Ангелы деревни Микуличи

Пишем вам в преддверии 70-й годовщины Великой Победы с надеждой, что поймете нашу боль

Пишем вам в преддверии 70-й годовщины Великой Победы с надеждой, что поймете нашу боль

Каждый раз, когда мы посещаем мемориальный комплекс “Хатынь”, надеемся, что увидим в списках заживо сожженных наших земляков и родственников. Речь о жителях деревни Микуличи Брагинского района.

Эти страшные события произошли 14 августа 1942 года. Тогда вместе с малолетними детьми погибли в огненном аду Панфил Автономович и Пелагея Васильевна Галезник, Алексей Прокопьевич, а также Саша, трех лет, и пятилетний Валентин Здоровец, Мария Петровна и Сидор Иванович Ходосок, Иосиф Иванович Крисенко, Аксинья Тарасовна Фесткова и Сима Кирилловна Михасенко (Здоровец).

Мы внимательно изучили материалы о гибели наших двоюродных братьев Саши и Валентина, нашей тети, Симы Кирилловны, ежегодно посещаем место трагедии. Тетя, как нам рассказали сельчане, была настоящей патриоткой. Она открыто показывала свое отношение к фашистскому режиму, призывала полицаев опомниться и перестать служить этим нелюдям, а также помогала партизанам. В ночь на 14 августа собиралась со старшим сыном уйти к партизанам. Но не успела, ее схватили, забрали также мужа и детей. Повели к зданию недостроенного курятника на краю деревни. Стали допрашивать. Фашистских прихвостней интересовало, с кем женщина связана, куда передала выращенного поросенка? Но она молчала. Тогда полицаи привязали к столбу маленького Сашу, вокруг повесили соломенный венок и подожгли. Конечно, мать не могла вынести таких издевательств над своим ребенком, она теряла сознание, ее обливали водой и опять пытали. Но так ничего не добились. И тогда всю семью загнали в здание и подожгли его.

Наша тетя погибла в день своего рождения, ей был 31 год. Памяти этой женщины посвящена поэма. К сожалению, произведение Геннадия Калиновского-Джежоры не сохранилось, но оно передается из поколения в поколение пионерами и учителями — коллегами Симы Кирилловны. Останки мучеников деревни Микуличи находятся в сквере городского поселка Брагин, где установлена памятная плита всем погибшим, замученным и сожженным в годы войны жителям этого района.

Но в Хатыни, повторим, нет упоминания об этих людях. Как нам объяснили в администрации комплекса, здесь увековечены имена жителей тех деревень, где число жертв составило не менее 80 процентов. Не понимаем, неужели на значительных территориях комплекса не найдется места для имени каждого сожженного в годы войны жителя нашей страны? Ведь они не склонили головы перед врагом и, как могли, приближали Великую Победу. Также думается, что в этом величественном мемориале следовало бы поставить и скульптуру “Родина-мать”, и тогда у тех, кто сюда приезжает, оставалось бы не только чувство потери и скорби, но и гордости за свою Родину.

Минск

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter