Анискины наших дней

О временах криминального беспредела с рекетирскими “стрелками” и наемными снайперами сегодня напоминают разве что в киносериалах и вышедших с опозданием на десятилетие мемуарах “героев того времени”.

Сейчас вряд ли в чью-то лихую голову взбредет идея обкладывать данью торговцев на рынках и вламываться в офис солидного коммерсанта с предложением о ежемесячном “подогреве братвы”. Да и деньги перестали быть универсальным средством для решения любых вопросов с правоохранительными структурами. И в том, что ситуация в Беларуси за последние годы изменилась кардинально, немалая заслуга милиции. Уголовный розыск, следствие, отделы по борьбе с экономическими преступлениями, участковые инспекторы сегодня работают более эффективно и грамотно.
“В прежние годы я даже не допускал мысли, что могу обратиться за помощью к милиции, — говорит минский предприниматель Андрей Злобин. — Сейчас, наоборот, мне дико предположить, что если ко мне (не дай бог, конечно) пожалуют вымогатели, то я начну искать “правды” у их “бригадиров”. Мы платим государству налоги. И я знаю, что всегда могу обратиться в управление внутренних дел, и там на меня не посмотрят, как на человека, перепутавшего адрес”.
О том, что милиция стала гарантом безопасности граждан, свидетельствуют и последние опросы, проведенные информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Беларуси. На улучшение деятельности участковых инспекторов, оперативно-дежурной службы, инспекции по делам несовершеннолетних указали более 20 процентов граждан. Отмечен также возросший уровень работы уголовного розыска, следствия, ГАИ и отделов борьбы с экономической преступностью.
В уголовном праве действует постулат: на криминальную обстановку влияет не жестокость наказания, а его неотвратимость. Милиция ищет воров, грабителей, мошенников не только по “горячим следам”, но возобновляет расследования по делам из своих архивов. Немало таких преступлений уже раскрыто.
“То, что милиция зарабатывает все больше бонусов у населения, бесспорно, — продолжает Андрей Злобин. — И по вечернему городу ходишь, не опасаясь нарваться на воинственную компанию. Стало тише в квартирах и общественных местах. Чаще на улицах можно увидеть милицейские патрули. Но, например, своего участкового я не знаю. Хотя плохо это или хорошо, судить не берусь. Наверное, главное, чтобы участковый знал, что происходит на его территории”.
По данным исследования, проведенного информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Беларуси, граждане выносят оценку милиции во многом на основании деятельности своего участкового инспектора. И ситуация здесь заставляет задуматься: почти каждый четвертый респондент не знает ни своего участкового, ни то, как с ним связаться и где находится его кабинет. Особенно это касается Могилевской и Гродненской областей. А лучше всех ситуация на Брестчине. Впрочем, отношение к анискиным в городе и деревне отличается. Сельчане, например, на вопрос о “местном милиционере” назовут не только его фамилию, но и уважительно добавят имя и отчество.
Деятельность участкового респонденты в первую очередь оценивают по тому, что стало меньше случаев хулиганства среди молодежи и подростков, сократилось количество пьяных на улице и во дворе, скандалов в быту, краж и разбойных нападений.
“У меня недавно “вскрыли” дачный дом, — говорит Андрей Злобин. — Сперва не хотел никуда заявлять, потому что взяли по мелочам: одежду, кое-что из инструментов да консервы. Однако когда пришел в местный РУВД, то был, честно сказать, приятно удивлен, как меня приняли. Во-первых, никто не убеждал, что, мол, не надо писать заявление о краже, во-вторых, в течение недели мне несколько раз позвонил участковый с уточняющими вопросами. А через десять дней воры были задержаны”.
Как свидетельствуют данные соцопроса, рейтинг сотрудников правоохранительных органов растет. За последние шесть лет сократилось количество нарушений прав граждан представителями УВД, повысился уровень культуры милиционеров. Тем не менее респонденты отмечают и негативные моменты в поведении отдельных сотрудников. И здесь нередко срабатывает хорошо известный психологам эффект, когда на основе частных фактов делаются обобщающие выводы о системе в целом. Может быть, именно поэтому треть опрошенных считает, что необходимо более качественно подходить к отбору и профессиональной подготовке работников милиции.
Криминогенная ситуация в стране сегодня характеризуется снижением количества тяжких преступлений. Однако кражи, воровство, мошенничество, семейные “разборки” продолжают заполнять уголовную хронику. А это значит, что сегодня в правоохранительной практике необходимо уделять больше внимания именно низовым структурам внутренних дел. От участковых и инспекторов по работе с несовершеннолетними во многом зависит оценка, которую выставят белорусы милиции в будущем.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter