О зарплатах педагогов, отмене домашних заданий и новом кодексе — эксклюзивное интервью с министром образования

Андрей Иванец: «Постоянная работа и движение только вперед»

Личность Андрея Иванца вызывает неподдельный интерес — и не только у журналистов. Самый молодой министр страны, биография которого впечатляет не меньше возраста. Однако о своих заслугах он говорит неохотно, а о личном — вскользь. Зато Андрей Иванович не ушел от ответа ни на один рабочий вопрос, даже не самый приятный. Рассказал, вырастут ли зарплаты у педагогов, ждать ли отмены домашних заданий и стоит ли родителям нанимать репетиторов.

Андрей Иванец.
— Меня предупредили, что вы не любите говорить о своих заслугах, но не заметить достижения все равно сложно. В журналистских кругах даже стали шутить, что белорусские ученые знают секрет тайм-менеджмента. 

— Секрета нет. (Улыбается.) Важна хорошая база — образование. Достойные наставники, умеющие видеть в человеке задатки. Трудолюбие — постоянная работа и движение только вперед. 

— Вы сказали, что в первую очередь считаете себя ученым. Не расстраиваетесь, что наука останется в прошлом?

— Не планирую разрывать эту связь. Мне повезло: есть научный коллектив, ученики, любимая лаборатория.

И это важно: любой руководитель должен ориентироваться в ситуации не только на своем уровне, но и знать, что происходит на местах. Для меня это возможность понимать, какой сегодня уровень подготовки кадров, в том числе для научной сферы, как идет профориентация и какие перспективы у одаренной молодежи.

— У вас четверо детей, помогаете им с домашними заданиями?

— Старший сын только в этом году пойдет в первый класс, но помогать намерен. Надо через себя пропустить, посмотреть, чему учат детей. Заодно узнать, справится ли министр образования со школьной программой. (Смеется.)

— Кстати, о домашних заданиях: в некоторых странах постепенно начинают от них отказываться.

— В ближайшее время мы такое не предусматриваем.

Первый момент: в рамках классного занятия можно усвоить базовую программу, задания же позволяют выйти на новый уровень. Второй пункт: успеваемость у детей разная, кому-то тяжело освоить материал с ходу. Самостоятельная работа помогает и в этом. Третий момент — дисциплинирующая функция уроков на дом. Отмечу одно: недопустимо, чтобы учитель перекладывал объем информации, который не смог представить на уроке, на плечи ученика либо родителя.

— Почему тогда родители обращаются к услугам репетиторов даже для детей младшего школьного возраста?

— Есть объективные и субъективные причины. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок получил высшее образование. После обращения к репетиторам срабатывает убеждение: «Я сделал все, чтобы обеспечить достойное будущее ребенку». Но, по сути, это перекладывание ответственности. Репетитор не панацея. Чаще всего дополнительные занятия не оправдывают ожиданий, которые на них возлагают. С другой стороны, современный родитель загружен, у него недостаточно времени, а бывает, и знаний: требования растут, информация забывается. Но почему бы не обратиться к учителю, записаться на факультатив? Уверен, никто не откажет.
Репетиторство же превращает сферу образования в бизнес, в процесс манипулирования, будто частный репетитор лучше учителя в школе. 
— Образовательные услуги сегодня востребованы. Родители готовы водить даже малышей в частные детские сады, развивающие центры. И главное — готовы платить за это немалые деньги. Но кто может ответить за качество такого образования, за педагогический состав? 

— В Палате представителей Национального собрания как раз находится законопроект о лицензировании в том числе и дошкольных учреждений. Все частные структуры подпадут под эту процедуру. Будут соблюдать здоровьесберегающие и педагогические технологии. Особое внимание — образовательному процессу, педагоги — только профильные. Жизненный опыт, наличие детей — прекрасно, но быть практикующим педагогом — это знать направления, методы, владеть техниками преподавания. Кстати, все эти моменты касаются не только дошкольного образования. Не стоит девальвировать высшие учреждения путем избыточного создания частных вузов, где не всегда есть необходимый уровень качества образования.

— О новом Кодексе об образовании сказано много, что в нем самое важное, на ваш взгляд?

— Эволюционный документ! Выделю обязательность общего среднего образования. Нельзя обойтись без этого пункта, если планируем быть интеллектуальной нацией, строить экономику знаний. Появилась хорошая возможность привлекать молодых людей получать профтехобразование. Без вступительных экзаменов, имея аттестат об общем базовом, можно поступить в колледж, получить профессию. Сегодня уровень подготовки таких выпускников по многим компетенциям приближается к вузовскому.

Новая редакция позволит развивать сетевую подготовку. Студенты одного учреждения смогут стажироваться в другом. Например, сегодня агроном в крепком хозяйстве мониторит состояние полей без выезда, применяя беспилотные летательные аппараты. Но как получить специалиста, имеющего компетенции и в цифровых, и в аграрных технологиях? Используя материально-техническую базу нескольких учреждений, получаем специалиста с привязкой к конкретной отрасли. Студенту сельскохозяйственной академии не обязательно иметь полный доступ к автоматизированным системам и информационным технологиям. Но он может по­ехать на стажировку в ­БГУИР и получить новые компетенции. 


— Какие новации планируете внедрить в первую очередь?

— В основе любых решений лежит главный принцип: создать качественную и доступную систему образования повсеместно — в крупных центрах и деревнях. Немаловажно использование современных образовательных форм — развитие STEAM-классов, применение комплектов по робототехнике. Отдельное внимание — подготовке педкадров, создание мотиваций для их прихода, особенно в регионы и по тем специальностям, которые наиболее востребованы в определенных сферах. Если мы развиваем индустриальный комплекс, нам необходимы талантливые преподаватели — физики, математики, информатики. С этими специалистами есть определенные сложности. Молодой человек, получивший профильное образование, скорее пойдет в IТ или реальный сектор экономики с более высоким уровнем дохода, нежели выберет педагогическую деятельность.
Поэтому задачи повышения уровня заработной платы стоят конкретные. В планах на пятилетку вывести уровень зарплаты профессорско-преподавательского состава на 150 процентов от средней по стране, если говорим об учителях — на 100—106 процентов от средних цифр.
И очень важный шаг, я бы сказал, база всему — воспитание патриотизма на фундаменте истории нашей страны. Мы за 30 лет независимости создали то, что не было сделано на протяжении многих веков до этого. Через историческую призму стоит показать, что в наших руках — хрустальный сосуд, который очень легко разбить. 

— Как только вы вступили в должность, некоторые телеграм-каналы опубликовали вашу фразу «учитель не должен обращать внимания на свою зарплату, поскольку профессия учителя является призванием» и стали ее раскручивать в выгодном для себя ракурсе. Что тогда имели в виду? 

— Продолжение этой фразы было следующим: «но при этом в стране реализуется комплексный, системный подход для повышения заработной платы». Эту часть почему-то опустили… Но о чем говорил тогда? Если нет любви к детям, к профессии, то не помогут любые суммы в расчетном листке.

— На учителей возложено множество функций, есть ли возможность снизить нагрузку?

— Есть конкретное постановление, где четко определено, какую дополнительную работу педагог не должен выполнять. На базе Гродненской области провели исследование: 88 процентов педагогов не считают, что на них возложены нехарактерные для них функции. Вот показатель системности. Опрос был анонимным! 10 процентов посчитали, что выполняют свойственные для профессии функции, но хотели бы получать за них доплату. И лишь 2 процента сигнализировали, что выполняют поручения, которые для них абсолютно неприемлемы. Как оказалось, это был «перегиб» на местах, руководство заставляло подчиненных вести какие-то странные журналы, не предусмотренные локальными или республиканскими актами. С ситуацией разобрались.

На моем столе сейчас лежит «Проект этических правил педагогических работников». В этом году хотим вынести его на обсуждение педагогической общественности. На мой взгляд, здесь не до конца уточнен вопрос отношения со стороны всех участников образовательного процесса к педагогу. Надо доработать.
К педагогу обязаны относиться уважительно руководители, ученики, родители, чтобы не получилось так, что только наставник всем обязан, а его требования исполняют как придется. Да, учитель должен соответствовать высокому званию, но надо, чтобы и он ощущал себя как за каменной стеной.
azanovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter