Андрей Болтнев

Актеры советского кино
В воскресенье в 14.20 на канале «Россия» смотрите фильм «Противостояние»

Одна глава из цикла передач об актерских судьбах «Чтобы помнили» называлась «Андрей». В ней вспоминали Болтнева. Говорили, что Андрей Николаевич не любил, когда его называли по имени–отчеству... Как сейчас выяснилось, этому случаю есть объяснение. В свидетельстве о рождении он был записан как Андрей Вячеславович Тусов. Когда ему было 5 лет, отец умер. Мама Нина Константиновна — чемпионка СССР по мотокроссу, отличник народного просвещения и, как называл ее Андрей, «бандерша юга» — вышла замуж за капитана дальнего плавания Николая Болтнева... Вот и вся история. Правда, за этим стоит большая дружба с отчимом, счастливые детство и юность, проведенные в портовых городах Севастополе и Туапсе...

Дальше — армия, студент Краснодарского медицинского института, резкий разворот... и учеба в театральном училище в Ярославле.

Болтнев дерзко ворвался на советский экран вопреки известным законам «фабрики грез». Так получилось, что широкому зрителю предатель Кротов из «Противостояния» явился раньше всех. Известный фильм «Мой друг Иван Лапшин» долго лежал на полке по необъяснимым доселе причинам.

Это дивное черно–белое кино Германа о буднях угро обросло легендами прежде, чем увидело экран. Слухи вокруг были совершенно неоправданными. Герман снимал не антисоветский фильм, а свое авторское кино с узнаваемыми героями без пафосных советских моралите и девизов. Драматизм и безнадегу послевоенного времени не отрицал ведь никто. Жуткий грязный провинциальный послевоенный город. Иван Лапшин, худосочный начальник опергруппы — Андрей Болтнев, ходит, как положено, в кожанке и кепке, ищет бандитов в барачных постройках... Типично мужская работа, роль почти без слов, рутина убойного отдела без пафосного душка, поступки без героики. Собственно, этой обыденности и не хотели простить Герману тогдашние высокие киноначальники. Мол, а где героизм доблестных органов? А красота подвига? И вообще — кто такой этот Андрей Болтнев, вытащили откуда–то из провинции, из Новосибирска...

Вот здесь, насчет провинции, столичные критики явно погорячились. На сцене новосибирского театра «Красный факел», откуда приехал в Москву Болтнев, впервые в истории советского театра (!) был поставлен пушкинский «Борис Годунов». А музыку для постановки специально написал не кто–нибудь, а Альфред Шнитке. Кстати, это единственное сочинение композитора для драматического театра. Царя Бориса, конечно же, играл легенда новосибирского театра Анатолий Солоницын, тот самый, что в фильме Андрея Тарковского сыграл Андрея Рублева. О разнице сюжетной канвы оперы Мусоргского «Борис Годунов» и версии Пушкина рассуждать не будем. Не к месту.

Продвинутой советской интеллигенции бунтарские постановки Театра на Таганке уже было с чем сравнивать — с «Красным факелом». И Андрей Болтнев наверняка застал то время, когда в известном Академгородке физики и лирики могли запросто организовать свой «Гендель–фестиваль», концерт Юрия Визбора, вечер поэзии... Но это совсем другая советская история.

Чуть позже в фильме «Противостояние» актер реабилитирует свой накатанный образ и актерский талант! Сыграв почти такую же бессловесную роль душегуба Кротова, Болтнев выдержал крупные планы в фильме по детективу Юлиана Семенова. Крупные планы — лицо во весь экран — эксплуатировали во всем мире, как известно, осторожно и выборочно и брали самых–самых: Брандо, Иствуда, Хопкинса, Бондарчука, Шукшина, Баталова. После выхода картин писали, что Болтнев–Лапшин — гений, где вы его нашли? Болтнев–Кротов — неповторим в роли величайшего злодея, Болтнев — хорош в небольшой роли в фильме «Торпедоносцы», в котором его герой находит потерявшегося сына и в какой–то момент понимает, что ребенок–то — не его...

Пишут, что Москва его сгубила. Друзья не спасли, и театр не помог. Андрей Болтнев переехал в Москву состоявшимся актером. В ожидании обещанной прописки прожил в общежитии 10 лет. Мотался в Новосибирск к семье. Не ходил по кабинетам, не выпрашивал звания и жилья.

Прописали его после смерти. Те немногочисленные интервью, которые дал Андрей Болтнев, еще не оцифровали, они сохранились в газетном формате в семейном архиве актера.

Факт из жизни

Как–то актеры Валерий Гаркалин и Андрей Болтнев очень сильно перебрали после съемок, да так, что едва не опоздали на свой поезд Минск — Москва. В самую последнюю минуту они подлетают к своему вагону, причем Гаркалин как более стойкий еще мог держаться на ногах, а вот у Болтнева сил уже не было, он фактически висел на руке у Гаркалина наподобие плаща. Тут, видя не совсем уверенное стояние Гаркалина с «плащом», путь им преграждает внушительного вида проводница:

— Так, вас я пущу, а вот его, — она указывает на «плащ», — нет.

Тут «плащ» внезапно оживает:

— Но это же негуманно.

— Почему? — в свою очередь удивилась проводница.

— Он еще может стоять, а я уже нет.

Справка «СБ»

Андрей Болтнев родился 5 января 1946 года в г. Черняховске. Снялся более чем в 50 фильмах. Служил в новосибирском театре «Красный факел». С 1985 года — в Москве, театр имени Вл.Маяковского. Одной из лучших ролей стала роль директора школы в инсценировке «Завтра была война». Впервые вышел на сцену еще ребенком: бабушка, заслуженная артистка РСФСР Нина Иртеньева и дед, народный артист Грузинской ССР Константин Добжинский служили в севастопольском театре Черноморского флота. Супруга Наталья Мазец — актриса «Красного факела», дочь Мария в 2003 году была принята в труппу московского театра, в котором служил отец.

Заслуженный актер России Андрей Болтнев умер в 49 лет от инсульта в мае 1995 года.

Звонок «СБ» дочери актера Марии Болтневой

— Мария, вам звонят из Минска. Хочу кое–что уточнить по фактам из жизни актера Андрея Болтнева. Вот нашла газетенку с заголовком «Жена Болтнева дружит с его любовницами»...

— Это провокация! Все, что там написано, — жутчайшая ложь. Родители не разводились. После этой публикации, в которой все переврано, моя мама — актриса Наталья Мазец — вообще перестала общаться с журналистами. Мне сложно говорить на тему семьи, так как, когда умер мой отец, я была ребенком. Но я хорошо помню наши встречи, ту атмосферу. Я и сейчас уверена, что мой отец любил только одну женщину — мою мать. С позиции нынешнего времени и своего возраста понимаю, что родители долго жили на два города в ожидании обещанной театром квартиры, поэтому наш переезд с мамой из Новосибирска затягивался. Наверное, поэтому и встречи их были романтическими...

Время было такое, что ли, робкое. Съемные квартиры — еще редкость и удел смелых и наглых. У нас не было никаких перспектив, чтобы построить кооперативную квартиру в Москве. Сначала мама не хотела, чтобы я школу меняла, позже ожидание превратилось в устойчивую привычку. А в общежитской комнатке отца на Павелецком вокзале не было элементарных условий. Однажды мы с мамой приехали к отцу пожить на некоторое время. Тараканы буквально сыпались с потолка и стен днем и ночью...

— А история с пропиской после смерти?

— Это правда. Отец старался в жизни придерживаться принципа: никогда ни у кого ничего не проси. Остался ни с чем. Внезапно умер от инсульта во сне. И его прописывали уже после смерти, чтобы получить формальное разрешение на захоронение. Добивались прописки всем миром, но удалось только Наталье Гундаревой. Мэрия Москвы не устояла перед авторитетом известной актрисы. Похоронили отца на Востряковском кладбище.

— После смерти прошло 12 лет. Что–нибудь изменилось в судьбе вашей матери?

— Мама замуж, безусловно, не вышла. Трудно заметить мужчину рядом после жизни с Андреем Болтневым. Служит в «Красном факеле».

— Самое яркое детское впечатление...

— О–о! Это, конечно, гастроли московского театра в Риге! Лето, мама отпустила меня на каникулы с отцом. Полная свобода! Незнакомый город, чужая речь, холодное море. Мой отец в жизни был, скорее, созерцателем. Поэтому любил долго бродить по неизвестным местам, запоминать возникшие ситуации и мизансцены в гражданской жизни. Меня к этому приучал. Иногда на прогулки собирались целые актерские компании... Его узнавали в Латвии. Роль в фильме «Прогулки на старом автомобиле» очень соответствует его характеру. Хотя мечтал сыграть на сцене классику — Сирано де Бержерака. Кстати, а я хорошо помню, и как он с мамой репетировал роль мерзавца Кротова...

— Почему с мамой?

— Сценарий прислали к нам в Новосибирск. Это был тот случай, когда профессиональный интерес родителей взял верх над бытом. Они до поздней ночи придумывали связки к характеру роли, оттенки дикции, мотивы к поступкам. Я помню, как они долго сидели за столом и разбирали каждую реплику... Отец всегда ценил мнение мамы как человека театра, прислушивался к ее советам.

— А как актеры Болтнев и Мазец оказались в «Красном факеле»?

— Встретились они в Майкопе, куда по распределению в местный театр направили мою маму. Оба были ведущими актерами. Поженились. И мама из прагматических соображений предложила перебраться в Новосибирск, откуда сама родом и где жила ее мать. Театр «Красный факел» был в те времена живым организмом, их приняли в труппу сразу.

— Маша, а у вас какие перспективы в театре? Имя отца помогает?

— Хотелось бы, конечно, так не думать. Когда я три года тому назад приехала в Москву, то опоздала на все театральные показы! Поступила во ВГИК на курс Баталова. Правда, после смерти отца мы поддерживали связь с его друзьями по театру — Анатолием Лобоцким и Юрием Иоффе. Честно признаться, на их дружбу я сегодня и опираюсь. Позже пришла на показ в «маяковку». Приняли. Но! Мне как актрисе больше интересен экспериментальный театр. Например, новый театр «Практика». Работы Серебренникова, Байкова, Панкова... Есть предложения сняться в кино, но пока об этом еще рано говорить.

— Удачи вам!

Автор материала благодарит М.Болтневу за оказанную помощь при подготовке материала.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter