Ангела Меркель принимает решения под влиянием Греты Тунберг

Ангела против Греты

Германия — впереди планеты всей, а Ангела Меркель принимает решения не в последнюю очередь под влиянием Греты Тунберг. Правительство страны достигло соглашения с угольной и энергетической отраслью: к 2038 году в Германии не останется электростанций, использующих уголь. Министр экологии Свенья Шульце не скрывает гордости: «Мы — первая страна, которая отказывается от ядерной и угольной энергии, и это важный международный сигнал, который мы посылаем». Грета Тунберг, недавно критиковавшая немецкие поезда за переполненность, сейчас, наверное, радуется: ее снова услышали.

Радуются ли немецкие угольные компании? А почему бы, как говорится, и нет? Государство, щелкнув кнутом, выдало и пряник — компенсации, причем как компаниям, занимающимся добычей и использованием угля, так и федеральным землям, на территории которых уголь добывают. Энергетические компании получат 4,35 млрд евро за то, что откажутся от использования угля. Землям Бранденбург, Саксония, Саксония-Анхальт и Северный Рейн-Вестфалия федеральное правительство предоставит 14 млрд евро за отказ от угля и еще 26 млрд в качестве «дополнительных мер» для поддержки местной экономики. Большая часть этих средств пойдет на инфраструктурные проекты и борьбу с неизбежным ростом безработицы.

Последняя шахта по добыче угля была закрыта в Германии в 2018 году, но шахты, которые занимаются добычей считающегося самым вредным для окружающей среды лигнита (бурого угля), продолжают давать стране угля. В этой индустрии заняты почти 20 тысяч человек, и всем со временем придется искать новую работу. Еще 5000 человек трудятся на угольных электростанциях. Работу придется сменить и им. Для сравнения: в той отрасли германской энергетики, которая основана на возобновляемых источниках энергии, трудятся более 250 тысяч человек.

Но на «зеленый» путь Германия встала не только потому, что такая передовая, а потому, что ее энергетическую политику критиковали задолго до того, как мир потрясли «Пятницы для будущего», благодаря которым прославилась Грета Тунберг. ЕС давно критиковал Германию за слишком сильную зависимость от угля: в 2017 году страна потребляла 44% всего лигнита в ЕС. Для сравнения: Польша — 16%, Чехия и Греция — по 10%, Болгария — 9%, Румыния — 7%. Заметили тенденцию? Индустриально развитых стран в этом списке нет вообще. И, как ни странно, даже активно добывающая и использующая лигнит Германия — не слишком большое исключение их этого правила: большая часть бурого угля добывается в восточных регионах страны. Вот такое наследие социализма.

Экологические активисты пеняют Германии и за этот лигнит, и за самые большие (22% от общего числа) выбросы парниковых газов в ЕС. Ангела Меркель сдалась: она скоро уходит с политической сцены и наверняка хочет запомниться великими делами.

Канцлер сдалась, но германские и другие европейские компании, которым запрещают добывать уголь, не сдаются. Они просто меняют страны и идут туда, где возобновляемые источники пока не в почете. Ян Штекель, глава рабочей группы по климату и развитию из исследовательского института «Меркатор», говорит, что в развивающихся странах еще не выработано устойчивое доверие к возобновляемым источникам энергии, а потребности в ней растут. Сейчас по всему миру строится 256 работающих на угле электростанций, в стадии планирования еще 359. Большая часть компаний, которые инвестируют в строительство таких электростанций, — из Европы и Северной Америки. В угледобывающей промышленности та же история: например, из 99 угольных компаний, работающих в Индонезии, 63 имеют штаб-квартиры за рубежом. Оно и понятно: у европейцев и американцев есть опыт и технологии, но нет моральной поддержки в своих странах и на своих континентах — Грета Тунберг со товарищи не дремлют! Поэтому они идут туда, куда Грете не добраться (как минимум пока).


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter