Ангелы високосных людей

Книжный навигатор

Алена Масла. Каляды з хроснай. Праўдзiвыя гiсторыi i крышачку чарадзейства. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2012.


Эта книга — замечательный подарок на Рождество, тем более с завораживающими иллюстрациями известного художника Владимира Довгяло. А еще она дарит атмосферу настоящего праздника и очень добрая. Маленькая девочка должна провести каникулы со своей крестной, живущей на последнем этаже высотного дома. А крестная — волшебница, и чудеса случаются каждый день. К окну прилетает ангел и оставляет свой снимок — в виде вытинанки. Дом заметает снегом по самую крышу, и вот уже тут горнолыжный курорт... Дети во дворе из снега лепят крылатого коня Пегаса, а крестная вяжет волшебный шарфик, который помогает сказочному существу подняться в воздух, и все, кто прокатится, начинают писать стихи. Главное, нужно делать добро — даже в ответ на зло... Вот какой–то директор турфирмы стал возмущаться, что у него отбивают клиентов «самозванным горнолыжным курортом», но когда его искренне пожалели, предложили самому отдохнуть и покататься — научил всех кататься на лыжах. Вредные мальчишки сломали снежному Пегасу крылья — но их не стали ругать, а помогли увидеть, что озорники потеряли, лишив себя возможности подняться на крыльях вдохновения. Ведь главное — научиться видеть во всем хорошее, не разрушать — а создавать. А еще в книге есть рецепт сладких снежинок, и написано, как сделать «зорныя каменьчыкi», и приводится рисунок вытинанки с ангелами... Так что волшебство нужно делать самим.


Венедикт Ерофеев. Москва — Петушки. Азбука, Санкт-Петербург, 2012.


Одно из самых «алкогольных» произведений мира было впервые напечатано в журнале «Трезвость и культура», а когда вышла книга, автор потребовал, чтобы цена совпадала с ценой за бутылку водки... А великолепная глава «Серп и Молот — Карачарово», состоящая всего из одной строки: «И немедленно выпил»!


Впрочем, об этой поэме — как и «Мертвые души» Гоголя, сей прозаический опус имеет авторское определение «поэма» — существует множество баек и легенд... Вообще текстов, имитирующих поток измененного алкоголем сознания, в мировой литературе хватает, вспомнить «Пьяный корабль» Артюра Рембо или «Алкоголи» Гийома Аполлинера. Но «Москва — Петушки» — это более чем постмодернистский этюд... Это портрет эпохи и общества, притча, уводящая от «низового» фона, от «площадной культуры» в философские сферы. Герой–маргинал, интеллектуальный алкоголик/наркоман — изобретение не новое. Вспомнить «Ромовый дневник» Хантера Томпсона или представителя «грязного реализма» Буковски, культуру «битников» и роман Джека Керуака «На дороге»... У Ерофеева же герой, Венечка, недавний бригадир кабелеукладчиков, поэт и алкоголик, едущий в электричке к любимой женщине, имеет черты и советского интеллектуала–диссидента, и славянского юродивого–блаженного, и европейского шута–менестреля... В мире, где живут «високосные» люди, невозможно руководствоваться логикой. Но как быть, если ты для других — Каин и Манфред просто потому, что знаешь больше и чувствуешь шире, и в грязном вагоне пригородной электрички гремят для тебя бубны и кимвалы, и хор эринний бежит от головного вагона, и хохочет Суламифь...


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр-т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter