Анимация жизни

Смотришь очередной голливудский мультфильм и становится обидно - почему у нас не рождаются новые "Винни-Пухи", "Ежики в тумане" или "Острова сокровищ" на худой конец.
Смотришь очередной голливудский мультфильм и становится обидно - почему у нас не рождаются новые "Винни-Пухи", "Ежики в тумане" или "Острова сокровищ" на худой конец. Несмотря на красочность "Шрэка" и спецэффекты "Ледникового периода", наши дети до сих пор замирают у телевизоров, когда там показывают старый советский мультик. Наверное, любовь к ним передается на генном уровне.Новой российской, а тем более белорусской анимации так мало, что порой кажется, перевелись уже все художники-мультипликаторы у нас. Ан нет, встречаю знакомого своего знакомого, спрашиваю: "Чем занимаешься?" Он отвечает: "Мультфильмы делаю".

Андрей Сидоров - аниматор, за плечами у которого уже десять лет "мультипликационного" стажа. "Вообще-то я ничем среди других художников не выделяюсь", - признается он, явно не понимая, зачем его рассказ помещают на страницу газеты. Между тем, как мне показалось, история Андрея будет читателю небезынтересна.

- Аниматором стал абсолютно случайно, в начале девяностых, после того как в армии отслужил, - вспоминает Андрей. - Я вообще-то учился на художника-оформителя, вот и тыкался по всем заводам, клубам, домам культуры в поисках работы по специальности. Но везде слышал один ответ: "Шел бы ты подальше, у нас своих художников не прокормить..." Наверное, просто не везло... Но однажды встретил на улице знакомого, с которым когда-то учились вместе в художественном училище. Он сказал, что Анимационному белорусскому центру (или сокращенно АБЦ) нужны художники. Я как раз в то время подрабатывал - печатал свои комиксы в журнале "Березка". Показал их режиссеру - он говорит: мол, раз комиксы рисовать можешь, значит, и мультфильмы получится делать, в общем - станешь аниматором. Попробовал, вроде стало получаться. Уже через два месяца я был официально зачислен в штат.

Первым фильмом, в создании которого я принял участие, стала лента режиссера Валерия Ольковича "Наследник". К сожалению, лента эта так и не была закончена - Анимационный белорусский центр закрылся. О причинах говорить сложно - на мой взгляд, главной ошибкой было то, что АБЦ запустил в работу сразу четыре полнометражных фильма. А ведь даже такая огромная студия, как "Дисней", не позволяет себе запускать столько проектов параллельно.

Хотя понять наших аниматоров можно - после долгих лет работы на "Беларусьфильме", где каждая картина проходила обязательный худсовет, им предложили на частной, совершенно независимой студии воплотить в жизнь свои давние мечты. Дорвались, что называется... А мультфильмы там действительно прекрасные делались.

Мне врезалось в память, как после развала АБЦ на улице наши художники увидели парнишку, который торговал странными, до боли знакомыми картинами, выдавая их за свои работы. Оказалось, это фоны для одного из мультфильмов, что мы создавали. После развала центра этот жулик их украл и решил нажиться на чужой работе. Очень обидно было, ведь когда студию закрыли, люди до того растерялись, что незаконченный материал свалили в подвал, даже не подумав о том, что фильмы после доделать возможность появится. А ведь сколько работы было вложено. Несмотря на то что "буржуи" уже вовсю использовали компьютер, у нас тогда все еще делалось по старинке - как дедушка Дисней завещал.

...После наступил период, когда многие белорусские аниматоры уехали на заработки в Польшу. Все в жизни строится на случайных закономерностях - и работу там белорусы тоже нашли совершенно неожиданно. Один из наших мультипликаторов, в городке Бельско-Бяла встретил киевлян, аниматоров. Они приехали "поднимать польскую мультипликацию". Наш отвечает: "Я тоже аниматор и тоже хочу работать по профессии..." В общем, договорились.

Оказалось, что в городке раньше располагалась студия всемирно известной фирмы "Ханна и Барбара", производителей знаменитых мультсериалов "Том и Джерри" и "Семейки Флинстоун". Когда мэтры уехали, студию заняли польские аниматоры. Мы, продолжая традиции "Ханна и Барбара", делали сериалы для французов и поляков. Причем работали "по-черному" - фамилий наших даже в титрах не было.

Я к тому времени трудился в сельской школе под Минском, преподавал черчение и рисование. На летних каникулах решил попробовать съездить в Польшу - поработать месяц, если получится, приеду к первому сентября, уволюсь и вернусь обратно.

Но все обернулось по-другому. У поляков были какие-то проблемы с деньгами. Платили они нам только небольшие авансы, раз в месяц, хватало этого худо-бедно две недели просуществовать. Остальное время жили в долг, благо хозяин кафе, возле которого мы жили, молодой поляк, вошел в положение и открыл нам практически бессрочный кредит.

Море работы, отсутствие хоть каких-то денег - в общем, приехал я из Польши только под Новый год. Здесь меня ждала трудовая книжка с записью: "Уволен за прогул" - я ведь так и не вернулся в школу к началу учебного года, просто физически это не было возможно. Но самое смешное - в результате всех этих "заработков" я привез домой в кошельке пять долларов. Дело в том, что полученные "мультипликационные" деньги пришлось отдать на границе - тогда была такая система: из Польши можно было вывозить столько валюты, сколько ты ее ввозил. Соответственно надо было предъявлять въездную декларацию, а я ее во время бесконечных переездов с квартиры на квартиру потерял.

Следующий год я подрабатывал продажей своих картин знакомым. А к концу 94-го опять столкнулся с поляками, которые приехали на "Беларусьфильм" и объявили конкурс среди наших аниматоров. Они тогда запускали свой польский мультипликационный сериал. Отобрали четырех человек, в том числе и меня. Это был первый раз, когда я восемь месяцев работал в Польше легально, получил неплохие деньги. Но потом все равно еще три года пришлось работать "по-черному".

В конце концов, польская эпопея закончилась - заказы иссякли, и я вернулся домой. Начался новый период - мне стали предлагать работу в анимационной рекламе. Чего только не приходилось делать - от рекламы "Фанты" и томатного соуса до поздравлений с 8 Марта на РТР. Конечно, хотелось заняться высоким искусством, но при этом и семью кормить надо было как-то.

В этом году мне наконец предложили работу в Беларуси. Режиссер Игорь Волчек пригласил поработать над фильмом "Нестерка". Я, конечно, с огромным удовольствием согласился. После - работал над мультфильмом режиссера Александра Ленкина "Реактивный поросенок".

В Беларуси за секунду анимационного фильма художнику платят до 25 долларов, при этом московские аниматоры не берутся за работу, если за нее платят меньше 50... А на "Беларусьфильме", насколько я знаю, та же секунда анимации стоит всего 5 долларов. Это очень мало, но люди продолжают упорно трудиться, даже за такие, мягко говоря, небольшие деньги. А другие не выдерживают, уезжают. Достаточно сказать, что наши мультипликаторы работали или работают сейчас в Польше, Чехии, Люксембурге, Бельгии, России, выполняют заказы американцев, англичан и французов. По слухам, один парень даже устроился на работу в "Пиксар" - студию, которая сделала всем известный мультфильм "Корпорация монстров". Это, к слову, - об уровне подготовки наших художников.

К счастью, в последнее время появляется возможность хоть как-то работать дома, а не за границей. Пусть не всегда с художественными фильмами, пусть с рекламой, но ведь та же реклама - своего рода искусство. Главное - чтобы руки не забыли, как карандаш держать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter