Закат Европы? Оборонное партнерство США, Великобритании и Австралии способно лишить Евросоюз политической субъектности

Англосаксонские ножи в спине Европы

Новость, которая стала шоком для Европы: США, Великобритания и Австралия объявили о создании нового партнерства в сфере безопасности – AUKUS. Из-за этого Канберра разорвала многомиллиардный контракт на поставку подлодок с Парижем. Отношения между странами с этого момента серьезно охладели. Однако вопрос не только в экономических потерях: AUKUS грозит Европе серьезными политическими издержками. 

Президент Франции Эммануэль Макрон

В чем суть скандала с AUKUS: деньги, техника, договор за спиной 

Коротко о сути AUKUS: США, Австралия и Великобритания будут обмениваться оборонной информацией и технологиями, взаимодействовать в укреплении вооруженных сил. Пока что главный пункт перечня – первый. Дело в том, что США планируют передать Австралии технологию создания атомных подводных лодок. Австралия же активно возьмется за обработку новых знаний и к 2036-му введет в эксплуатацию не менее восьми субмарин, построенных на основе американских разработок.
 
Раз есть план на развитие собственного производства, значит, отпадает потребность в дорогостоящем импорте. Поэтому Австралия разорвала крупнейший в своей истории оборонный контракт: Франция должна была поставить ей 12 субмарин, и стоило это около 40 млрд долларов. 

Архивное фото. Снимок носит иллюстративный характер

Франция новостью об отмене контракта была застигнута врасплох и разозлилась: глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан назвал создание AUKUS «ударом в спину», Париж впервые в истории отозвал своих послов из США и Австралии, был отменен ряд дипломатических мероприятий. В целом в ЕС к инициативе англосаксов отнеслись негативно и заговорили о необходимости «стратегической автономии», как сформулировал глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель.

Вопрос не только в деньгах, но и в том, как партнерство создавалось. Судя по инсайдам, о которых пишет РИА Новости, идея AUKUS обсуждалась в буквальном смысле за спиной Франции – на саммите G7 в июне. 
В России, услышав о сорванной сделке, припомнили Франции ситуацию с «Мистралями». Напомним, Париж должен был поставить Москве два вертолетоносца, но отменил контракт из-за событий в Украине в 2014-м. «Откуда гнев и горечь? Разрыв контрактов для Франции вроде бы дело привычное. В 2015 году Париж отменил сделку с Россией по двум авианосцам «Мистраль». Или плохи только те ножи, которые ты чувствуешь в своей спине?» – недоумевает официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. 

AUKUS может стать новым инструментом США для противодействия Китаю

Тот самый случай, когда открыто не говорят, но всем и так понятно: для США одна из главных причин вступить в новое партнерство – это дополнительная возможность сдерживать Китай. 

Президент США Джозеф Байден

«Мы не ищем конфронтации, но знаем, что будет очень упорное соперничество [с КНР]»,заявил президент США Джозеф Байден еще в марте. И добавил, что, пока он будет у власти, Китаю не удастся стать самой могущественной страной в мире. 

Отсутствие открытого конфликта совсем не мешает США усиливать свое влияние в Индо-Тихоокеанском регионе в противовес Поднебесной. Нельзя отрицать вероятность, что к AUKUS в этих целях могут присоединиться и другие страны. Например, Япония. 

Европе грозит роль политической периферии 

Розыгрыш новой геополитической карты в Индо-Тихоокеанской зоне, разумеется, повлияет не только на государства, расположенные в регионе. Новое англосаксонское партнерство резко меняет расклад сил в азиатских водах для Европы. Францию аккуратно «отодвинули» от крупного проекта, впоследствии советуя ей «взять себя в руки» (это прямая цитата британского премьера). С Евросоюзом, по словам Жозепа Борреля, при подготовке сделки не консультировались. Соответственно, оформляя новый глобальный оборонный союз, США и Великобритания демонстративно не стали спрашивать даже формальное мнение Брюсселя, лишив ЕС политической субъектности в контексте AUKUS. 

Глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель

Таким образом, посредством создания нового военно-политического блока фокус мировой политики окончательно смещается в Юго-Восточную Азию, оставляя Евросоюз на геополитической периферии. И не совсем понятными оказываются дальнейшие перспективы НАТО.

Вполне вероятно, что сейчас Франции предложат некий пряник взамен упущенной выгоды. Правда, масштабы компенсации вряд ли будут соответствовать масштабам потерь. Так или иначе, ясно одно: пока США наращивают силы, Великобритания реализует былые амбиции, а Австралия прокачивает статус региональной державы до следующего уровня, Европу, похоже, смещают на вторые роли. 


Очевидно, что прямо сейчас мы наблюдаем завершение многолетнего концепта «Большой Европы», в контексте которого Старый Свет рассматривался в качестве геополитического плацдарма США на Евразийском континенте. А этот процесс, в свою очередь, можно рассмотреть в качестве старта завершающего этапа Потсдамского мира.

Какие шаги сейчас в связи с вышесказанным может предпринять Брюссель – предмет отдельного исследования. Тем более что это, вероятно, будут самые важные решения для Европы за несколько десятилетий. 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter