Ангел на кончике кисти

Вчера в Национальном художественном музее открылась выставка гениального примитивиста Нико Пиросмани

Вчера в Национальном художественном музее открылась выставка гениального примитивиста Нико Пиросмани


Вечно голодный художник Пиросманашвили бродил по Тбилиси и мечтал о стакане «Киндзмараули» и лобио и потому рисовал в первом же духане картину и довольствовался обедом. Сейчас картины Пиросмани, как звали его друзья, стоят миллионы долларов. Редкий талант, не оцененный современниками, оценили потомки. Считанные люди могут похвастаться, что видели оригинальные работы Пиросмани — за пределы Грузии его картины почти не вывозились, и в мире выставки полотен самого известного грузинского художника проходили крайне редко. Из более двух тысяч написанных им картин сегодня сохранилось всего лишь 200: практичность была незнакома грузинскому гению — как известно, свои шедевры он писал красками собственного изобретения на дешевой черной клеенке, мало заботясь об их долговечности. Например, последняя из выставок Пиросмани в Киеве два года назад стоила Украине четырехлетних переговоров с Национальным музеем Грузии, где хранятся 152 работы знаменитого художника–самоучки. Не первый год пытаются договориться о такой выставке в Париже и французы... Легко понять воодушевление сотрудников белорусского Национального художественного музея, называющих это событие чудом и подарком судьбы. Впрочем, выставка Пиросмани в Минске — действительно подарок Грузии нашей стране в знак успешного развития экономического сотрудничества.


До конца лета в белорусском музее будут демонстрироваться 24 работы Нико Пиросмани, «художника с ангелом на кончике кисточки», как его еще часто называют. Правда, самой знаменитой картины «Актриса Маргарита» (той самой, о которой Андрей Вознесенский написал для Аллы Пугачевой шлягер про «миллион алых роз») здесь нет — главное украшение своей коллекции Национальный музей Грузии оставил у себя. Однако сказочные животные, которых Пиросмани называл «друзьями своего сердца», наделяя человеческой выразительностью и печалью, не разочаруют самых придирчивых ценителей искусства. Кстати, одновременно в музее снова открылась и выставка керамики Пикассо, приостановленная на время починки сигнализации. Что по–своему символично — преклоняясь перед грузинским гением наивного искусства, Пикассо даже написал его портрет, так что наверняка был бы счастлив таким соседством.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter