Против кого и чего направлена волна народного недовольства в разных странах?

Анатомия протестов

С наступлением пандемии коронавируса в разных частях света не прекращаются многотысячные акции протеста против карантинных правил и ограничений. Во многих странах COVID-19 крепко поссорил власти и население. Но если хорошенько разобраться, в большинстве своем марши противников принудительной вакцинации и «ковидных паспортов» — это лишь верхушка айсберга. Истинные же причины народного недовольства гораздо глубже. И все чаще жители даже самых на первый взгляд развитых и благополучных государств в негодовании объявляют «войну» своим политикам и выходят на улицы.

Рейтинг Макрона катится в пропасть

Особенно «преуспели» в этом французы. Не зря их все-таки называют законодателями мировой моды, и не только в одежде. Побуянить на улицах Парижа, а также Лиона, Марселя, Нанта и других городов теперь тоже весьма модно. На прошлой неделе, к примеру, в стране было зафиксировано около 200 протестных акций. Остроты им прибавил тот факт, что власти поставили граждан перед выбором: или они получают первую дозу вакцины, или им заморозят трудовые договоры и временно прекратят начислять зарплату. Непривитым французам запретили посещать торговые центры, пользоваться общественным транспортом. Нарушителям грозят многотысячные штрафы.

В целом пандемия и связанные с ней ограничения нанесли весьма болезненный удар по второй экономике Евросоюза, обвалив уровень жизни в стране и обнажив застарелые социальные проблемы. Люди выступают за повышение зарплат, против пенсионной реформы и сокращения размера пособий по безработице для тех, у кого короткие контракты чередуются с периодами простоя. 

Дошло до того, что французские студенты выстраиваются в очереди за продовольственной помощью, а местные рестораны раздают голодающим нераспроданные блюда. 
Во всех бедах французы винят президента Эммануэля Макрона, чей рейтинг стремительно катится в пропасть.

Единым фронтом

По мнению экспертов, Германия стала центром европейского антиковидного сопротивления, насчитывающего около миллиона активистов. Они готовы по нескольку раз в месяц выходить на улицы и в агрессивной форме отстаивать свои права и свободы. Но что интересно, к рядам коронаскептиков примкнули различные политические и общественные организации. К примеру, в августе объявил забастовку профсоюз немецких машинистов, требуя улучшений условий труда.


На многотысячных демонстрациях в крупнейших городах Германии бок о бок идут антифашисты и «Граждане Рейха», защитники прав сексуальных меньшинств и борцы за традиционные ценности. 
Все они объединены мыслью о том, что их базовые права нарушают, и этого вполне достаточно для того, чтобы сплотить (пусть даже на короткое время) непримиримых оппонентов.

Ничего хорошего не ждут

Все чаще «искрит» и у литовцев. 10 августа этого года тысячи митингующих вышли на улицы Вильнюса с требованием отменить ограничения для непривитых от коронавируса и призвали правительство уйти в отставку. Люди жаловались на социальное неравенство, разделение Литвы на богатую и нищую, проблемы в медицине, образовании. 

В принципе, любое официальное заявление Гитанаса Науседы вызывает озабоченность литовцев, потому как ничего хорошего от своей власти они не ждут. Факты говорят сами за себя. 
По данным Европейского центра профилактики и контроля заболеваний, Литва вышла на первое место по заболеваемости COVID-19 в Евросоюзе и занимает второе место по смертности (после Болгарии. — Прим. ред.). В 2020 году каждый пятый житель Литвы находился за чертой бедности.

За последний год Литве удалось поссориться с такими важными для ее экономики государствами, как Китай и Беларусь, осудить Венгрию за запрет на распространение изображений ­ЛГБТ-отношений среди несовершеннолетних, Латвию и Эстонию — за отказ полностью отключить энергоснабжение Беларуси.

— Призывая к санкциям и демонстрируя «непоколебимую политическую волю», Литва обнажила «благосостояние» собственного населения, — отмечает The Baltic Word.

Например, стоимость газа для потребителей в стране уже выросла на 50 процентов. Тарифы на централизованное отопление в этом году увеличатся в среднем примерно на 30 процентов.
Протесты у здания литовского сейма еще больше раскололи общество и показали неготовность литовских властей разговаривать с народом. 
Вот что заявил литовский общественный деятель Жильвинас Разминас:

— У власти нет ничего общего с литовским народом, гражданами Литвы — они только марионетки Вашингтона и Брюсселя. Поэтому протест нужно было организовывать не у здания литовского парламента, а у американского посольства. Кроме того, надо было говорить не только о том, что сейчас случилось: про потоки мигрантов, про коронавирус, а надо говорить об изменениях строя, о том, как надоело жить в такой Литве, которая как колония. Мы не рабы, мы должны быть собственниками государства, а не третьим или пятым сортом.

Джеффри Сакс, американский экономист:


— Экономический рост без справедливости и экономической устойчивости — это рецепт для беспорядков, а не благополучия. Нам надо предоставлять намного больше государственных услуг, активнее перераспределять доходы от богатых к бедным, увеличивать государственные инвестиции, направляемые на достижение экологической устойчивости.

Холод — не тетка

Чем ближе зимние холода, тем активнее ведут себя экоактивисты движения «Утеплите Британию». Очередная их акция протеста в Лондоне 8 октября завершилась жесткими столкновениями с полицией. При этом цели у экоактивистов самые мирные. Они призывают правительство профинансировать масштабную программу по повышению энергоэффективности британского жилого фонда, утверждая, что дома в Соединенном Королевстве — одни из самых старых и холодных в Европе. 
Ежегодно британцы вынуждены тратить огромный объем энергии на обогрев помещений, а это способствует выбросам парниковых газов в атмосферу. Участники пикетов неоднократно перекрывали кольцевую автодорогу вокруг Лондона, пытались блокировать трассы в главные аэропорты. Но всякий раз наталкиваются на непонимание властей.

Украинский ящик Пандоры

Антиправительственные протесты в Украине стали уже нормой. Многочисленные майданы так и не привели к благоденствию нашу южную соседку. За годы независимости в стране было шесть президентов. Каждый обещал людям порядок, благополучие и справедливость. А что по факту? Олигархи и коррупция процветают, народу становится все хуже. 


По индексу человеческого развития страна рухнула на 30 позиций, по ВВП на душу населения — на 40 пунктов. Согласно данным украинского Госстата, только один процент украинцев относит себя к среднему классу, а 67 процентов находятся ниже уровня бедности. 
Потеря территорий и крупных индустриальных гигантов, 13 тысяч жертв войны в Донбассе, бешеный рост тарифов, закрытие нескольких телеканалов — вот что может записать себе «в актив» руководство страны. 
Вдобавок с 2014 года Украина фактически несамостоятельна и напрямую подчиняется указаниям из Брюсселя и Вашингтона в обмен на эфемерные обещания принятия в ЕС и ­НАТО. Неудивительно, что в стране фактически не прекращаются уличные протесты против действующей власти. Люди возмущены антисоциальными и антитрудовыми законодательными инициативами, требуют повышения минимальных зарплат и пенсий, доступных тарифов на коммунальные услуги. Но откуда же им взяться, если поставщики выходят на бюджетные организации с предложением о продаже газа за 38 тысяч гривен (1430 долларов) за тысячу кубометров, говорит сопредседатель парламентской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Юрий Бойко:

— Это неподъемные цены для бюджетников, для школ, больниц. У власти полное непонимание рисков и всей остроты надвигающегося энергетического кризиса. 
Из-за провалов в подготовке к отопительному сезону власть снова загонит страну в очередной локдаун.

А вот что говорит бывший министр экономики Украины Виктор Суслов:

— Я не исключаю, что украинская власть доиграется до того, что зимой некоторые не только дома, районы, но и целые города нечем будет отапливать. Многие уже начали закупать дрова по сумасшедшим ценам.

По всем правилам «демократии»

Ковидные бунты в этом году охватили также Италию, Словению, Швейцарию, Австралию, Грецию, Бельгию и другие страны. Многочисленные демонстранты заявляют о несогласии с политикой властей, называя ее COVID-тиранией. Полицейские реагируют на протесты по всем правилам «демократии», разгоняя недовольных дубинками, слезоточивым газом и водометами. 

Ситуация со свободой слова в странах Запада вызывает все больше вопросов. Во время недавних дебатов в Европарламенте по этому поводу хорватский политик Иван Вилибор Синчич призвал обратить критический взгляд поборников гражданских свобод на себя:

— Мы говорим о протестах в Беларуси, прошедших год назад, но мы не видим протестов в наших собственных столицах. Пострадавший в протестах в Минске для нас важнее, чем истекающий кровью протестующий в Берлине или Париже. Если так будет продолжаться, то мы можем выбросить все наши конвенции и резолюции о правах.

Гуд-бай, Америка

В США массовые протестные акции совсем не редкость. Мы помним и многочисленные выступления сторонников движения «Захвати Уолл-стрит», и реакцию на убийство афроамериканца Дж. Флойда в Миннеаполисе в прошлом году, и международное движение Black Lives Matter («Жизни темнокожих имеют значение»). Но то, что случилось в США в начале этого года, окончательно перевернуло все привычные представления о демократии западного толка. После того как 6 января Дональд Трамп, обращаясь к тысячам участников «Марша за спасение Америки» в Вашингтоне, заявил, что никогда не признает своего поражения на ноябрьских выборах в США, его сторонники прорвали оцепление полиции на Капитолийском холме, ворвались в здание конгресса и учинили погромы.


Правоохранительные органы навели порядок не церемонясь, без оглядки на какие бы то ни было права и свободы, убив пять безоружных человек, в том числе ветерана ВВС Эшли Бэббит. После этих событий США должны были пасть на колени перед всем миром, увидевшим истинное лицо мирового оплота демократии.
Покаяния, конечно, не случилось. Но и склеить разбившуюся витрину западного либерализма тоже уже не получится.


Амбиции зашкаливают

Известно, что одним из самых ярых критиков Беларуси выступает Польша. Однако польским властям, вместо того чтобы выискивать соринку в чужом глазу, следовало бы разобраться с бревнами в собственном. Ведь эту страну то и дело сотрясают массовые акции протеста. Вспомним хотя бы запрет на аборты, который расколол общество надвое и весной вывел на улицу тысячи женщин. Они искренне верили, что в свободной демократичной стране сами вправе выбирать, рожать им или нет. Да не тут-то было…

В июне этого года на массовую демонстрацию в Варшаве вышли работники топливно-энергетического сектора, обеспокоенные будущим своей отрасли и рабочих мест. В августе недовольство сельскохозяйственной политикой выражали фермеры под лозунгами «Война за деревню» и «Политики разрушают польскую деревню».
— В Польше и власть, и оппозиция ничего не делают для защиты фермеров. Нас не замечают, мы разочарованы, опечалены, недооценены, — заявил лидер организации AgroUniа Михал Колодзейчак.


В сентябре акцию протеста устроили польские медики, требуя от властей достойной оплаты труда и увеличения расходов на здравоохранение в целом. А в начале октября люди вышли на митинги в Белостоке, Вроцлаве, Катовице, осуждая польские власти за бесчеловечное отношение к мигрантам на границе. 
Однако политикам в Варшаве проще учить жить других, нежели наводить порядок у себя дома. Амбиции порой зашкаливают до такой степени, что поляки готовы даже пойти вопреки воле своих хозяев в Брюсселе. 
Вердикт Конституционного суда Польши о приоритете польского законодательства над общеевропейским наделал немало шуму. Позабыли, видимо, в Варшаве, что за время нахождения в ЕС выкачали оттуда сотни миллиардов долларов субсидий. И что на самом деле польская экономика без западных покровителей не сдюжит и нескольких лет. Ведь большая часть промышленных предприятий выкуплена американскими и европейскими компаниями и полякам уже не принадлежит. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter