Андрей Лаптенок: «Не нужно бояться роста курса доллара»

Андрей ЛАПТЕНОК: «Не нужно бояться роста курса доллара»

Без программ, над которыми работает ведущий Андрей ЛАПТЕНОК, лауреат конкурса «Телевершина», вещание канала немыслимо. «Сфера интересов» с анализом происходящего в экономической жизни страны и мира, мобильные выпуски «Новостей экономики» и обзора «Экономика дня» — программы, бесспорно, придающие Беларусь 1 еще больше авторитетности и статусности. Между прочим, Андрей варится в котле экономических событий и прогнозов почти десять лет. Поэтому я не могла упустить возможность познакомиться с ним, а заодно задать парочку интересующих вопросов в сфере экономики. 


— Андрей, многие считают, что резкий скачок доллара приводит к росту цен. Курс более-менее на месте, а они растут. Что происходит?

— Причина роста цен или инфляции не в скачке курса. Есть целый ряд факторов. В первую очередь это неправильная политика центральных банков. Например, чтобы покрыть дефицит бюджетных средств в государственной казне, самый простой способ — запустить денежную эмиссию, простыми словами, включить печатный станок. Затем повысить и раздать зарплаты людям. Что рождает повышенный спрос на товары, а это, в свою очередь, прямая дорога к росту цен. А если еще на рынке монополии, отсутствует конкуренция, то тем более. 

Кстати, наш Национальный банк последние пару лет проводит абсолютно взвешенную, жесткую политику в этом плане. И рост цен удается сдерживать, к концу года обещано выйти на однозначную цифру по инфляции. Возможно, на 9—9,5 процента. И цены, к слову, на что-то выросли, но на целый ряд позиций снизились. 

А теперь относительно доллара. Роста его не нужно бояться. Ослабление рубля — это лишь подсказка, что в экономике есть негативные изменения. Ну и дальше то, о чем говорят все учебники по экономике: поскольку рубль дешевеет, это означает, что все белорусские товары снижаются в цене на мировом рынке, на котором расчеты происходят в долларах. Снижение цен на наши товары делает их более конкурентоспособными, и их продажи возрастают, увеличивается экспорт.

— Слышала в вашей недавней программе, что ситуация на рынке недвижимости немного улучшилась. Когда же квартиры станут доступнее для среднестатистического белоруса? Цены ведь заоблачные, процентные ставки велики. 

— Позвольте я вас поправлю. Что касается цен, с чем будем сравнивать? В октябре 2013 года «метр» стоил 1841 доллар, в октябре 2016-го — 1200, а сегодня — 1170. И ведь предложений на рынке столицы под 8 тысяч. Да, уровень средней заработной платы у нас тоже не такой, как в 2013 году. Но в этом и есть баланс. Цены и покупательная способность сопоставимы с 2013-м. Насчет кредитов соглашусь — они пока еще дорогие. Впрочем, ставка Нацбанка уже в этом году снижалась трижды, и сейчас составляет 15 процентов. Ожидаем, что и банки будут пересматривать свои ставки, которые сейчас в районе 20 процентов. К счастью, уже не 40 процентов годовых с неподъемными ежемесячными платежами, как было еще года три назад. Правительство обещает, что до 2020 года снизит себестоимость стройматериалов и автоматически себестоимость «метра». Ее планируют уменьшить до 500 долларов и сравнять со средней зарплатой. Будем надеяться, что это получится. 

— Руководство страны не раз говорило о том, что перспективный ресурс нашей экономики — мозги и инновации. У вас на эту тему даже интервью с английским экспертом креативной экономики Дэвидом Пэрришем было. Но иногда мне кажется, что для жителей глубинки, да и для многих других, это высокие слова. Насколько инновационно мыслят наши жители?

— Белорусы гениальны по своей природе. И даже в видимой простоте все рационально и продумано, мы любим порядок в делах и мыслях. Нет смысла напоминать, сколько за все века за нами открытий и свершений. Но даже в новейшей истории этот крен в технологичность абсолютно логичен. Здесь одна из лучших технических школ бывшего СССР, где учились и тут же проходили практику, получали опыт и передавали его другим. И все это на мощнейших производствах! Когда раскрепостили дух предпринимательской инициативы, появились открытия, идеи, стартапы, которые прогремели далеко за пределами Беларуси. Viber, Masquerade Technologies Inc, недавно продавший свою программу Фейсбуку. Наконец, World of Tanks, в которую играют во всем мире от депутатов Государственной думы России до крутых европейских финансистов. Это лучший пиар для страны, которую авторитетный Wall Street Journal без всякой иронии назвал «Кремниевой долиной Восточной Европы». Наше будущее, я уверен, — это сервисная экономика и высокие технологии. Последние заявления власти о политической поддержке этого курса вселяют надежду, что самое перспективное наше направление станет и приоритетным.

— «Сфера интересов», «Новости экономики», «Экономика дня». Такое количество проектов на Беларусь 1 на схожую тематику говорит о востребованности этой информации у зрителя?

— Востребованность есть, это видно по обратной связи со зрителями. Темы программ подсказывает информационная повестка дня — все актуальные экономические события, решения Правительства и законотворчество. Еще — наши предприниматели, с ними мы все плотнее работаем, и, разумеется, обычные телезрители, которые выходят на редакцию и просят рассказать об интересующем их вопросе.

Экономическое образование — это то, на что у наших людей есть спрос. Увы, пока нет таких возможностей, но выпуски белорусских и зарубежных новостей экономики, бизнеса можно было бы давать еще чаще. Известные, но очень правильные слова: кто владеет информацией — владеет миром. 

— Андрей, с другой стороны, чего греха таить, для многих ВВП, ставка рефинансирования и прочее — дремучий лес. С чего начать?

— Ну да, не развит у нас еще фондовый рынок, широкий интерес к акциям и другим инструментам еще впереди. Не все еще понимают, как заставить деньги работать. Конечно, это очень специфическая среда обитания, но мы ведь рассказываем и про реальный сектор экономики. С чего начать? Смотреть экономические программы — это один из способов разобраться, как устроена экономика, и использовать эти знания. 

— А где вы предпочитаете хранить сбережения: в банке или банке? 

— И там, и там. Я дифференцировал свой портфель и другим рекомендую. Не зря народная мудрость советует не класть яйца в одну корзину. 

— Скажите, багаж информации, полученный за журналистским станком, в жизни вам помогает?

— Тот опыт, который я получаю, будучи шеф-редактором и телеведущим экономических проектов, безусловно, помогает ориентироваться и в экономике, и в бизнес-процессах. Я в самом деле увлечен тем, чем занимаюсь. Привык уже к тому, что знакомые, друзья и родственники спрашивают, что будет с долларом и когда продавать, покупать квартиру или подождать. Но сразу говорю: мы, ведущие экономических программ — эксперты опосредованные, в большей степени проводники информации от людей, которые занимаются этим профессионально — брокеров, риелторов, финансистов, — до зрителей. Хотя бывает по-другому: профессионалы из других областей приходят на ТВ и становятся хорошими телеведущими. Известный спор, кто должен про это рассказывать: тот, кого учили журналистике, или человек, знакомый с данной областью. 

— Экономическая тема выбрана вами когда-то не случайно?

— У меня были свое PR-агентство, издательский бизнес. По разным причинам оставил это. Когда вернулся на телевидение, вместе с руководством Агентства теленовостей принял решение — экономические проекты. Мне это всегда было любопытно, и вот уже почти 10 лет на этой кухне.

v.v.korshuk@gmail.com

Фото из личного архива Андрея ЛАПТЕНКА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter