Анфиса Черных: герой вне системы
26.09.2019 13:39:00
Актриса Анфиса Черных, победительница проекта «Последний герой» и звезда фильма «Географ глобус пропил», рассказала, как попала в мир кино и какие трудности могут поджидать на съемках, а также о том, как уживаться с крысами и за что можно получить пощечину от Хабенского.
– В детстве я очень любила декламировать стихи и пародировать Гурченко, но актрисой быть не хотела. Мечтала стать адвокатом. Я была отличницей, училась как проклятая, класса до девятого сидела дома и зубрила. Мне было принципиально важно получать одни пятерки. Моя школа – самая обычная, находится рядом с киностудией Горького. И вот отсюда начался мой путь в кино. Рядом со школой жил Борис Грачевский, худрук «Ералаша», и потому в здании часто проходили съемки. Когда Грачевский запускал свой первый полнометражный фильм «Крыша», он прошел по классам и сказал: «Я провожу кастинг, если хотите, можете прийти попробоваться». И мне стало интересно – просто посмотреть, как это будет выглядеть. Кастинга оказалось 12 туров, было тяжело, я проходила из тура в тур, и в один прекрасный момент мне позвонили: «Вы утверждены». И сразу я влетела на главную роль, в сцепке с профессиональными артистами: Маша Шукшина стала моей экранной мамой, а Валерий Гаркалин – папой. Мне было 11 лет, и съемки были такой приятной вечеринкой в духе: «Вау, я снимаюсь в кино».
ЗВЕЗДА? НА ФИГ НАДО!
– Мы снимали зимой, и я полтора месяца не ходила в школу. Потом меня накрыла звездная болезнь. Моя детская психика в 11 лет не справилась с такими эмоциями: хоп – и ты кинозвезда. Я приходила в школу и думала про себя: «Я же солнце, светило, что же вы все не улыбаетесь мне?» Все закончилось благодаря учительнице английского, которая грамотно меня осадила: «Звезда, да? Значит, всем задаю на дом одну главу, а тебе – десять, тебе догонять надо!» Я пришла домой и вдруг поняла: «Она вообще-то права, что такое одна роль? Всего одна работа – курам на смех! Побыла звездой и хватит». К тому же я смотрела много документальных передач про актеров, про их поломанные судьбы, как они плохо заканчивают, спиваются, и думала: «Не-не-не, на фиг это надо, я чего, зря все эти годы пахала? Буду отличницей, поступлю на что-то экономическое или в адвокатуру. Не настолько я глупая, чтобы всю жизнь жить как на иголках и ждать ролей – я способна на адекватную профессию». И все, решила продолжать учиться, поступать, становиться человеком...
– Прошло два года и вдруг через «Ералаш» меня находят и зовут на кастинг картины «Географ глобус пропил». Говорят: режиссер Тодоровский. А я смотрела «Стиляги». И решила сходить. Мне рассказали: «Мы снимаем фильм по книге Алексея Иванова «Географ глобус пропил», вы ее прочитайте, чтобы понимать, о чем речь». И вот я читаю и понимаю, что героиня там – вообще не я. Там вроде нет ее описания внешности четкого, но можно понять по отдельным фразам: «он убрал светлую прядь волос с ее лица», «он взглянул в ее исконно русское лицо». А у меня внешность – сами видите…
Кадр из фильма «Географ глобус пропил» (2013)
Я помню тот день. Приехала с мамой на киностудию и слышу за стенкой голос Константина Юрьевича. У меня зубы колотятся, мне страшно. А сцена, которую нам сейчас предстоит играть, – любовь. Ну, думаю, все… Но я вошла, увидела Хабу, и так от него домом веяло, теплом, он был такой спокойный, что все само собой пошло. Меня утвердили на роль.
Снимали мы в Перми, на Урале, и это был, конечно, потрясающий период. Впервые я столкнулась с понятием «работа над ролью», потому что съемки в «Крыше» были детской тусовкой, а не работой.
Здесь была жесткая натура, начало апреля, дико холодно, мы в гидрокостюмах все время, причем гидрокостюм сплошной, снять его очень сложно. Ты утром приезжаешь на площадку, контрольно идешь в туалет, потом надеваешь этот гидрокостюм и не пьешь в течение смены. А еще мы с Хабенским болели, у нас температура была 39, мы тонули в воде, поднимались на гору, снимались в таких точках, куда нельзя доехать… Уставала так, что приходилось бить себя по щекам, чтобы не заснуть.
ПОЩЕЧИНА ГЕНИЯ
– Хабенский – тихий гений, прекрасный партнер. Язык иногда очень слабый инструмент, чтобы объяснить, чему человек научил тебя. Так что не могу, слишком обесценится, если описать. Скажу одно: Константин Юрьевич научил меня любить то, что ты делаешь. А однажды дал мне пощечину! В фильме есть кульминационная сцена, где моей героине нужно признаться в любви учителю. Ей очень боязно, потому что он взрослый мужик и страшно быть отвергнутой. Для нее это серьезный шаг, к которому она готовится. Пытается и так и сяк ему сказать о своей любви. А он все мимо смотрит, футболит. И потом он все-таки останавливается, поворачивается и она ему говорит: «Я без тебя жить не смогу». И это впервые, когда она переходит на ты. Она прикрывает глаза, думая, что вот сейчас будет поцелуй. А учитель отвечает: «Сможешь». Для девочки это удар ниже пояса, она в отчаянии летит вниз со склона, бежит через лес к реке, падает в воду...
Вот так мы должны были это снять – очень сильные эмоции. Оставалось буквально 30 минут, потому что темнело и у нас не было запасной одежды (я же падаю в реку, и одежда намокает). Понимаю, что Константин Юрьевич справится и единственный, кто может здесь налажать, – это я. Вокруг осветители, которые хотят поесть уже наконец и отдохнуть, бедный Хабенский с температурой и все остальные, безумно уставшие… Страх парализует. Я впала в ступор. Все, думаю, приплыли. И Хаба говорит: «Анфис, ты за секунду до «начали» подойди ко мне, я тебе кое-что скажу». И вот уже камера и можно сказать мотор. Я к нему подхожу и говорю: «Константин Юрьевич, что вы хотели?» Тут он дает мне пощечину! У меня искры из глаз! А он: «В реке будешь меня бить – бей натурально, не стесняйся». И впихивает меня в кадр. Здесь я понимаю, что процесс пошел, что нет времени встать в позу и завопить: «Что это было?» Я вот в этом шоковом состоянии бегу с горы, падаю в воду, он начинает меня останавливать, а я ему натурально ору: «Мразь!», драться начинаю по-настоящему. Я ему плечо выбила, отдубасила нехило. Все же хотели, чтобы не ми-ми-мишная драка получилась, а все по-настоящему. Так и вышло. Потом все кричали: «Гениально!» А Хабенский бесконечно извинялся. Но главное было сделано – мы сняли эту сцену. И пощечина была мне тогда просто необходима. Как он догадался?
ПОСТУПАТЬ НАДО!
– В общем, вернувшись домой со съемок, я погрузилась в киношный мир – фестивали, пробы, мне было не до школы. Весь 11-й класс я снималась, пока мои одноклассники готовились к экзаменам. А я была уверена, что сдам все без всякой подготовки. Так и получилось. Про институт я вообще забыла. Приезжаю из экспедиции, а мне все говорят: «А ты поступать-то будешь?» Я думаю: «Елки-палки! Поступать же надо!» А май уже, последние туры идут. За один день леплю себе программу. Выбираю «Мороз и солнце, день чудесный», потому что я его с детства знаю и прочитаю, не запнувшись, даже если уйду в зажим. Из прозы беру первую попавшуюся на столе книгу и учу из нее кусок. Еще какую-то малюсенькую басню беру. По идее, с такой программой поступать стыдно. Но я каким-то чудом поступила везде: и во ВГИК, и в театральное училище. Выбрала в результате ГИТИС, режиссерский факультет, актерскую группу.
КАК РЕЗАТЬ ОГУРЦЫ
...Но на втором курсе я решила уйти. Это решение мне далось очень сложно, меня никто не поддерживал, все говорили: «Ты чего, совсем? Уходить из такого места! И что ты будешь дальше делать?» Как будто жизнь заканчивается. Я замучилась объяснять всем, что диплом – это всего лишь диплом. Тем более образование с получением «корочки» не заканчивается. Образование – это вся жизнь. Я хотела сниматься.
Что было потом? Я считала, меня оторвут с руками, но этого не произошло. Никто не звал, у меня не было денег, я сидела целый год на гречке и думала, какая же я дура, что же я наделала. Но потом стала успокаиваться и решила, что, если так сделала, значит, так надо. И как только поняла, что и до ГИТИСа я была Анфиса Черных, и после осталась ею, что на этом жизнь не заканчивается, – меня сразу утвердили на роль.
Следующим проектом был полный метр «Кухня». У меня там была главная роль, это были очень красивые съемки: вкусная комедия в лучших традициях, красивая картинка, популярная музыка... Я, например, научилась правильно резать огурцы – мне дали несколько уроков профессиональной резки. В общем, такой скилл я приобрела: как правильно резать огурцы.
ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ
– А в этом году случился проект «Последний герой». У меня тогда была сложная жизненная ситуация и такое настроение, что хотелось улететь на другую планету и поменять имя. Мне звонит агент и говорит: «Анфис, «Последний герой». Летим?» Я отвечаю: «Летим». У меня не было раздумий, и я только потом поняла, куда я еду...
Самым острым, пожалуй, моментом пребывания на острове стали взаимоотношения. Никуда не сбежать от этих людей, не на что переключиться – ты как в тюрьме. И в итоге главной моей победой стало то, что я ни разу не встряла ни в какие конфликты. Когда понимала, что между людьми назревает «вулкан», я пела песню. Если кто-то ссорился – я пела песню. Магнитолой работала на проекте.
Там трудно было делать буквально все, каждый шаг – через преодоление. Сил нет ни на что. Пока ты этот грязный чан допрешь до воды, пока ты его отдраишь, куча времени пройдет. Хочется поесть или помыться, а ничего этого сделать нельзя. Нам еда снилась уже. Не было такого, чтобы за 39 дней пребывания на острове ты хоть раз полежал. Ты постоянно что-то делаешь, потому что, если ты этого не сделаешь, никто не сделает, а когда зайдет солнце, проблемы будут у всех. В общем, ты постоянно находишься в состоянии сжатой пружины.
Сложнее всего оказалось привыкнуть к крысам, которые по нам бегали. Я безумно боюсь крыс, панически, и поначалу просто невозможно было заснуть, зная, что сейчас она запрыгнет на тебя. Очень тяжело. Но даже это пришлось принять, потому что либо ты не спишь вообще, либо ты привыкаешь к бегающим по тебе крысам.
Еще я научилась разводить костер. Не девчачий, а такой, чтоб горел. Научилась открывать кокос. Узнала, что мыло не мылится в соленой воде – однажды нам перепал шампунь, который оказался абсолютно бесполезен.
В общем, продолжать перечислять все бедствия и сложности можно бесконечно. Но это колоссальный опыт, который позволил мне переосмыслить многие моменты моей жизни. Я нисколько не жалею, что согласилась на участие в этом легендарном проекте.
ООО «ТН-Волгоград» (специально для «ЗН»)