Андрей МИРОНОВ: «Жизнь - великое благо»

В одном из своих интервью Андрей Миронов сказал: «Жизнь — великое благо. И она у человека, как выясняется, очень недлинная. В ней хватает и несчастий, и горя, и драматизма, сложностей, неурядиц. И поэтому надо особенно ценить мгновения счастья и радости — они делают людей добрыми. Когда человек улыбается, смеется, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше...» Вниманию читателей «Р» мы предлагаем подборку просто историй из просто жизни Андрея Александровича.
У Рязанова спрашивают, ощущал ли он свою огромную популярность, работая ведущим «Кинопанорамы». — Однажды я встретил Андрея Миронова в буфете «Ленфильма». Миронов был в форме офицера Белой армии, сверкая погонами, стоял в очереди за обедом. Мундир сидел на нем как-то особенно благородно. Ни очередь, ни обед не могли испортить этого впечатления. Андрюша пропустил меня вперед. Было два блюда — какая-то опостылевшая лапша и лангет. Попросил лангет. «Нету». Ну я и отошел с лапшой. А потом Андрюша сунул свое личико: «Не найдется?» — «Для вас — конечно, о чем говорить!» И дали ему лангет. Я не жаловался. Лангет получил прекрасный актер, замечательный человек. Но, тем не менее, я остался с лапшой... * * * Театр сатиры. Спектакль «Интервенция», 1974 год. Сцена прихода большевика (А.Папанов) в казарму к французским матросам (А.Миронов). Папанов всегда говорил: — За голову большевика обещана награда — 10 000 франков. Однажды он тут оговорился: — За голову большевика обещана награда — 5 000 франков. Миронов в сторону тихо: — Большевики подешевели... * * * «Внимание всем, работает камера, съемки начали», — примерно такие слова звучали на съемочной площадке лет тридцать назад, когда в Кирилловском районе режиссер киностудии имени Горького Виктор Бычков снимал фильм «Достояние республики». Приезд в Кириллов звездной труппы — Андрея Миронова, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева, Спартака Мишулина — для жителей города стал событием. Оказалось, не так уж и сложно найти местных свидетелей и участников съемок. — «Достояние республики»? Как же, как же, помню и даже очень хорошо, — оживился при первом упоминании о кино житель Кириллова Николай Николаевич Тихонов. — Я тогда в музее реставратором работал и мог наблюдать во время съемок за всем, что там происходило. Но с артистами мы дружили. Как-то три дня шли проливные дожди, не переставая, задерживались съемки. Заходит к нам в столярку Андрей Миронов и говорит: «Мужики, когда погода поправится?» — «Завтра», — отвечаем. «Почему?» — удивляется тот. «А у нас завтра зарплата, мы ее быстро куда надо направим». На следующий день забегает к нам Миронов в одежде своего героя, в кожаной комиссарской куртке, радостный, хлопает всех по плечу: «Ну, мужики, молодцы, как быстро погоду направили. Вот вам червонец, бегите в магазин, пусть до конца съемок такая продержится». * * * Молодой Миронов рано получил водительские права и ездил по доверенности на машине своего друга, который не умел водить машину. Андрею хотелось иметь собственную, но для покупки первого автомобиля не хватало некоторой суммы, и он попросил денег в долг у родителей, но те ответили: «Мы тебе не сможем помочь. Заработай сам». Тогда Андрей взял взаймы у художника Александрова, друга их семьи. Потом, когда стал возвращать долг Александрову, тот сказал: «Это ты не мне долг вернул, а своим родителям. Ведь это они мне дали деньги, чтобы я тебе дал их в долг». * * * Андрей Миронов очень редко пользовался услугами дублеров и каскадеров, все трюки старался выполнять сам. Во время съемок «Невероятных приключений итальянцев в России» он вылезал из окна шестого этажа, цепляясь за ковровую дорожку, и повисал на ней. Болтался над Невой, ухватившись руками за край разведенного моста. Он сам вылезал из окна несущейся машины, проползал по пожарной лестнице и прыгал на другую машину. * * * Василий Ливанов решил как-то подшутить над Мироновым. Он позвонил ему в день рождения — 8 марта — и сообщил, что нужно немедленно поехать на «Мосфильм» для съемки, поскольку вся труппа ждет. Миронов поверил и помчался на студию, но его не впустила охрана, поскольку день был праздничный и выходной. Миронов задумал мщение и скоро осуществил его. Однажды он как бы ненароком столкнулся с Ливановым на студии и при этом что-то с наслаждением жевал. — Ты что жуешь? — спросил голодный Ливанов. — Шоколад, — ответил Миронов. — Из Швейцарии привезли, великолепный вкус... — Дай-ка, — попросил Ливанов. Миронов полез в карман, вытащил заранее припасенный кусок коричневой плитки и протянул Ливанову. Тот запихал плитку в рот и едва не сломал зуб. «Швейцарский шоколад» оказался обыкновенным сургучом. * * * Эльдар Рязанов рассказал об одном таком эпизоде в творческой жизни Миронова, а именно то, что Миронов из-за своего неотразимого мужского обаяния лишился роли Жени Лукашина в «Иронии судьбы». Вот что поведал Рязанов: «После работы над «Итальянцами в России» я приступил к «Иронии судьбы». У меня сомнений не было: роль Ипполита просто создана для Андрея. Я дал почитать ему сценарий. Он сказал: — Эльдар Александрович! Я не хочу больше играть отрицательные роли! — Но Ипполит вовсе не отрицательный персонаж. Скорее, он несчастный... Андрей попросил меня, чтобы я попробовал его на роль Лукашина. Дал бы ему шанс. Во имя нашей дружбы! Я был уверен, что он не подходит на эту роль, но отказать ему не мог. Я сказал: — Андрюша, я дам тебе на пробу одну каверзную сцену. И если ты убедишь меня в этом эпизоде, если я поверю тебе, — клянусь, ты будешь играть Лукашина. Началась кинопроба. Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил такие реплики: «А я у женщин никогда не пользовался успехом... еще со школьной скамьи... Была у нас девочка — Ира... Что-то в ней было... Я в нее еще в восьмом классе... как тогда говорили... втюрился... А она не обращала на меня ну никакого внимания... Потом, уже после школы, она вышла за Павла...». Но почему-то ощущения правды жизни, веры в актерскую убедительность не возникало. Поверить в то, что какая-то неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно. Несмотря на все его актерское мастерство, психофизическая сущность артиста расходилась с образом, со словами. Стеснительность искусно изображалась, но поверить в любовные неудачи персонажа было трудно. И я отказал ему».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter