Андрей Душечкин: «В театре нет детей и родителей»

Само его участие в спектакле — уже знак качества и залог будущего успеха. Родному драмтеатру им. Максима Горького (который на днях открыл юбилейный, 90‑й сезон!) Андрей Душечкин служит уже 41 год. И в театре, и в кино он играет абсолютно разных героев. Часто принципиальных, смелых и сильных духом — таких же, как он сам. Актер вырос в звездной семье — и еще долго оставался для окружающих сыном театральной примы Александры Климовой и известного педагога Андрея Душечкина-Корсаковского. Однако своей учебой в институте, а затем первыми ролями на горьковской сцене Душечкин-младший словно бы доказал: родительской славой он пользоваться не намерен. Сегодня мы вспоминаем и обсуждаем самые увлекательные факты из биографии заслуженного артиста Беларуси.


Итак, знали ли вы, что…

1 ...в детстве отец всегда брал маленького Андрюшу на прогулку, когда мама, народная артистка СССР Александра Климова, разучивала новую роль

— Не было такого момента, чтобы я думал: мои родители — звезды. Для меня они были просто мамой и папой, совершенно обыкновенными людьми. Я рос очень счастливым советским ребенком: сначала с футбольным мячом во дворе, потом с гитарой. К слову, моя любовь к сцене началась не с театра, а с музыки. Даже на вступительные экзамены в театрально-художественный пришел с гитарой… Но вернемся в детство. Когда мама готовилась к роли, отец обычно говорил: «Пойдем погуляем». И мы шли во двор или в парк Горького. Папа всегда давал Александре Ивановне возможность остаться одной. Потому что понимал: она жила театром, жила этими ролями. Но я тогда об этом, конечно, не думал.

2 ...Андрей Душечкин практически вырос в театре: часто его комментарии из зрительного зала впоследствии становились театральными байками

— Если честно, когда я был маленький, то не очень любил приходить в театр. Там всегда было шумно и много людей, которые трепали меня по плечу и в чем-то даже пугали… И, вообще, я не относился к театру серьезно. Расскажу два случая. Как-то сидел в зале на очень популярном в то время спектакле «Мария Стюарт», где мама играла главную героиню. И вот наступает кульминация: Марию Стюарт медленно ведут на казнь. В зале — полнейшая тишина. И в этот момент я громко зеваю и выдаю: «Сейчас маме отрубят голову, и мы наконец-то пойдем домой». Не понимал, конечно, всю серьезность момента... Второй случай связан уже с папой. Мне очень нравился римский шлем с пером, в котором отец выходил в роли Цезаря в спектакле «Антоний и Клеопатра». И я начал просить, чтобы он надел этот шлем во втором акте — он был отцу очень к лицу. На что папа ответил, что во втором акте головной убор ему не нужен. Я настаивал: «Ну ради меня, ну пожалуйста». В общем, начался спектакль, я сижу в ложе, на сцену выходит отец… Но без шлема, естественно. И мне так стало обидно, что я закричал на весь зал: «Папа, но ты же обещал!»

3...при поступлении в Белорусский театрально-художественный институт осознанно не пошел сдавать экзамены под маминой фамилией

— Потребность в своем собственном творчестве проснулась во мне достаточно рано. Мама спокойно отреагировала, когда я сказал, что буду поступать в театральный. Она видела меня с гитарой, понимала, что мне все это очень нравится. Сознательно остался на отцовской фамилии, по ней же и поступал. Тогда в театрально-художественном проходили массовые предварительные прослушивания. Конкретно мое проводил Илья Курган — известный театральный педагог, актер, диктор. Я помню эти толпы в институте: по 150 человек на место! Но я хорошо подготовился, читал стихотворение советского поэта Игоря Кобзева «Шпага чести», которое отрепетировал дома с отцом. Илья Львович сидел, что-то рисовал в блокноте, даже не смотрел в мою сторону. Потом вдруг спросил: «Как ваша фамилия?» «Душечкин», — отвечаю. «Вы к Климовой имеете какое-то отношение?» Я, конечно, не стал отпираться. «А, ну так проходите», — таков был ответ. Сначала очень переживал: мол, сын Климовой, будут сплетни… Но потом мне сказали: «Смирись. Ты всю жизнь для других будешь ее сыном, нравится тебе это или нет». И я смирился.


 
Родители актера: отец  Андрей Душечкин-Корсаковский и мать Александра Климова.

4...учился на курсе Валерия Раевского

— Как же я стеснялся, когда нас представляли на курсе! Представьте ситуацию. Стоит Валерий Раевский — худрук курса, тогда молодой, но уже известный режиссер. Рядом старший педагог курса — мой отец, Андрей Валентинович Душечкин-Корсаковский. И тут представляют меня по фамилии. Я внутри весь сжался. «Ну, — думаю, — началось…» Поэтому учился как зверь. И за то, что я из актерской семьи, отвечал своей учебой. Не вылазил из института, дневал и ночевал там. На втором курсе, когда мы сдавали Бертольда Брехта (а Раевский очень любил творчество Брехта!), Валерий Николаевич посмотрел на меня, послушал отрывки и сказал: «Ну, может, что-нибудь и получится». С его стороны это был комплимент, а для меня — слова надежды.

Я учился и в то время даже не понимал, какой стресс на самом деле испытывает отец. Он постоянно внутренне переживал, как должен вести себя со мной. Я мог ему что-то грубо ответить, но он это проглатывал, чтобы не выходить на конфликт. Как мудрый педагог понимал: в противном случае возникнет нездоровая ситуация в отношениях отца и сына. К сожалению, я не успел сказать ему спасибо за все, что он для меня сделал…

5 ...после распределения в театр им. Горького стал обращаться к маме исключительно Александра Ивановна

— После окончания института на меня пришло пять заявок. Но я выбрал горьковский театр. Потому что Александра Ивановна сказала: «Не дури. Иди домой». Этот театр действительно был моим домом. А к маме я обращался Александра Ивановна, потому что это было совершенно естественно и органично. В театре в принципе по-другому быть не может. Там нет детей и родителей. К счастью, у меня все сложилось. Я реализовал себя как актер, сыграл огромное количество спектаклей.

6 ...однажды из-за опоздания на репетицию получил от народной артистки СССР Климовой пощечину

— Ростислав Иванович Янковский не опаздывал к ней на репетиции. А тут я умудрился… Она и другие артисты ждали меня 15 минут. Прибежал, попросил прощения и начал оправдываться: мол, были проблемы с транспортом. И Александра Ивановна при всех залепила мне пощечину. Не со зла, конечно. Это был такой воспитательный жест: как я мог опоздать к самой Климовой! Опаздывать к ней было абсолютно недопустимо, это все знали.

7 ...старался не пересекаться с Александрой Ивановной на сцене

— Совершенно естественно, что мы не стремились встречаться с мамой в спектаклях. Но иногда избегать этого не удавалось. Так, скажем, у нас была сцена в спектакле «Ночь ангела», где я играл ее убитого на фронте племянника, который в воображении героини приходит ночью поговорить с ней. Это была очень тяжелая сцена, обоим давалась непросто. Александра Ивановна вообще не хотела ее со мной играть. Или ей было больно, или тяжело открываться передо мной — не знаю… С посторонним человеком в любом случае ей было бы легче. К счастью, эти встречи на сцене носили эпизодический характер.

8 ...Андрей Душечкин — член Союза писателей Беларуси, Российского союза писателей и Союза писателей Союзного государства

— Литература была близка мне всю жизнь, просто я периодами с ней соприкасался. Все силы уходили на театр, он буквально вытягивал энергетику. Но когда появлялась возможность остановиться, оглянуться или мне просто хотелось что-то переосмыслить, садился к письменному столу. В начале августа презентовал новый поэтический сборник, он называется «Колесо на обочине». Книга вышла в серии «Библиотека Минского городского отделения Союза писателей Беларуси». Вместе с предыдущим сборником «Осколки чувств» нынешний составляет своеобразный двухтомник, оформленный в едином черно-белом стиле. В нем собраны мои размышления и переживания о дне сегодняшнем.

В новом сезоне актер будет задействован в двух премьерах: комедии «Одураченный муж» по Мольеру, которую поставит худрук театра Сергей Ковальчик, и в спектакле «Идиот», где в качестве постановщика выступит актриса и режиссер из Сербии Ивана Жигон.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter