160 километров в час, нас подрезала фура. Мне уже потом рассказали, что они, фуры, предпочитают не снижать скорость, чтобы не разгоняться потом. Пришлось тормозить «в пол», причем останавливалась, уже почти вылетев на разделительную полосу. Сзади — крики, визг... Перепугались все страшно.

— Выходит, в компанию спортсменов–гонщиков тебя сама судьба привела?

— Меня Ирина Дорофеева «сосватала»: звали ее, а она побоялась и отправила меня. И правильно сделала — мне понравилось! Конечно, без подготовки на какие–то успехи рассчитывать было нелепо, но я не затерялась. Ко мне даже потом подходили и спрашивали, не занималась ли я где–нибудь.

— А ты занималась?

— Нет! Мне председатель Белорусской федерации автоспорта Анатолий Шевченко как–то пробовал уроки экстремального вождения преподать, но я после первого же «слепого» поворота сказала: «Все. Хватит. Я еще не созрела. Пошла тренироваться сама».

— Кстати, ГАИ–то к твоим «тренировкам» как относится?

— Ой, сложно... У меня в талоне уже свободного места нет. Не узнают меня. Даже в родном Солигорске, где призеров олимпиад всего–то двое, кажется, штрафуют вовсю. Права даже отобрать хотели — еле уговорила. Сейчас вот жду: вот–вот должен год закончиться и нарушения «сгорят». А то не могу я уже «шепотом» ездить...

Будем надеяться, что главные автостарты

Ани Глазковой еще впереди и проходить они будут вне дорог общественного пользования, без ущерба для окружающих. А как ездят другие спортсмены? Мы попытались составить словесный портрет «чемпиона за рулем», опросив, пожалуй, самых известных из наших спортсменов–автолюбителей.

Алексей Гришин, фристайлист, бронзовый призер Олимпийских игр:

— Я за руль сел в детстве. До педалей не доставал, садился к отцу на колени и рулил. Сам же поехал в классе втором. Или в первом даже. Мне подушку на сиденье клали — и ехал. Посему экзамен в автошколе для меня был чистейшей формальностью и вот уже 10 лет я за рулем вполне официально. О соревнованиях, если честно, не думал. В разного рода «уличных заездах» участвовать времени нет, а на акции вроде тех же «Спортсмены за безопасность» не приглашают. Впрочем, мне и на дороге экстрима хватает. Я езжу активно, машины себе выбираю соответствующие (сейчас Алексей ездит на «Ауди А6 би–турбо» и БМВ), за что не раз и был наказан. Не авариями — их всего–то парочка была и то совсем незначительных. Наказывают в основном инспектора. Здесь, в Беларуси, меньше. Во–первых, не разгонишься особо — дороги не позволяют, а во–вторых, часто узнают и отпускают. Самый серьезный «белорусский» штраф — 31 тысяча за непройденный техосмотр. За границей все серьезнее. Мой личный рекорд скорости, показанный на автобане в Германии, — 250 километров в час. Ощущения, скажу я вам, что надо... А самый серьезный штраф мне выписали в США: на трассе между Лос–Анджелесом и Санта–Барбарой. Дорога прямая, идет по пустыне: гони — не хочу. Но там почему–то ограничение было 40 миль в час, а я ехал 105. За «разницу» пришлось заплатить... 250 долларов!

Игорь Макаров, олимпийский чемпион по дзюдо:

— Я за рулем со школы. Учился водить в УПК: грузовые, легковые... Так что не волновался. Тем более что я не сторонник скоростной езды — больше ценю мощные моторы, способные в любой ситуации «вытянуть машину». Дороги у нас к скорости не располагают, да и по характеру не гонщик я, наверное. Поэтому и минивэн себе купил: большой, просторный. У жены «Пежо», на этом можно и порезвее ездить. Если опаздываешь, конечно. А так я стараюсь правила соблюдать и с ГАИ дружить. Инспектора, особенно в Гомеле, меня знают, но я предпочитаю этой дружбой не злоупотреблять. Так спокойнее. ДТП? За всю жизнь было «полторы» аварии. Один раз меня протаранили в Москве, а второй раз — по дороге в аэропорт «Шереметьево» я «встретился» с... лосем. Тогда, каюсь, быстро ехал. Километров 160 в час. А он через дорогу бежал. Почти успели разминуться, но он все–таки «боднул» меня рогом. Вот и все происшествия. А экстрима хватает. У нас в Беларуси каждую зиму — сплошная экстремальная ситуация: дороги скользкие, пешеходы ходят, как хотят...

Как видите, «лицо» у нашего «авточемпиона» вырисовывается довольно интересное. Активное такое лицо. И скорость спортсмены любят, и вираж лихой «заложить» не прочь. Но — по ситуации. И без значительного ущерба для себя и соседей по дороге. На злостных нарушителей они, конечно, не тянут, но и не паиньки совсем. Впрочем, хлопот сотрудникам ГАИ не доставляют. Поэтому, увидев в окне обгоняющего вас авто знакомое лицо, знайте — повода для паники нет. А вообще, здорово было бы свести их на одной трассе: гимнастов, борцов и прочих атлетов! Может, попробуем, а?

Янина Провалинская–Корольчик, олимпийская чемпионка в толкании ядра:

— Я за рулем уже 3 года. Сразу как автошколу окончила, так и поехала. Поначалу очень сложно было. Волновалась сильно, особенно на парковках, машина–то немаленькая была — «Рено–Сценик». Доходило до того, что, видя в окно мои тщетные попытки, мужчины спускались во двор и помогали припарковаться. Но в дороге все равно предпочитала без учителей обходиться: подсказки только нервировали. Мне и самой удалось избежать проблем. Только однажды я чуть нарушила правила и зацепила чужую машину — это и было самое серьезное мое ДТП. Теперь уже, конечно, все по–другому. И разогнаться могу, и маневр какой–нибудь «заложить». Лихачом меня вряд ли можно назвать, но появись возможность поучаствовать в гонках, наверное, согласилась бы. Интересно же, да и по жизни я — человек рисковый. ГАИ? Частенько останавливают. За скорость в основном. Бывает, наказывают, бывает, увидев в правах знакомую фамилию, благодарят за победы и отпускают. Впрочем, я не наглею.

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter