Ангел из деревни Батин

.
...Ангелам, как я свято верила, полагается быть с белоснежными крыльями за спиной.

Но тот, что вышел из знойного марева нам навстречу, оказался абсолютно бескрылым. Светлые брюки, светлая рубашка, светлые глаза на загорелом лице - и кроме этой общей лучистости, никакой небесной атрибутики.

- Ангел Кючуков из Батина, - представился он нам и повел показывать свое хозяйство. Кряжистые кусты помидоров торчали из земли без всякой пленки. Подсолнечники сладко млели под южным солнцем. В небольшом коровнике, как и полагается, терпко пахло навозом, но самих буренок не было - ходили на выпасе. Овчарня тоже была пуста - кудрявое стадо из 120 голов также лакомилось горной травой. А вот пчелы, неутомимые труженицы, то и дело спешили с ношкой к 35 цветастым, выстроенным в рядок ульям.

Ангел Кючуков 30 лет учил в родной деревне Батин детвору математике и физике. А когда деревня, где нынче проживают почти 900 жителей, оказалась на распутье рыночных реформ, как и сотни других в Болгарии, свободный от трудов праведных пенсионер решил помочь односельчанам и вместе с женой Ханкой организовал в Батине ассоциацию под названием "Наше родное место". Вся затея ровнехонько уложилась в начатую в Болгарии программу социального предпринимательства, в финансировании которой принимают участие, кроме министерства труда и социальной политики, еще и международные фонды, в частности американская некоммерческая организация "Каунтерпарт Интернэшнл". Правда, для получения стартового капитала-субсидии надо выиграть конкурс, доказав, что твой проект перспективен и общественно значим. Светлоглазому Ангелу это удалось, благодаря чему добрая дюжина безработных односельчан Ангела получила работу.

Полученную продукцию (земля, которой пользуется ассоциация, принадлежит мэрии) Ангел частично продает во имя дальнейшего развития благого дела, а частично безвозмездно передает на нужды социального патроната. "Если дело пойдет хорошо и дальше, - стал загибать пальцы любящий точные цифры Ангел, то розданные 6 безработным деревни, выразившим желание заняться овцеводством, 60 ягнят через год принесут приплод. Вырастив их, люди смогут вернуть нам по 10 ягнят в общее стадо, а с оставшимися в личном пользовании овцами вести дело дальше".

Мы (а состояла группа из специалистов Совмина, Министерства труда и соцзащиты, Министерства экономики, представителей общественных организаций Беларуси) почувствовали себя школьниками на уроке математики, учитель которой только что очень легко растолковал решение кажущейся головоломной задачки.

В принципе, мы и приехали в Болгарию с такой целью - изучить опыт очень похожей на нас по многим экономическим реалиям страны (достаточно сравнить площадь и население) в деле создания социальных предприятий. Организатором поездки выступило представительство "Каунтерпарт Интернэшнл" в Беларуси.

Для человека несведущего словосочетание "социальное предпринимательство" при первом приближении кажется абсолютно несовместимым гибридом. Но, оказывается, если очень захотеть и проявить государственную волю, то "кентавр" получается очень даже тягловитым: те, кого мы привыкли позиционировать как иждивенцев, вполне способны при оптимальном правовом поле выстраивать весьма коммерческую схему действий. И главное - им нравится чувствовать себя полезными.

Причем направление попутного "ветра" каждый волен выбрать себе сам. Если пустивший глубокие корни в землю Ангел Кючуков и дальше не намерен рвать связь с родной деревней, то его сын Эмиль, врач по профессии, избрал другую стезю - в древнем городе Плевене помогает инвалидам и людям с хроническими заболеваниями. В ассоциации "Здоровье для всех", где он ведет прием, уже совсем другая атрибутика: инвалидные коляски разных типов, ортопедическая обувь, силиконовые протезы груди и даже разноцветные парики, предназначенные для пациенток, перенесших курс химиотерапии.

Бывая в другой стране, ловишь себя на двух мыслях. Во-первых, ищешь разницу, делая сравнения в свою или чужую пользу.

А во-вторых, непроизвольно констатируешь сходство. В менталитете. В проблемах. В подходе к их решению.

В древнем городе Плевене нашу группу пригласили в Центр открытых дверей. Микроавтобус подвез нас к уютному особнячку на тихой тенистой улице, на пороге которого уже встречала гостей Мария Монова.

Милый, не бросающийся в глаза особнячок оказался приютом для женщин, которые по разным семейным обстоятельствам пришли сюда спасаться от самодурства мужей. По статистике, как сказали нам, каждая 4 - 5-я женщина Болгарии становится жертвой насилия.На момент нашего визита таких постоялиц было две - нам на глаза, разумеется, они не попадались. Но Мария Монова дала полную раскладку ситуации: рассчитан теремок на 8 человек, по правилам, беглянки могут жить здесь от 3 до 6 недель. На полном социальном довольствии. Чтобы окупить затраты на содержание прибывших, центр нынче закупил стиральные машины: в прачечной женщины могут заняться общественно полезным трудом. Мэрия сдала особнячок в аренду сроком на 10 лет за символическую плату.

- А вообще, глобальное решение проблемы с насилием мы видим даже не в создании таких центров, которых, кстати, в Болгарии всего два, где женщины спасаются от мужей, а в том, чтобы по примеру развитых европейских стран изолировать от семьи мужчин-насильников. Для чего и внесли соответствующий закон на рассмотрение в парламент, - не без гордости сказали нам хозяева.

И вот тут впору было им по-доброму позавидовать.

Впрочем, чувство доброй зависти легко, как горный утренний туман, рассеялось, когда мы побывали в приморском городе Варна на очередном социальном объекте - в ассоциации под символическим названием "Гаврош". Легко догадаться, что в "Гавроше" нашли пристанище дети-беспризорники. В основном цыганские, кочевым ветром занесенные на древний курорт. Сюда, в приют, их, голодных и чумазых, уговаривают прийти добровольно. И бродяжки тянутся к зажженному для них огоньку. Вкусная еда, душ с мылом, телевизор и чистая постель оказывают благотворное влияние на юных 5 - 16-летних кочевников. Они с удовольствием остаются в "Гавроше", ходят в школьный период на уроки, а в свободное время работают в здешней мастерской, раскрашивая керамику и стекло.

На глазах сотворяя рисунок на крошечной тарелочке, черноглазый красавчик Пламэн потребовал, чтобы я обязательно запечатлела процесс его вдохновения на пленку. И в своем авторском честолюбии не успокоился до тех пор, пока не увидел свою лукавую физиономию в кадре. Пожалуй, он и впрямь был похож на Гавроша - такой же дерзкий и смышленый. И совсем не походил на затурканного Оливера Твиста. Я глядела на него и пыталась представить, какие отец с матерью могли бросить на произвол судьбы столь чудного мальчика, оставив его на попечении государства?!

И тут мне остается добавить только одно: почему у нашей группы в "Гавроше" бесследным облачком рассеялось чувство зависти к затеявшим разные формы социального предпринимательства хозяевам. По крайней мере, в части создания приютов для беспризорной детворы. Потому что наше государство даже на переходном этапе постаралось не растерять то хорошее, что адресовалось именно такой категории потребителей. И второй раз изобретать хотя бы детский велосипед нам не приходится.

Ну а насчет взрослой техники - не грех и перенять модели. Тем более что, как сказали сами болгары, мы не обидимся, если вы часть нашего опыта увезете с собой. Благо он, как и положено всему доброму, не облагается ни пошлиной, ни налогом. И хотя в Беларуси нет мужчин по имени Ангел, женщины с такими именами и ангельскими характерами не перевелись точно.

София - Варна - Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter